Картотека пальчиковых игр Е. С. Железновой
материал (младшая группа)

Удоденко Ирина Петровна

Картотека пальчиковых игр Е. С. Железновой с описанием движений и объяснением для педагогов и родителей, как правильно выполнять упражнения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_e._s._zheleznovoy.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры Е.С. Железновой

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. 

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. 
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. 
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

ЧАСЫ.

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками "бежим" от коленочек до макушки.)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

(Один хлопок над головой.)

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол.)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!

(Два хлопка.)

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

(Три хлопка.)

Мышь скатилась кувырком.

КОТЯТА.

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их.)

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

У ЖИРАФОВ.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу, «рисуем полосочки»

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

РАЗМИНКА.

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.)

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

(Прижимаем указательные пальцы к губам.)

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.)

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

(Подпрыгиваем на месте в ритме текста.)

(Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,

...

Плечиками мы покрутим,

...

ДОМ.

Я хочу построить дом,

(Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пёс ворота охранял.

(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл,

("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл.

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

МОИ ВЕЩИ.

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

(Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

("Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

(Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.)

Могу почитать,

(Раскрываем ладони "книжечкой".)

Могу вам картиночки

В ней показать.

(Руки вытягиваем, ладони открыты)

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

(Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.)

Его я бросаю

Над головой.

("Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).)

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

(Поочерёдно гладим одну руку другой.)

ВМЕСТЕ С НАМИ

Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.

Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.

Ты похлопай вместе с нами, ты похлопай вместе с нами.

Ты похлопай вместе с нами: хлоп и хлоп.

Ты потопай вместе с нами: топ и топ…

Ты попрыгай вместе с нами: прыг и прыг…

А теперь ты будешь с нами танцевать,

А теперь ты будешь с нами танцевать,

А теперь ты будешь с нами, а теперь ты будешь с нами,

А теперь ты будешь с нами танцевать.

ШАРИК

В процессе игры поочерёдно используются обе руки. Сначала "шарик" правая рука, затем - левая.

Вот шарик маленький смешной,

Он хочет поиграть с тобой.

(Кончики пальцев соединить (шарик). "Показывают" шарик (вращательные движения кистью).

Он вверх летел, он вниз летел

И на твою макушку сел.*

(Движения в соответствии с текстом)

...И на твой носик шарик сел...

На твой животик шарик сел

Он надоел, и вот смотри:

Игла явилась раз, два, три.

(Вытянуть указательный палец другой руки)

И вот один короткий взмах,

Кольнуть «шарик»

Игла кольнула, шарик - бах!

(Хлопнуть в ладоши)

ДВОЕ ТОЛСТЫХ ПОРОСЯТ

Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.

Двое толстых поросят

За воротами стоят.

Поросята эти ждут,

Что им кушать принесут.

Сгибать и разгибать пальцы в ритме текста.

Двое толстых поросят

Снизу в щёлочки глядят,

Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными.

Бегают туда - сюда:

"Где же вкусная еда?"

Поднять большие пальцы, качать ими.

Двое толстых поросят

В дверь копытцами стучат,

Стучать большими пальцами по ладошкам.

Вдруг открылась эта дверь:

Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.

"Можно выбежать теперь!"

Большие пальцы стучат по столу.

Двое толстых поросят

Громко, радостно визжат:

Вращать большими пальцами

"Вот корыто, да, да, да,

А в нём вкусная еда!"

Сложить ладошки как корытце, большие пальцы внутри "корыта", гладить ладони.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим-рубим,                        

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,

(Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трём-трём,

(Потирать кулачок)

Мы капустку жмём-жмём.

          (Сжимать и разжимать кулачки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека игр. "Сказочки-щекоталочки" Е.Железновой

Материал для педагогов-дошкольников....

Пальчиковые игры-пособия Е. Железновой. "Поросята", "Краб", "Весна", "Паучок".

Пальчиковая игра "Поросята", "Краб", "Весна", "Паучок"....

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОВЫХ

В данном материале содержится картотека пальчиковых игр и упражнения Железновых...

Семинар практикум доя педагогов "Музыкальные пальчиковые игры по методике Железновых"

Пальчиковые игры развивают общую и мелкую моторику руки, способствуют развитию речи, интеллектуальному развитию, совершенствуют функцию коры головного мозга и в дальнейшем формируют навыки письма...

Семинар-практикум для педагогов "Музыкальные пальчиковые игры по методике Железновых"

Пальчиковые игры развивают общую и мелкую моторику руки, способствуют развитию речи, интеллектуальному развитию, совершенствуют функцию коры головного мозга и в дальнейшем формируют навыки письма...