Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3-4 лет»
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
Для родителей появление ребенка в семье — самое
большое счастье! Воспитание детей становится для нас
самым главным делом жизни, наполняет великим
смыслом каждый наш день! Вырастить человека — это
огромный труд и наше предназначение. И, безусловно,
на этом нелегком пути нас ждет много радостей, новых
открытий, приятных минут и море эмоций.
Каждый возраст ребенка прекрасен и по-своему
неповторим! С каждым прожитым годом наш малыш
овладевает чем-то новым, двигается вперед, радует нас
своими достижениями, удивляет нас! Мы должны терпеливо пройти каждый шаг с нашими
детьми, запомнить это прекрасное время — детство, быть для ребенка хорошими
помощниками и опорой во всем.
Давайте обратим наше внимание на замечательный и, на мой взгляд, очень интересный
возраст — 3 года.
У вас растет прекрасный малыш! Он уже хорошо бегает и неплохо говорит. У него есть
любимая еда, игрушки, книжки, одежда. Он иногда бывает до невозможности упрям, а
иногда — удивительно настойчив. Он спокойный, уверенный, веселый человечек. Кажется,
ему нравится это приключение под названием ЖИЗНЬ! Вы смотрите на него и гордитесь —
он лучше всех на свете! Но иногда возникают вопросы и сомнения, а хорошо ли малыш
развит для своего возраста, достаточно ли он знает и умеет? Давайте попробуем разобраться,
какие же особенности характерны для ребенка 3-4 лет, что он должен уметь, какие навыки
уже сформированы...Зная уровень развития ребенка, можно планировать, в каком
направлении двигаться дальше. Важно создавать условия для того, чтобы ребенок не
останавливался в своем развитии, все время чему-то учился, что-то открывал, чего-то
достигал.
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития
ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью,
малыш все больше начинает осознавать себя как личность. Основные потребности в этом
возрасте — потребность в общении, уважении и признании.
В этом возрасте ярко проявляется желание делать все по-своему. Присутствует потребность
отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого
не очень хочется или пока не по силам. Родителям важно с терпением и пониманием
относиться к указанным проявлениям ребенка. Помните, что так называемое упрямство —
это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а
потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Игры
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности в этом возрасте - это игра.
Основным содержанием игры для детей 3-4 лет являются действия с игрушками и
предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Малыши быстро могут
переключаться с одной игры на другую. Постепенно игра становится все более
коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение,
становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и
соответственно действует. В этом возрасте малыши любят помогать взрослым.
Поддерживайте это желание и учитесь вместе выполнять какую-то работу! Обязательно
играйте с ребенком и почаще хвалите его! Уверенность в себе формируется в детстве!
Мышление
В возрасте от 3 до 4 лет дети умеют различать до семи и более цветов (как основных, так и
оттеночных), называют до пяти геометрических форм предметов (круг, квадрат, овал...).
Способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада и своей квартиры. К трем годам ребенок умеет самостоятельно
собирать пирамидки, учитывая размер колец и заданную форму. Трехлетний ребенок легко
выполняет задание на вкладывание меньшего предмета в больший, ориентируясь при этом на
размер. Дети справляются с заданием построить башню из кубиков по заданному образцу.
Малыши уже должны уметь работать с разрезными картинками. Им удается собрать
картинку из 3-4 частей путем проб.
Внимание
Внимание трехлетнего ребенка, в основном, зависит от внешних раздражителей. Малыш
быстро отвлекается, не способен долго сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с тем
ребенок может уже прислушаться к инструкции взрослого, внимательно посмотреть и
понаблюдать. Он готов рассматривать картинки, слушать короткие сказки. К 4 годам
внимание становится все более устойчивыми продолжительным. Малыш легко справляется с
заданием «парные картинки». Дети могут запоминать 3-4 слова и 5-6 названий предметов. А
к концу 4-го года жизни — даже отрывки из любимых сказок и короткие стихотворения.
Память
В этом возрасте память ребенка носит непроизвольный характер. Малыш хорошо запоминает
все, что ему интересно и что представляет для него эмоциональный отклик. Хорошо
усваивается то, что он слышит или видит много раз. Хорошо развита двигательная память —
ребенок лучше запоминает все то, что было связано с собственным движением. Детям в этом
возрасте доступно выполнить несколько действий в заданной последовательности; повторить
предложение из 4-5 слов; запомнить 3-4 игрушки или картинки.
Речевое развитие
Три года — это возраст интенсивного развития речи. Активно развивается и увеличивается
словарный запас (до 600-800 слов), формируется грамматический строй речи. Ребенок
должен уже говорить предложениями. Он способен поддержать несложную беседу. В этом
возрасте малыш с удовольствием многократно повторяет новые слова, придумывает свои
собственные по аналогии с известными. Задает бесконечные вопросы: «Как это называется?
Почему?» и другие. Ребенок понимает значение простых предлогов. Может ответить на
вопросы по сюжетным картинкам (кто и что делает?). Фонематический (речевой) слух
находится в стадии формирования. Также развиваются движения органов артикуляции
(языка, губ). Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня и
терпеливо отвечайте на его вопросы.
Моторика
В возрасте от 3 до 4 лет продолжает активно развиваться координация движений: ребята
учатся прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом. Малыши умеют бросать мяч через
голову; спускаться вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Сохраняют
равновесие при качании на качелях.
Активно развивается и мелкая моторика. Стимулировать развитие пальцев рук — очень
важная задача для родителей, так как уровень развития мышления и речи зависит от
сформированности двигательной сферы. Поэтому обязательно предлагайте малышу игры с
мозаикой, конструктором, пазлами, можно использовать различные шнуровки, вкладыши,
волчки, массажные мячики, пальчиковую гимнастику и игры.
Творчество
В возрасте 3-4 лет интенсивно развиваются умения рисовать и лепить.
Рисование — это отличный способ самовыражения. Дети уже могут использовать цвет.
Очень важно учить ребенка правильно держать карандаш и кисточку.
Лепка развивает не только силу и ловкость пальчиков, но и пространственное восприятие и
воображение. Дети уже способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Родителям важно подобрать игры и занятия для детей с учетом их возраста. Не нужно
требовать от ребенка того, что он еще не в состоянии сделать! Главное — это понимать, что
Ваш малыш — неповторим, он вправе иметь свои особенности. Не следует сравнивать его со
сверстниками. У каждого ребенка свой характер, темперамент; разные темпы овладения
умениями и навыками.
Взрослым необходимо понимать, что своевременное обращение за помощью (к психологу,
логопеду, дефектологу) — это залог успешного развития ребенка! Поэтому, если у Вас
возникли сомнения или вопросы, смело консультируйтесь со специалистами. Они не только
оценят развитие Вашего малыша, но и дадут советы и рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 года.
1. Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.2....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-4 года"
Возрастные особенности детей 3-4 года предпологают.Возрастные особенности в детском саду.Особенности развития.Становление личностных качеств.Советы родителям....
Консультация для родителей: "Возрастные особенности детей 1-2 года"
Консультация для родителей: "Возрастные особенности детей 1-2 года"...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4-го года жизни"
Презентация для родительского собрания...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей с 1 года до 2 лет"
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно – игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, з...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-го года жизни"
Подробная консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-го года жизни"...
Консультация для родителей " Возрастные особенности детей 4- 5 года жизни"
Возрастные ообенности детей 4-5 лет...