Консультации для родителей «Азбука общения с ребенком»
консультация

Бариева Яна Вячеславовна

          Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив (озвучить) его чувство.

-  Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне.

- Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

- Очень важно в беседе держать паузу (пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом).

Рекомендации:

В повседневном общении замечайте моменты различных переживаний ребенка: когда он расстроен, боится, не хочет, устал, увлечен, нетерпелив, рассержен, обижен, называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме ваших реплик и о паузе ваших ответов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Консультации для родителей

      «Азбука общения с ребенком»

                   

                                     

                                       «Как слушать ребенка»

         Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив (озвучить) его чувство.

 -  Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне.

 - Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

 - Очень важно в беседе держать паузу (пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом).

        Рекомендации:

       В повседневном общении замечайте моменты различных переживаний ребенка: когда он расстроен, боится, не хочет, устал, увлечен, нетерпелив, рассержен, обижен, называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме ваших реплик и о паузе ваших ответов.

 

«Что нам мешает слушать ребенка»

   Неудачные высказывания (наши автоматические реакции):

 - Приказы и команды.

 - Предупреждения, предостережения и угрозы.

 - Мораль, нравоучения и проповеди.

 - Советы и готовые решения.

 - Доказательства, логические выводы, нотации и лекции.

 - Критика, выговоры и обвинения.

 - Похвала.                                      

 - Обзывания и высмеивания.

 - Догадки и интерпретации.

 - Выспрашивания, расследование.

 - Сочувствие на словах, уговоры и увещевания.

 - Отшучивание и уход от разговора.

    Часто родители спрашивают: «Что делать, если ребенок настойчиво требует невозможного, при этом плачет, или очень расстроен?»

Ответ: «Попробуйте его активно послушать. Ваши первые фразы, в которых он увидит участие, могут несколько смягчить обстановку. Вслед за этим попробуйте помечтать вместе с ним о невозможном.

      Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства.

                      «Чувства родителей. Как с ними быть?»

          Что же делать, когда родителей переполняют эмоции?

Правило №1: если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом это – «Я - сообщение» (мне не приятно, я волнуюсь, я огорчен). Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, не для вас?

Правило №2: когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении.    

Правило№3: не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей остановке, чтобы предупредить нежелательное поведение ребенка.

Правило№4: чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка

 

«Если ему трудно»

          Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите. Очень хорошо начать со слов «Давай вместе». Они открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений:

- возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;

- по мере освоения ребенком новых ему действий постепенно передавайте их ему.                                                                       

         Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с вами. Опасности, которые вас подстерегают:

- слишком рано переложить свою часть действий на ребенка (приведет к потери желания заниматься этим делом);

- слишком долгое и настойчивое участие родителя (никакого развития самостоятельности и потеря желания).

Рекомендации:

1. Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему «Давай вместе!» Посмотрите на реакцию; если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда вы можете ослабить ваше участие, но не делайте это слишком рано и резко. Отметьте успехи ребенка, поздравьте его, а заодно и себя!

2. Выберите пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите предыдущую процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

3.  Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком. Чтобы время, проводимое с вами, было для него положительно окрашено.

 

           «А если не хочет?»

          В чем причина непослушания? Возможно в отрицательных переживаниях ребенка. Чаще они возникают из-за проблем во взаимоотношениях между вами и ребенком. Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним. Главное условие общения - дружелюбный тон. Ведь вместе - значит на равных.

     Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами соответственно возрасту (картинки для напоминания, схемы, инструкции). Опасность: (причины конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком) – стать излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети.

           Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному интересу и желанию. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему (соответственно возрасту ребенка). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Рекомендации:

1. Выберите одно из тех дел, на почве которых у вас с ребенком есть столкновения, которые, по вашему мнению, он может и должен выполнять сам.

2. Придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том, или ином деле ребенка (схема, рисунок, картинки). Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь в том, что ему удобно им пользоваться.

3. Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над левой частью напишите «Сам», над правой «Вместе». Перечислите в левой части те дела, которые ваш ребенок делает сам, в правой - те, в которых вы обычно участвуете (желательно это сделать вместе с ребенком). Потом, посмотрите, что из колонки «Вместе» в ближайшем будущем можно переместить в колонку «Сам». Обязательно отмечайте его успехи

Продолжение следует!

                                                       Азбука общения с ребенком

        Принимать ребенка - значит любить его, не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!

Что это означает:

- Ребенок должен чувствовать, что он вам нужен (об этом нужно чаще ему говорить);

- Ребенку нужен для гармоничного развития ваше принятие и эмоциональный отклик;

- Можно выражать свое недовольство отдельными поступками ребенка, но не самим ребенком;

-  Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;

-  Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическими, иначе оно перерастет в неприятие его.

Рекомендации

1. Подсчитайте, сколько раз в течение двух-трех дней вы обратились к своему ребенку с радостным, эмоциональным высказыванием, а сколько с критикой, замечанием, упреком. Положительного должно быть больше.

2. Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается).

3. Выполняя предыдущие задания, обратите внимание на реакции ребенка, и свои чувства тоже. Они изменились?

Урок второй

Что, если ребенок не слушается, или делает «не то»? Указывать на ошибки с особой осторожностью:

-  Не замечать каждую ошибку;

- Ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;

- Замечания нужно делать на фоне общего одобрения;

- Не вмешиваться в дело, которым занят ребенок (если это не опасное занятие), если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете развивать уверенность в своих силах и самостоятельность.

Рекомендации:

1. Представьте себе круг дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

2. Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат.

3. Запомните две-три ошибки ребенка, которые показались вам особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей "Азбука общения с ребенком"

рекомендации для родителей "Азбука общения с ребенком"...

Консультация для родителей "Азбука общения ребенка"

Консультация для родителей "Азбука общения ребенка"...

Консультация для родителей "Азбука общения с ребенком"

Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:1. Борьба за внимание.2. Борьба за самоутверждение.3. Обида (желание отомстить).4. Потеря веры в собственный успех.Чтобы не допускать глубок...

Конспект деловой игры с родителями «Азбука общения с ребенком» в средней группе

Целью родительского собрания "Азбука общения с ребенком является   повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей, улучшение взаимопонимание межд...

Консультация для родителей "Азбука общения с ребенком"

Принимать ребенка - значит любить его, не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!...

Консультация для родителей: "Азбука общения с ребенком".

laquo;Как слушать ребенка»Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив (озвучить) его чувство.-  Если вы хот...

Консультация для родителей "Азбука общения с ребенком"

Четыре главных серьезных нарушений поведения детей:Первое - Борьба за внимание; Второе - Борьба за самочуствие; Третье - Обида (желание отомстить); Четвертое - Потеря веры в собственный успех. Чтобы н...