Проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста и методы профилактики
консультация
Проблема плоскостопия у детей дошкольного возраста и методы профилактики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_ploskostopiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_i_metody_profilaktiki.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 176
Проблема плоскостопия
у детей дошкольного возраста
и методы профилактики
Подготовила:
Воспитатель
Чуприна О.Ю.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста в Российской Федерации приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности. Плоскостопие занимает ведущее место в структуре патологии опорно-двигательного аппарата у детей и составляет от 30 % до 70 %. Оно негативно сказывается на состоянии здоровья, так как, изменяя статику, приводит к нарушению осанки, ухудшению венозного оттока от нижних конечностей и нарушению функционирования внутренних органов. Дети страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боль в ногах и спине. Тяжелые формы плоскостопия могут привести даже к инвалидности. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблеме физической реабилитации детей различного возраста, страдающих, в настоящее время отсутствуют высокоэффективные педагогические технологии коррекции плоскостопия, основанные на интеграции комплекса общепринятых и нетрадиционных средств адаптивной физической культуры.
Многие родители необоснованно считают плоскостопие несерьезным заболеванием, доставляющим лишь небольшой дискомфорт, а боль при ходьбе у своих малышей списывают на недобросовестных производителей обуви. По статистике данная патология встречается у 11-14% детей дошкольного возраста и у 7-9% детей школьного возраста и в последние годы имеет тенденцию к росту.
Плоскостопие, нисколько не преувеличивая, можно назвать всеобщим заболеванием, учитывая его широчайшую распространенность.
Чтобы удостовериться в этом, достаточно вспомнить своих родственников и знакомых — на каждом шагу слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и нередко тазобедренных суставах и позвоночнике, которые являются следствием плоскостопия.
Это своеобразная цена, которую платит человечество за жизнь в условиях цивилизации. Все большая изнеженность нашей мышечной системы, сидячий или, что еще хуже, стоячий образ жизни, отсутствие достаточной двигательной активности приводят к плачевным результатам.
Плоскостопие – общий термин для обозначения нарушения биомеханики стопы и всей нижней конечности в целом в результате статической деформации ее сводов. При плоскостопии продольный и поперечный своды стопы уплощаются, пятка отклоняется к наружи. Передний отдел стопы деформируется таким образом, что первая плюсневая кость отклоняясь к наружи, приводит к смещению первого пальца внутрь. Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.
Принцип возникновения плоскостопия.
Когда стопа оказывается деформированной, что же происходит в организме? Связки посылают "сигналы" нервной системе о неблагополучии на данном "участке". В ответ мышцы получают "указание" вступить в "борьбу" с деформирующими силами - то есть напрячься как следует. Но долго выдержать такую нагрузку они не в состоянии, поэтому быстро истощаются, расслабляются и растягиваются. А деформирующая сила продолжает действовать теперь уже на связки. Скоро и в них происходит растяжение (в особенности если имеется врожденная патология соединительной ткани), так как без поддержки мышц они долго работать не могут. Теперь вся нагрузка ложится на кости. Когда же и они не выдерживают, начинается деформация от сжатия. К этому времени связки окончательно "выбывают" из строя, и деформация вступает в конечную, необратимую фазу. Походка теряет пластичность, плавность. Дети часто жалуются на утомляемость при ходьбе, боль в области голеностопных суставов или голеней, а нередко-в пояснице. Некоторые не могут четко определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не жалуются, а просто предпочитают спокойные, менее подвижные игры. Появляется деформация голеностопного сустава (ее еще называют вальгусной или Х-образной). При наличии одного или нескольких таких признаков, необходима консультация врача-ортопеда.
Этиология возникновения плоскостопия у детей.
Неспецифическая дисплазия соединительной ткани на эмбриональном уровне является одной из основных причин развития слабого мышечно-связочного аппарата, что в последствии приводит к возникновению плоскостопия у детей. Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно – связочного аппарата стопы и голени.
По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.
Классификация видов плоскостопия.
Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм.
Также существует следующая классификация плоскостопия:
Врождённое плоскостопие.
Врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т.д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Последними исследованиями учёных доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируется свод стопы, оказалось несостоятельным. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы: признаки формирования сводчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9 – 10 недель; значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17 – 20 недель; величина свода стопы у плода превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определённую роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития; - у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом перехода ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; - и у мальчиков, и у девочек в 2 – 3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 – 5 лет.
Таким образом, до 4,5 – 5 –летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.
Приобретённое плоскостопие.
Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений 2 – 3 степеней рахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно – связочного аппарата.
Паралитическое плоскостопие. Развивается при парезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга – при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.
Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломов лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение года после травмы.
Статическое плоскостопие. Самый распространённый вид плоскостопия составляет 82 – 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.
Факторы приводящие к возникновению плоскостопия у детей:
- увеличение числа детей с лишним весом;
- недоброкачественно выполненная обувь;
- несбалансированное питание;
- сопутствующие заболевания внутренних органов, приводящие к
дефициту полезных веществ;
- механические травмы и повышенные нагрузки;
- врождённые дефекты (косолапость, ДЦП и др.);
- генетическая предрасположенность;
Последствия вовремя не начатого лечения изменение функций стоп в раннем возрасте и перераспределение нагрузки может каскадом вызвать следующие патологические состояния:
- заболевания позвоночника и его искривление;
- дегенеративно-дистрофические изменения в суставах ног (артрозы);
-остеохондрозы и межпозвоночные грыжи.
Кроме того, перераспределение нагрузки может изменить центральное положение пятки, вызвав такие часто встречающиеся признаки плоскостопия:
- варус (отклонение центра пятки внутрь);
- вальгус (смещение центра пятки кнаружи).
Даже невнимательным родителям можно легко определить эти признаки заболевания. При варусной деформации ноги ребёнка имеют О-образную форму, а при вальгусе – Х-образную. У детей в возрасте до 5-6 лет такая форма ног может периодически возникать и затем исчезать, но к школе ноги детей должны быть прямыми, а стопы находиться строго по центру.
Здесь уместно заметить, что случаи врожденного плоскостопия очень редки (от 3 до 10%), чаще всего это заболевание приобретенное, а, следовательно, его можно предупредить.
Самым эффективным и доступным средством предупреждения плоскостопия является общее укрепление организма, достаточная двигательная активность ребенка.
Профилактика плоскостопия у детей.
Уже в младенческом возрасте следует обеспечить малышу наибольшую свободу движений, мышцы его должны правильно развиваться. Нельзя стеснять стопы ребенка тесными носками, тугими ползунками, не стоит детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движений стоп и пальцев малыша способствуют правильному развитию мышц, связок и костей стоп, что, в конечном итоге, определяет их строение и форму.
Массаж, гимнастика, плавание укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечной и таким образом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам. Очень ответственный этап — вставание ребенка на ножки и первые шаги. Ожидая этого момента с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить его, не отдавая себе отчета, что причиняют своему малышу непоправимый вред. Нужно дать ребенку ползать до тех пор, пока есть возможность; ползание — очень полезно для гармоничного физического развития. Ну, а когда ребенок самостоятельно встанет и пойдет, не стоит ограничивать его в передвижениях манежем. Длительное стояние — слишком большая нагрузка для неокрепших еще костей, мышц и связок стопы.
Ребенок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая, таким образом, площадь опоры. Это нормально, но к 2-3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга. Если походка правильная, то и нагрузка на стопы будет распределяться равномерно. В противном случае велик риск формирования плоско-вальгусных стоп. Для предупреждения и лечения этой, весьма распространенной патологической установки широко используется специальный массаж и лечебная гимнастика.
Для развития стопы ребёнка важен правильный подбор обуви. Правильно подобранная, удобная обувь чрезвычайно важна для полноценного развития стоп ребенка. Тесная обувь, как и очень свободная, вредна и может являться даже причиной некоторых заболеваний стоп.
Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, практически полностью исключает движения пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы — частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре.
Слишком широкая и свободная обувь приводит к нестабильности стопы при движении, в результате чего нарушается походка, и даже возможны подвывихи в голеностопном суставе.
Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует знать, при нагрузке он увеличивается, и в длину, и в ширину. Поэтому необходимо измерять размер стопы только у стоящего ребенка.
Малыша ставят на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Стопы очерчивают перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точкой (рис. А).
Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.
Есть более простой, но менее точный способ определения соответствия обуви стопе ребенка. В расшнурованный или расстегнутый ботинок или туфельку устанавливают ножку малыша поверх обуви, погружая в нее только пятку. При этом пятка должна касаться задника обуви (рис. Б). Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала.
Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние примерно в один сантиметр.
При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким. Особенно это важно для малышей, часто болеющих, ослабленных, детей с признаками рахита, с искривлением ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки со шнуровкой, которые надежно фиксируют голеностопные суставы. Летом можно подобрать туфли или сандалии с жестким и высоким задником на шнурках или с ремешком. Каблучок необходим, широкий, высотой до 2-х сантиметров (вместе с толщиной подошвы).
Подошва — это тоже важно — должна быть эластичной, чтобы не препятствовать перекату стопы при ходьбе. Обувь лучше покупать кожаную, с широкими и умеренно высокими носками, твердыми задниками, стабилизирующими заднюю часть стопы и широким, низким каблуком. Нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2-3 месяца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь.
Уход за стопами.
Залогом здоровья стоп является правильный гигиенический уход за ними. Ежедневно перед сном надо мыть ребенку ноги и тщательно вытирать их досуха, особенно — межпальцевые промежутки.
Ногти обрезать следует не реже одного раза в две недели. Лучше это делать после общей ванны или после мытья ног. Ногти надо обрезать поперек, не округляя их по бокам. Никогда не обрезайте их «до предела», до ногтевого ложа, это чревато развитием вросших ногтей.
Иногда можно устраивать ребенку «морские ванны». Морская соль, 1 растворенная в воде, оказывает благотворное воздействие на стопы. Налейте «морской воды» в ванну так, чтобы она закрывала щиколотки и позвольте ребенку походить по дну ванны. Для большего эффекта можно на дно ванны постелить рельефный коврик или насыпать гальку.
Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком: летом — по земле, траве, песку или гальке, дома — по полу, по коврикам с рельефными поверхностями. Хорошо, если ребенок лазает босиком по шведской стенке, по лесенкам. Можно набить полотняный мешок песком или мелкой галькой и предлагать «топтать» его босыми ногами.
Ну, а летом - ходьба босиком по теплому песку и прохладной земле, мокрой от росы траве, мелким камешкам.
Во время прогулок не нужно ограничивать ребенка в движении, не вынуждать его долго стоять. Стопы человеку даны для передвижения, а не для стояния.
К сожалению, современные городские дети не получают достаточной физической нагрузки. Они практически обездвижены: в детском саду — тихо играют, сидя или стоя, дома — часами сидят перед телевизором, прогулка ограничена дорогой в детсад и походом с мамой по магазинам. И как результат — общее ослабление организма, особенно костно-мышечной системы, которая находится в стадии формирования.
Нижние конечности «строятся» в течение 10-12 лет, особенно интенсивно в 3—4 года. А если ребенок мало ходит, не бегает, не прыгает, не лазает, — его мышцы не тренируются, плохо снабжаются кровью (плохо питаются), поэтому становятся слабыми, дряблыми и даже подвергаются атрофии.
Ребенок должен много двигаться; сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия.
Необходимо следите за походкой ребенка и дома, и во время прогулки. Позволять ему ходить дома босиком, но не просто так, а выполняя различные задания. Учить ребенка ходить на носочках, на пятках, на наружных краях стопы. Предлагать ему поднимать с пола мелкие предметы пальцами ног, катать стопами мячик. Эти упражнения необходимо обыгрывать, иначе они быстро наскучат и вам и малышу. Например, играть в зверей: лисичка тихо крадется на цыпочках, козочка громко стучит копытцами — пятками, мишка косолапый идет на наружных краях стоп. Приучать малыша к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы.
Особо необходимо заострить внимание на профилактические осмотры ребёнка врачом ортопедом-травматологом.
Профилактические осмотры у специалистов - это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное - не пропустить время посещения врача. Осмотр у ортопеда проводится:
- на первом месяце жизни, это необходимо для исключения врожденных деформаций и заболеваний скелета, в том числе и врожденного плоскостопия;
- в 3- и в 6-месячном возрасте, когда можно выявить рахит;
- в 1 год. Это важный этап в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах;
- в 3 года. Ортопед проверяет осанку, походку, измеряет длину конечностей, исследует состояние стоп.
В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый год - чтобы не упустить развитие плоскостопия. Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный осмотр в консультативно-диагностический центр.
Если ребенок ходит в садик, эта проблема снимается сама собой - дошколят в детских учреждениях осматривают достаточно регулярно. А вот если ребенок до 1-го класса растет дома, родителям следует помнить о дате медосмотра. Дети, у которых обнаружено плоскостопие, находятся на диспансерном учете у ортопеда до 14-15 лет. За это время они проходят курсы физиотерапии, лечебного массажа, направляются на санаторно-курортное лечение, а при необходимости им изготавливается специальная ортопедическая обувь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своевременная систематическая интеграционная профилактическая работа с активным участием врачей соответствующих профилей, медицинских сестер, воспитателей, учителей играет важную роль в формировании нормальной функции стопы и позвоночника у детей, предупреждении отклонений во всей рессорной системе организма и, самое главное, способствует повышению качества жизни, профессиональной пригодности, улучшению физического здоровья детей и подростков.
Ортопедические заболевания занимают особое место в патологии у детей и взрослых, влияя на характер инвалидности. Нарушения функции стопы и осанки — сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков с ортопедической патологией продолжает расти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Здоровьесбережение дошкольников...
Профилактика осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной си...
Презентация на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
У ДЕТЕЙ ДО 2-Х ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ, Т.Е. ПРАКТИЧЕСКИ ОТСУТСТВУЕТ СВОД СТОПЫ. ЭТО АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНО, ВЕДЬ У МАЛЫШЕЙ КОСТНАЯ ТКАНЬ МЯГКАЯ И ЭЛАСТИЧНАЯ, В НЕЙ ЕЩЕ МАЛО МИНЕРАЛЬ...
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении
В статье представлен опыт работы по профилактике плоскостопия детй дошкольного возраста с использованием подвижных игр по методике А. С. Галанова...
Консультация: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов, дорожек здоровья»
Укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования, дорожек здоровья....
Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "
Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "
Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "...