Игры для развития слухового внимания для детей с ЗПР
картотека (средняя группа)
Игры для развития слухового внимания для детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_sluhovogo_vnimaniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Кто внимательный?»
Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.
Краткое описание:
Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.
Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.
Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Краткое описание:
Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.
Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.
Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Игра «Угадай, что делают»
Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.
Краткое описание:
Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
Игра «Угадай, на чем играю»
Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.
Краткое описание:
Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.
Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание:
Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
«Угадай, кто позвал?»
Цели:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса.
Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».
«Узнай, что звенит (гремит)?»
Цели:
- Развитие слухового внимания и памяти.
-Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.
Описание: Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.
Название каждого звучащего предмета проговаривается.
Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
«Шумные коробочки»
Цели:
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
Оборудование: одинаковые металлические баночки (из- под леденцов, крема и т.п.), наполненные сыпучими продуктами с частицами разной величины (манная и гречневая крупа, горох, фасоль и др.).
Описание: Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в металлической коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале трем, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные игры для развития слухового внимания у детей раннего и младшего дошкольного возрста
Сборник игр с музыкальным сопровождением для детей раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года), направленных на развитие слухового внимания.Может быть использован для работы музыкальным руковод...
Игры на развитие слухового внимания у детей среднего дошкольного возраста
Помощь родителям. Игры, в которые можно играть дома...
игры на развитие слухового внимания у детей
Данный материал может быть полезен как педагогам, так и родителям. Подобраны игры и упражнения для развития слухового внимания у детей....
Игры на развитие слухового внимания у детей младшего дошкольного возраста
Представлены различные варинаты игр для детей младшего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...
Игры на развитие слухового внимания у детей среднего дошкольного возраста
Представлены различные варианты игр для детей среднего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...
Игры на развитие слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста
Предствалены развличные варианты игр для детей старшего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...