Какие признаки указывают на то, что речь ребенка развивается нормально?
консультация (младшая группа)

Зачёсова Ольга Викторовна

Какие признаки указывают на то, что речь ребенка развивается нормально?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_normalnogo_razvitiya_rechi.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Какие признаки указывают на то, что речь ребенка развивается нормально?

Речь является чрезвычайно важным аспектом в развитии ребенка. Поэтому родители волнуются по поводу появления и развития речи у своих детей и часто задаются вопросом, в каком именно возрасте пора обращаться за помощью к специалисту.

В норме у здорового ребенка в 1,5−2 месяца появляется гуление (произнесение гласных).

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма- ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Это период появления лепета.

К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби).

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1100 слов.

К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи. Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»).

Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими, часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, но в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Родитель может оказывать помощь ребенку в развитии звукопроизношения, пополнения словарного запаса, регулярно выполняя совместно с ребенком несложные упражнения. Если в 3 года у ребенка всё еще нет фразы, а в 5 лет все еще есть недостатки звукопроизношения и трудности составления рассказов, то необходимо обратиться к узким специалистам (логопед, дефектолог).

Как стимулировать развитие речи ребенка?

Ребенок раннего возраста понимает больше, чем он может сказать. Дети любят повторять слова, хотя иногда они их не понимают. В большинстве случаев родители могут привлечь внимание ребенка ритмом речи. Именно поэтому рекомендуется петь разные песни и проговаривать стихи, потешки с раннего возраста.

Общаясь с ребенком, родитель развивает и дополняет знания ребенка и тем самым обогащает его словарный запас. Дети учатся, подражая, учась по модели, поэтому важно озвучивать (описывать) все, что мы делаем с ребенком, потому что они учатся лучше всего через «живые» слова.

В дополнение к беседе, очень важно читать с детьми. Чтение истории может быть вашим ритуалом перед сном (или в другое время в течение дня), когда вы выбираете книгу вместе, читаете ее и обсуждаете то, что  прочитали.

Когда мы говорим о развитии речи ребенка, мы знаем, что разговор с ребенком является ключевым фактором стимулирования речи. Исследования, которые проводились в последние годы, вместе с важностью разговоров, подчеркивают важность того, КАК мы общаемся с ребенком.

Нежелательно использовать длинные слова, сложные предложения или раздачу карточек, которые ребенок называет. Цель состоит в том, чтобы создать ситуации настоящего разговора с ребенком, разговаривать таким образом, чтобы мы уважали все этапы разговора и меняли говорящих и слушателей.

Важно разговаривать с ребенком, ждать ответа и быть активными слушателями, и не просто говорить в режиме радио, чтобы ребенок был только слушателем.

Сам разговор помогает детям развить восприятие речи, то есть понять, что говорит им другой человек. В разговоре важно установить взаимное внимание с ребенком, даже если вы эмоционально связаны.

Ребенок учится в самом раннем возрасте, наблюдая и подражая, повторяя интонацию и звуки, произнесенные взрослым. Голос матери всегда будет более сильным средством стимулирования развития, чем любое высокотехнологичное устройство, так же, как и для ребенка чуть более старшего возраста, игра со сверстниками или взрослыми. И даже самостоятельная игра будет более стимулирующей для обучения, чем игра в телефоне или планшете.

Роль чтения для ребенка в раннем возрасте

Ни один ребенок не слишком мал, чтобы слушать истории, и не настолько велик, чтобы не наслаждаться любимыми историями, которые они слышали много раз.

Большое количество исследований было проведено о важности чтения для детей с раннего возраста, и они доказывают, что чтение одинаково важно для развития детей, как и забота об основных потребностях, таких как потребность в отдыхе, играх…

В течение первых лет жизни ребенок быстро развивается,  он слышит и впитывает большое количество слов. Дети, которые слышат большое количество слов в первые годы жизни, имеют лучшие результаты в дальнейшем обучении.

Листая книжки с картинками, мы знакомим ребенка с новыми словами и понятиями, которые являются основой для развития речи и общения.

Чтение играет очень важную роль в развитии детей:

  • Социально-эмоциональное развитие – поощряет чувство близости и эмоциональной связи, признание и понимание своих и чужих чувств, развитие сострадания, усвоение и принятие социальных и моральных норм, а также понимание социальных отношений.
  • Интеллектуальное и когнитивное развитие – стимулирует развитие памяти, внимания, развивает мышление и креативность, а также критическое мышление.
  • Развитие речевого языка – развитие речи (выразительное и восприимчивое – выражение и понимание, подготовка ребенка к самостоятельному чтению).

        Для развития понимания прочитанного очень важно, чтобы у ребенка было достаточное развитие словарного запаса. К шести годам ребенок должен научиться подбирать “слова-приятели” (синонимы), “слова-неприятели” (антонимы), описывать предмет, опираясь на цвет, форму, величину, части и назначение  предмета и др.

Развитие мелкой моторики ребенка

Раннее детство – это период невероятного роста, развития и обучения. Моторное развитие само по себе можно понимать как основу для дальнейшего обучения, как основу, которая необходима ребенку.

Мелкомоторные навыки – набор движений костей, суставов и мышц кисти и пальцев, которые скоординированы, и их цель – выполнять небольшие, точные движения. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Поэтому для развития речи ребенка необходимо развивать мелкую моторику (нанизывая бусы, вырезая ножницами, склеивая бумагу для аппликации, играя мелкими частями, вставляя монеты в копилку, натягивая шнурки…). 

Ниже приведены способы развития мелкой моторики, выберите из них наиболее подходящие для Вашего ребенка: лепка из глины и пластилина; рисование или раскрашивание; изготовление поделок из бумаги; конструирование; застёгивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.; нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; переборка круп; игры в мяч, с кубиками, мозаикой; составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета; очищать мандарины; переливать из кружки в кружку воду; стирать небольшие вещи, например кукольные; мыть игрушки, посуду; подметать пол, пылесосить; поливать цветы и т. д.; развитие мелкой моторики скрывается на самом деле во многих простых и привычных нам занятиях. 

Развитие органов дыхания для развития речи

Для правильного развития речи  важно, чтобы у ребенка было сформировано речевое дыхание.

Формирование речевого дыхания следует за физиологическим развитием ребенка. Поэтому необходимо развивать не только дыхание, но и мышцы губ, языка.

Лучшие упражнения для тренировки мышц рта – жевание (корочка хлеба, печенье), откусывание твердого яблока, моркови. 

Для развития речевого дыхания предлагаем игры, в которые можно играть с ребенком дома или на прогулке:

  • Выдувание мыльных пузырей.
  • Вы можете организовать соревнование по перемещению маленького бумажного шарика по столу с помощью рулона туалетной бумаги, обдувая поверхность.
  • Приклейте стакан к краю стола. Ребенок должен переместить шарик, дуя к стакану, который является «корзиной».
  • Смешайте воду и краску на пластиковой тарелке. Ребенок должен делать рисунки на тарелке, дуя на краску с помощью соломинки. Вы также можете использовать бумагу.
  • Очень полезно играть на музыкальных инструментах - дудочки, губная гармошка, свистульки и др. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Чтобы речь ребенка развивалась правильно"

Игра-это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки п...

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начина...

С пальчиками играем- речь ребенка развиваем!

Помните, что развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка....

Статья "С бизибордами играем – речь ребенка развиваем!"

Сегодня актуальными, как никогда, стали бизиборды – это развивающие игровые доски для детей, созданные по методике Монтессори. Эти игры вызывают у детей большой интерес и активно способству...