Методическое пособие по артикуляционной гимнастике
методическая разработка (младшая группа)
Методическое пособие по артикуляционной гимнастике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_posobie_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 комбинированного вида»
юридический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, улица Чапаева, 18
фактический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, улица Чапаева, 18
электронный адрес: mdou-46@mail.ru
тел: +7 (34384) 6-54-35
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Разработчики:
Пестерева М.А.
Суркова Т.Г.
Краснотурьинск
2024 г.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения. Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков.
При выполнении артикуляционных упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- упражнения выполняются перед завтраком или после еды спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторяется 2-3 раза;
- в зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполняются от 2-3 до 5-6 дней в неделю;
- необходимо сочетать статические и динамические упражнения, а также упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения;
- при выполнении новых упражнений обязательно закрепляется «старый» комплекс гимнастики;
- каждое упражнение повторяется 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений;
- перед выполнением артикуляционных упражнений используются упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.
Использование игровых методов и приемов позволяет сформировать у детей устойчивый интерес к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики и значительно повышает результат коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей.
ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Птенцы» («домик открывается»)
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Упражнение «Хоботок»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Упражнение «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10 сек.
Упражнение «Пятачок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
Упражнение «Чистим зубы снаружи»
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Упражнение «Шарик»
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Упражнение «Самовар»
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Упражнение «Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
Упражнение «Хомячок»
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Упражнение «Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
Упражнение «лошадка»
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Упражнение «Любопытный язычок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Упражнение «Маляр»
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад).
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
Упражнение «Улыбка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Упражнение «Барабанщик»
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Упражнение «Шарик»
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Упражнение «Котенок лакает молоко»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
Упражнение «Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
Упражнение «Язык здоровается с верхней губой»
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если она укорочена).
Описание: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Упражнение «Часики» («маятник»)
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Упражнение «Хоботок»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Упражнение «Язык здоровается с подбородком»
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
Эй, какая там погодка?
Упражнение «Окошко»
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Упражнение «Качели»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Упражнение «Улыбка-хоботок»
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет).
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Упражнение «Зайчик»
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняет
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Упражнение «Окошко»
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие по артикуляционной гимнастике
Рекомендую наглядный материал для ежедневных занятий с ребенком дома, перед зеркалом, с целью отработки правильной артикуляции и закрепления навыков, полученных на занятих с логопедом в детском ...
Пособия для артикуляционной гимнастики своими руками
Простые пособия, которые под силу изготовить любому учителю-логопеду, разнообразят коррекционные занятия....
Авторское игровое пособие по артикуляционной гимнастике "Веселый Язычок"
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы. Цель гимнастики – формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика вклю...
Электронное пособие "Веселая артикуляционная гимнастика"
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
Пособие для артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика с обезьянкой. ...
Дидактическое игровое пособие для артикуляционной гимнастики «Артикуляционные часики»
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру по развитию артикуляционной моторики, которую активно применяю в коррекционно-развивающей работе с детьми.Данная авторская игра разработана и предназначена...
Методическая разработка на тему: Пособие по артикуляционной гимнастике «Волшебные кубики»".
Данная разработка будет полезна логопедам детских садов, воспитателям средних, старших и подготовительных групп....