Методическое пособие: пальчиковые игры
методическая разработка (младшая группа)

Методическое пособие: пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_palchikovye_igry.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 комбинированного вида»

юридический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, улица Чапаева, 18

фактический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, улица Чапаева, 18

электронный адрес: mdou-46@mail.ru

тел: +7 (34384) 6-54-35

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Разработчики:

Пестерева М.А.

Суркова Т.Г.

Краснотурьинск

2024 г.

 

Пояснительная записка

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский.

      Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

      Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, сопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.

       Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

       Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.

       Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

         Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

       С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.

       Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

       У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

       Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

        При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

        Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

       Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

        Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

       В сборнике пальчиковые игры систематизированы по:

- Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять);

- Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);

- Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);

- Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)

        Сборник позволяет педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а так же закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.

Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов

«Мальчик-осьминожег»

Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям

взрослого.

(Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.)

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде,

И в учебе, и в труде.

Потому что осьминожка -

Это просто многоножка.

«Человечек»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить подражать движениям взрослого.

Предложите малышам поиграть.

- Посмотрите, какой у меня человечек.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол

- Человечек пошел погулять.

Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Предложите детям повторить движения.

 

«Птички»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

подражать движениям взрослого.

Предложите малышам повторить ваши движения.

- Вот птички летают, машут крылышками.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и

опустите кисти (помашите крыльями).)

- Приземлились птички, крылышки сложили.

(Соедините ладони вместе.)

- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!

(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)

- Вот как птички зернышки клюют!

(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или

несколькими пальцами, сложенными щепотью.)

- Наелись птички и улетели.

(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)

«Моторчик»

Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить

подражать движениям взрослого.

Дайте детям машины и предложите поиграть:

«Давайте поиграем в машинки.

Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести

моторчики».

Покажите малышам, как завести моторы. Для этого

пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга.

«Моторчики» могут работать быстро и медленно.

 «Мы топали»

Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить

 подражать движениям взрослого.

      Во время  этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.

Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте

стихотворение:

Мы топали, мы топали,

До тополя до топали,

До тополя до топали,

И ножки все оттопали!

      Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

      Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).

«Вышли пальчики гулять»

Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

     Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с

большого.)

Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.  – (Повторите игру с пальцами другой руки)

Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами

«Прячем ручки»

Цель: учить детей подражать движениям взрослого.

Материалы: платки или коробки.

Предложите детям повторить следующие движения:

 - Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячут руки за спину.)

 - Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают руки.)

- Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

 - Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)

Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки под платок, в коробку.

Игра «Ветерок»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух:

«Вот так дуетветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок».

Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, не большой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха  

Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры

«Платочки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.

Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:

Вот платочек гладкий-гладкий,

Ну а этот, словно в складках!

Он шершавый, жесткий даже.

Ну, кому мы их покажем?

«Прятки»

Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить

определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.

Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:

Кто там прячется от нас?

Кто залез в глубокий таз?

Разгребем, разроем ямку,

А потом еще одну.

Никому мы не позволим

Просто так пойти ко дну!

Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры

«Человечки»

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.

Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые

одеты куколки из шариков для пинг-понга.

Здравствуй, здравствуй, бабушка!

Здравствуй, здравствуй, дедушка!

Приходи, чаек попьем!

Чай попьем, потом споем!

«Клювики»

Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.

Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками»

«клюет» бумажные шарики.

Мы на ярмарке бывали

И колечки увидали:

Это - Гале, это - Нине,

Это – Тане, это – Лине,

Ну а это – для Настюши.

Все подарки вез Петруша!

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

* широко открыть рот - «жарко»

*закрыть рот – «холодно»

2. Упражнение «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

*улыбнуться, открыть рот

*кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

3. Упражнение «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

* улыбнуться

*пошлепать языком между губами –«пя-пя-пя»

«покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

4. Упражнение «Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

*с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть)

Октябрь

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

* вытянуть губы

*приоткрыть рот

*поцокать узким языком (так цокает копытами лошадка)

2. Упражнение «Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

*улыбнуться , открыть рот

*кончик языка переводить с одного уголка рта в другой

3. Упражнение «Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

*с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть)

4.«Домик открывается» («бегемотик)

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик.

*слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.

Ноябрь

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Улыбка»

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

* удержание губ в улыбке. Зубы не видно.

2. Упражнение «Лопаточка»

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

* рот открыт, широкий расслабленный- язык лежит на нижней губе.

3. Упражнение «Вкусное варенье».

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

* слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу

4. Упражнение «Пароход».

Отплывает пароход

Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы

Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы

«Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы

*прикусить кончик языка и длительно Ы-Ы-Ы-Ы, произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Декабрь

Артикуляционная гимнастика.

1. . Упражнение «Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!  

Влево тик

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

* рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать,  из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз

2.Упражнение «Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

* широко открыть рот - «жарко" закрыть рот - « холодно"

3. Упражнение «Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,  

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

*улыбнуться, приоткрыть рот и широким, языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

4. Упражнение «Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.  

Ду -ду - ду

*напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Январь

Артикуляционная гимнастика.

1 .Упражнение «Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

*рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

2.Упражнение «Бублик»

Бублик мы изобразили,

Плавно губы округлили,

Их нельзя теперь смыкать:

Бублик надо удержать.

*зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

3. Упражнение «Слоник»

На слоненка погляжу,

Губы хоботком сложу.

На слоненка погляжу,

Губы трубочкой сложу.

*губ вперед, рот закрытый нижняя губа вперед не выдвигается.

4.Упражнение «Пароход»

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

*слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит)

Февраль

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

*улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

2. Упражнение «Любопытный язычок».

Любопытный язычок

Выглянул в оконце:

Может кончился уж дождь

И выглянуло солнце.

*улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым.

3. Упражнение. «Заведи мотор»

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит,

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор.

*улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.

4. Упражнение«Комарик»

Прилетает по ночам,

Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

*улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.

Март

Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Окошко»

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

* широко открыть рот - «жарко»

*закрыть рот – «холодно»

2. . Упражнение «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

*улыбнуться , открыть рот

*кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

3. . Упражнение «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

* улыбнуться

*пошлепать языком между губами –«пя-пя-пя»

«покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

4. Упражнение «Дудочка»

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

*с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть)

Апрель.

1. Упражнение «Качели»

На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

*улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

2. Упражнение «Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

* улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

3. Упражнение «Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

*улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

4. Упражнение «Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

* открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Май.

1. Упражнение «Пароход»

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

* слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

2. Упражнение «Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

*улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

3. Упражнение « Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

*улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

4. Упражнение «Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

*рот закрыт, кончик языка с напряжениемпоочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Пальчиковые игры"

Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления,...

методическое пособие "Пальчиковые игры " 2мл.группа

  Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.       ...

методическое пособие "Пальчиковые игры" средняя группа

Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи.         ...

Учебно методическое пособие: "Пальчиковые игры с детьми"

Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше р...

Учебно-методическое пособие «Пальчиковые игры для младшего возраста»

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. Сухомлинский...

Методическое пособие: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»...