Методическое пособие: пальчиковые игры
методическая разработка (младшая группа)
Методическое пособие: пальчиковые игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_palchikovye_igry.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 комбинированного вида»
юридический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, улица Чапаева, 18
фактический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, улица Чапаева, 18
электронный адрес: mdou-46@mail.ru
тел: +7 (34384) 6-54-35
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Разработчики:
Пестерева М.А.
Суркова Т.Г.
Краснотурьинск
2024 г.
Пояснительная записка
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”
В. А. Сухомлинский.
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, сопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.
Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.
Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.
Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.
С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могут правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.
Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.
В сборнике пальчиковые игры систематизированы по:
- Пальчиковые игры без предметов («Мальчик-осьминожек», «Человечек», «Птички», «Моторчик», «Мы топали», «Вышли пальчики гулять);
- Пальчиковые игры с предметами («Прячем ручки», «Ветерок»);
- Тактильные пальчиковые игры («Платочки», «Прятки»);
- Гимнастические пальчиковые игры («Человечки», «Клювики»)
Сборник позволяет педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а так же закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.
Раздел 1. Пальчиковые игры без предметов
«Мальчик-осьминожег»
Цель: развивать содружество пальцев рук, учить подражать движениям
взрослого.
(Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.)
Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
Это мальчик-осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде,
И в учебе, и в труде.
Потому что осьминожка -
Это просто многоножка.
«Человечек»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить подражать движениям взрослого.
Предложите малышам поиграть.
- Посмотрите, какой у меня человечек.
Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол
- Человечек пошел погулять.
Покажите, как шагает человечек.
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.
Предложите детям повторить движения.
«Птички»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Предложите малышам повторить ваши движения.
- Вот птички летают, машут крылышками.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и
опустите кисти (помашите крыльями).)
- Приземлились птички, крылышки сложили.
(Соедините ладони вместе.)
- Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!
(Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.)
- Вот как птички зернышки клюют!
(Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или
несколькими пальцами, сложенными щепотью.)
- Наелись птички и улетели.
(Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.)
«Моторчик»
Цель: развивать согласованные движения пальцев обеих рук, учить
подражать движениям взрослого.
Дайте детям машины и предложите поиграть:
«Давайте поиграем в машинки.
Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести
моторчики».
Покажите малышам, как завести моторы. Для этого
пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга.
«Моторчики» могут работать быстро и медленно.
«Мы топали»
Цель: развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учить
подражать движениям взрослого.
Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.
Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте
стихотворение:
Мы топали, мы топали,
До тополя до топали,
До тополя до топали,
И ножки все оттопали!
Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Предложите малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).
«Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движения.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно разогните пальцы, начиная с
большого.)
Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.)
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
В домик спрятались опять. – (Повторите игру с пальцами другой руки)
Раздел 2. Пальчиковые игры с предметами
«Прячем ручки»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
Материалы: платки или коробки.
Предложите детям повторить следующие движения:
- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (Дети прячут руки за спину.)
- Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показывают руки.)
- Снова ручки спрятались… (Дети прячут руки под стол (если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)
- Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом можно прятать руки под платок, в коробку.
Игра «Ветерок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).
Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух:
«Вот так дуетветерок! Давайте сделаем ветер вместе».
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок».
Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, не большой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха
Раздел 3. Тактильные пальчиковые игры
«Платочки»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка.
Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам:
Вот платочек гладкий-гладкий,
Ну а этот, словно в складках!
Он шершавый, жесткий даже.
Ну, кому мы их покажем?
«Прятки»
Цель: развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка, учить
определять и узнавать, сравнивать и различать предметы.
Ребенок ручками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью:
Кто там прячется от нас?
Кто залез в глубокий таз?
Разгребем, разроем ямку,
А потом еще одну.
Никому мы не позволим
Просто так пойти ко дну!
Раздел 4. Гимнастические пальчиковые игры
«Человечки»
Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.
Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые
одеты куколки из шариков для пинг-понга.
Здравствуй, здравствуй, бабушка!
Здравствуй, здравствуй, дедушка!
Приходи, чаек попьем!
Чай попьем, потом споем!
«Клювики»
Цель: приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений.
Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками»
«клюет» бумажные шарики.
Мы на ярмарке бывали
И колечки увидали:
Это - Гале, это - Нине,
Это – Тане, это – Лине,
Ну а это – для Настюши.
Все подарки вез Петруша!
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
* широко открыть рот - «жарко»
*закрыть рот – «холодно»
2. Упражнение «Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
*улыбнуться, открыть рот
*кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
3. Упражнение «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
* улыбнуться
*пошлепать языком между губами –«пя-пя-пя»
«покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
4. Упражнение «Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
*с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть)
Октябрь
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
* вытянуть губы
*приоткрыть рот
*поцокать узким языком (так цокает копытами лошадка)
2. Упражнение «Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
*улыбнуться , открыть рот
*кончик языка переводить с одного уголка рта в другой
3. Упражнение «Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
*с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть)
4.«Домик открывается» («бегемотик)
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик.
*слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.
Ноябрь
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Улыбка»
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
* удержание губ в улыбке. Зубы не видно.
2. Упражнение «Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
* рот открыт, широкий расслабленный- язык лежит на нижней губе.
3. Упражнение «Вкусное варенье».
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
* слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу
4. Упражнение «Пароход».
Отплывает пароход
Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы
*прикусить кончик языка и длительно Ы-Ы-Ы-Ы, произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Декабрь
Артикуляционная гимнастика.
1. . Упражнение «Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
* рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать, из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз
2.Упражнение «Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
* широко открыть рот - «жарко" закрыть рот - « холодно"
3. Упражнение «Варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
*улыбнуться, приоткрыть рот и широким, языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
4. Упражнение «Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду -ду - ду
*напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
Январь
Артикуляционная гимнастика.
1 .Упражнение «Орешки»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
*рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".
2.Упражнение «Бублик»
Бублик мы изобразили,
Плавно губы округлили,
Их нельзя теперь смыкать:
Бублик надо удержать.
*зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
3. Упражнение «Слоник»
На слоненка погляжу,
Губы хоботком сложу.
На слоненка погляжу,
Губы трубочкой сложу.
*губ вперед, рот закрытый нижняя губа вперед не выдвигается.
4.Упражнение «Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
*слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит)
Февраль
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Вкусное варенье»
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
*улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
2. Упражнение «Любопытный язычок».
Любопытный язычок
Выглянул в оконце:
Может кончился уж дождь
И выглянуло солнце.
*улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым.
3. Упражнение. «Заведи мотор»
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит,
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» - гудит мотор.
*улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.
4. Упражнение«Комарик»
Прилетает по ночам,
Не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
*улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.
Март
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
* широко открыть рот - «жарко»
*закрыть рот – «холодно»
2. . Упражнение «Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
*улыбнуться , открыть рот
*кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
3. . Упражнение «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
* улыбнуться
*пошлепать языком между губами –«пя-пя-пя»
«покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
4. Упражнение «Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
*с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть)
Апрель.
1. Упражнение «Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
*улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
2. Упражнение «Лесенка»
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.
* улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
3. Упражнение «Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
*улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
4. Упражнение «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
* открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Май.
1. Упражнение «Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
* слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).
2. Упражнение «Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
*улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.
3. Упражнение « Грибок»
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
*улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
4. Упражнение «Орешки»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
*рот закрыт, кончик языка с напряжениемпоочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Пальчиковые игры"
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления,...
методическое пособие "Пальчиковые игры " 2мл.группа
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. ...
методическое пособие "Пальчиковые игры" средняя группа
Методическое пособие предназначено для детей 2-4 лет, которое способствует развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. ...
Учебно методическое пособие: "Пальчиковые игры с детьми"
Наверное, не стоит напоминать, что развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше р...
Учебно-методическое пособие «Пальчиковые игры для младшего возраста»
quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В. Сухомлинский...
Методическое пособие "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников"
Методическое пособие...
Методическое пособие: «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»
laquo;Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста»...