Картотека игр по экологии в средней группе
картотека (средняя группа)

Картотека игр по экологии в средней группе

Картотека игр по экологии с детьми 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry_dlya_detey_4-5_let.docx889.48 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background 

Воспитатель: Сметанина С.Н.

Цель: Формирование экологических представлений у детей 4-5 лет через игровую деятельность и положительного отношения к природе.

«Что в корзинку мы берем»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.

Ход игры: У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.

Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

«Вершки – корешки»

Цель: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры: Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал

«Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант№1Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Угадай, что в мешочке?»

Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек», кому я предложу достать из мешочка предмет, сначала назовет его характерные признаки.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Предлагаем убрать из леса насекомых. Что бы произошло с остальными жителями?

А если бы исчезли птицы?

А если бы пропали ягоды?

А если бы не было грибов?

А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные взаимосвязаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться!

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Ребенок их запоминает. Предлагаем детям закрыть глазки и убираем одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Цветочный магазин»

Цель: закрепление умения детей различать и называть цветы, находить нужный цветок среди других. Научить группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Ребенок приходит в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Выбирает понравившиеся лепестки, называет их цвет, и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету, и по форме. Вариант 2. Ребенок самостоятельно из цветов составляет три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему: горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа (поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) и сказал им помидор: «Много желающих, оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышатся такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр»

- Как ты думаешь, какие овощи откликнулись на его призыв?

Ребенок называет, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, рррепппа, ооогурррец, и объясняет, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей передвигаются поближе к помидору.

- Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие.

Помидор согласился: «Будь, по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».

- Как ты думаешь, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей (отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов). Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как ты думаешь, почему? объясняет, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

«Распределение плодов по цвету»

Предлагаем ребенку распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Ребенок указывает на ошибку медвежонка, называет оттенки цвета: светло-зелёный (капуста, ярко-красный (помидор) и т.д.

«Распределение плодов по форме и вкусу»

Взрослый предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Пятачок радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Пятачок, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница.

– Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

                                            «Четвёртый лишний»

Взрослый перечисляет насекомых и животных, ребенок должен хлопнуть, если услышит животное, которое не летает.  

Заяц, ёж, лиса, шмель;

Трясогузка, паук, скворец, сорока;

Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

Пчела, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

Волк, муха, пчела, снегирь;

Стрекоза, медведь, пчела, божья коровка;

Лягушка, комар, жук, бабочка;

Синица, мотылёк, белка, воробей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по экологии в средней группе.

Содержание: Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух. ...

Картотека игр по экологии в средней группе

Картотека игр по экологии в средней группе...

Картотека опытов по экологии в средней группе

Картотека опытов по экологии в средней группеСодержание:Опыты с почвой и ветромОпыт №1 Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух.Опыт №2 Цель опыта: Показать, что в результате вытаптыван...

Картотека опытов по экологии для средней группы

Картотека опытов по экологии для средней группы...

Картотека игр по экологии в средней группе

Картотека игр по экологии в средней группе...

картотека игр по экологии для средней группы

Картотека  игр по экологии для средней группы«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состоян...