Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
консультация
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Стили семейного воспитания»
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Задачи:
-информировать родителей о существующих стилях воспитания;
-показать родителям важность и значимость семейного воспитания;
-способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.
-содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания,
Оборудование: Ноутбук, медиапроектор, экран, презентация «Стили семейного воспитания», ручки, бумага для записи, памятки для родителей.
Ведущий: Я рада Вас всех приветствовать. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру. Условно разделимся на две команды: «Педагоги» и «Родители».
Разминка:
Упражнение (игра): «Ассоциация».
Цель: настрой на работу, снятие психологического напряжения.
Я начну фразу, а вы продолжите эту фразу. Сначала отвечает команда «Педагоги», а потом – «Родители».
Если педагог - это цвет, то какой? А родитель?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая? А родитель?
Если педагог – это транспорт, то какой? А родитель?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто? А родитель?
Если педагог – это время года, то какое? А родитель?
Если педагог – это вид спорта, то какой? А родитель?
Если педагог – животное, то какое? А родитель?
Если педагог – это блюдо, то какое? И т.д.
Ведущий: Мы немного расслабились, посмеялись. Хочется отметить что, педагоги и родители, несмотря на отличия, всё-таки похожи. Мы все являемся воспитателями детей!
Ход:
Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определённых приёмов и методов воздействия на ребёнка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, мы сегодня с вами поговорим о стилях воспитания, попытаемся определить свой стиль воспитания и найти ту золотую середину, так необходимую для правильного взаимодействия с детьми. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия семейного воспитания можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.
В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля воспитания.
Авторитарный: (автократический, диктат, доминирование); характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Демократический: (авторитетный, гармоничный стиль, сотрудничество); предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому: предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие); с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.
Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест.
Мой стиль воспитания ребенка в семье
(тест для родителей )
Из трёх ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребёнку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.
2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идёте во двор и ищете игрушку ребёнка;
б) погрустите вместе с ребёнком о его утрате;
в) успокоите ребёнка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять порученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребёнка за несобранность.
4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберёте часть игрушек в недоступное для ребёнка место “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке или ободрите ребёнка словами, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному …”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя …”
в) накажете ребёнка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребёнка, показывая своё недовольство его поведением;
б) говорите ребёнку, что, когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребёнка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подчитайте, каких ответов больше – а, б, в.
Резюме:
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы – порицание и наказание.
Беседа с родителями
Ведущий: Уважаемые родители, как вам тест? Сходятся ли результаты с ответами?
Ведущий: Беспорядочное чередование стилей, непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.
Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?
Беседа с родителями
Заключение:
Ведущий: Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Ведущий: Наша встреча подходит к концу, и я хочу раздать вам памятки, которые помогут сосредоточиться на важных моментах в воспитании детей.
Памятка
Законы родительской истины
Закон 1.
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2.
Не унижайте своего ребенка. Унижая его, вы формируете у него умение и навык унижения, которые он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3.
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4.
Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5.
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно СТАТЬ БОЛЬШИМ.
Закон 6.
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7.
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие.
Закон 8.
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9.
Будьте всегда последовательны в своих требованиях, хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10.
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и буяном. Период детства весьма скоротечен, атак много нужно попробовать, прежде чем станешь взрослым! Дайте возможность своему ребенку быть ребенком во время детства, иначе период детства продолжится и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
Закон 11.
Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!
Используемые источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного сти...
Конспект общего родительского собрания «Роль отца в семейном воспитании»
ЦЕЛЬ: Педагогическое просвещение родителей о роли отца в воспитании ребёнка....
Конспект родительской встречи «Семейное воспитание и здоровый образ жизни»
Конспект родительского собрания "Семейное воспитание и здоровый образ жизни"- беседа о том, насколько важно детское здоровье, нужно ли его укреплять и какими способами....
Конспект родительского собрания "Семейное воспитание и здоровый образ жизни"
Конспект родительского собрания "Семейное воспитание и здоровый образ жизни"...
Понятия «детско-родительские отношения», «семейное воспитание» и их роль в формировании личности ребёнка.
Понятия "детско - родительские отношения", "семейное воспитание" и их роль в формировании личности ребенка....