Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя"
методическая разработка (средняя группа)

Ткаченко Кристина Сергеевна

Конкурсная работа представляет собой конспект проведения родительского собрания в детском саду, основной целью которого является повышение компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. Проведение собрания включает в себя интерактивное взаимодействие с родителями через упражнения и вовлечённость в обсуждение педагогических ситуаций. Педагог обращает внимание на воспитание мотивации к соблюдению нравственных норм, что достигается через формирование духовной основы личности. Проведение собрания предусматривает участие священника, выступление которого посвящено важности знания духовных законов жизни и сознательного отношения к смыслу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект родительского собрания30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»

Конкурс «За нравственный подвиг учителя»
Номинация
«За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»

Методическая разработка в рамках консультативно-просветительской деятельности педагога с родителями по духовно-нравственному воспитанию


Родительское собрание на тему: «Семья в объективе»
Возраст детей: от 4 до 6 лет

Ткаченко Кристина Сергеевна
воспитатель


г. Зима
Саянская епархия
Иркутская митрополия
2024г.


Цель: повышение уровня знаний родителей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

-помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов в нравственном воспитании детей;

- повысить компетентность родителей по организации работы в области духовно – нравственного воспитания дошкольников;

- повышать внимание родителей к потребностям своего ребенка, дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и проанализировать личный педагогический опыт.

План проведения собрания

I. Приветствие

II. Сообщение темы собрания

III. Ход собрания

IV. Воспитание нравственных мотивов

V. Подведение итогов

VI. Заключение

I. Приветствие

Педагог: Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.

Прежде всего, я хотела бы вам раздать семечко. Подержите его у себя до конца нашего собрания.

Педагог: Позвольте начать нашу встречу с притчи:

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

II. Сообщение темы собрания

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что дурно, от всего, что не чисто. Нет на все случаи жизни единого совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: любовь, гуманность, доброта, милосердие, чуткость, толерантность.

Сегодня мы с вами поговорим о духовно — нравственном воспитании ребенка, через семейное воспитание.

Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы: Как вы понимаете нравственное воспитание? Что такое духовное воспитание? И почему они объединены через дефис? (Диалог с родителями).

III. Ход собрания

Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственных чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Упражнение «Чаша»

- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своих детей? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У нас с вами 2 сосуда – один сосуд с чистой водой, а другой сосуд с водой, подкрашенной чёрной краской. Мы с вами поделены на две команды. Одна команда будет наполнять прозрачный стакан чистой водой, и говорить добрые ласковые слова ребёнку; другая команда – наполняет прозрачный стакан словами-замечаниями, «ругать» ребёнка. (Родителями озвучиваются качества, ребёнка).

- Посмотрите, какую чистую, красивую душу, мы можем увидеть у наших детей, говоря ребёнку добрые слова. И как душа черствеет, когда мы часто делаем ребёнку замечания.

- Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т.п.? Чем Вы можете это объяснить? Давайте обсудим несколько вопросов: Кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребёнка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д.?

- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребёнок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала ещё полнее?

- Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.

Упражнение «В лучах родительского солнца»

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?» например вы пишете на одном лучике «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», на другом «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», на третьем – «Я добрая» и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?». Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик

IV. Воспитание нравственных мотивов

Одной из главных задач нравственного воспитания дошкольников является мотивация к тому, чтобы дети не просто знали о существовании определенных норм, но и хотели их соблюдать. Конечно, заставить – проще всего. Но можно действовать по-другому. Разнообразные методы нравственного воспитания дошкольников сводятся к наградам и поощрениям. Был честным – жди награды, обманул – будь готов к наказанию. Для дошкольников одобрение взрослого человека, а особенно родителя, имеет большое значение. Ребенок старается упрочить и сохранить хорошие отношения с родителями. Именно так и возникает главный мотив, ориентированный на так называемый социальный внешний контроль.

- Предлагаем вам решить несколько проблемных ситуаций и, через их решение найти нужный ключ к успешному воспитанию у ребёнка нравственных качеств.

1. Ситуация: Ребёнок, несмотря на просьбы мамы, с завидным безразличием бросает после прогулки мокрую одежду в кучу. Мама со словами «Ну, сколько можно говорить, клади мокрую одежду на батарею. Когда ты станешь уже самостоятельным?», убирает одежду на сушку. В очередной раз, мама не стала убирать одежду ребёнка, и мальчик на следующий день не смог пойти на улицу.

Решение: поменьше говорите, больше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до двух тысячи советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Покажите ребёнку на практике последствия его проступка. Дела убедительнее и громче слов.

2. Ситуация: В выходные в семье ждали гостей. Мама торопилась, готовила салат, времени оставалось не много. 6-летняя дочь предложила маме помочь нарезать овощи для салата. На что мама ответила: - «Иди лучше порисуй, не мешайся, скоро гости придут, я и так ничего не успеваю»…

Решение: дайте детям почувствовать, что они сильны и многое могут сделать самостоятельно. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

3. Ситуация: После садика Миша ходил в спортивную секцию. Каждый раз мама просила его с вечера собрать форму в рюкзак, но мальчик был глух к просьбе мамы. В итоге, ей приходилось делать это самой. Как-то раз, Миша, придя на занятие, обнаружил, что формы в рюкзаке нет. Всё занятие он просидел в стороне, наблюдая, как занимаются другие дети.

Решение: Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:

– Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.

4. Ситуация: После игры, мама попросила убрать ребёнка за собой игрушки. Ребёнок не хотел этого делать, а просил включить мультфильм. На что мама ответила: «Если ты не соберёшь игрушки, мультфильма не будет». Малыш продолжал капризничать и стоять на своём. Тогда мама предложила собрать игрушки вместе. Когда игрушки были убраны на место, ребёнок опять стал требовать мультфильм. «А разве ты сам убрал игрушки?» ответила мама. Малыш начал капризничать. Но мама была непреклонна в своём решении.

Решение: Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Сказали слово, сдержите его, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную.

5. Ситуация: Мальчик нашёл в доме спички и решил проверить, правда ли, что бумага хорошо горит. Он поджёг в ванной скомканный лист и с интересом наблюдал за происходящим. Испуганная мама вошла в ванную и отшлёпала сына, со словами: «Ты мог всю квартиру спалить».

Решение: Нужно всегда помнить о будущем и о том, что ваше слово отзовется не только сейчас, но и через годы, когда ваши дети будут воспитывать ваших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, отдав предпочтение сложным и трудоемким. Если вы можете ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, вы заодно учите его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

- Вот мы и нашли нужные нам «ключи». Как вы думаете, помогут ли они нам в формировании тех нравственных качеств, которые ещё не сформированы у детей?

А теперь давайте вспомним о притче, с которой начался наш разговор. Напомните, о чём она! А вы знаете, что эта притча - из святого Евангелия, которое для православных людей является Книгой жизни. В ней говорится о духовных законах жизни и о высшем предназначении человека.

Воспитатель: Эту притчу Спаситель Иисус Христос рассказал своим слушателям, которые во множестве следовали за ним. Когда люди разошлись ученики Христа спросили Его: что бы значила притча сия? Он сказал:

- Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие, которое учит смыслу жизни и духовным законам бытия. Если люди не воспринимают его, оно как семя, упавшее при пути, похищается из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А семя, упавшее на камень, обозначает тех людей, которые, когда услышат слово Божие, с радостью принимают его, но не укореняются в добром и отпадают. А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.

Какой же плод приносят люди, живущие в соответствии с духовными законами жизни? В Евангелии эти законы называются заповедями блаженства. Их соблюдение ведёт к тому, что человек учится любить не себя, а других; стремится не к стяжанию, а к милосердию; посвящает свою жизнь не удовлетворению своих страстей, а служению людям, народу и Родине. Давайте и мы - в заботах и хлопотах - не забывать о высоком призвании человека, чтобы поддерживать в наших детях стремление к доброму и вечному.

V. Подведение итогов

Воспитатель: Уважаемые родители, дети приготовили для вас «подарки»- свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике — как вы называете ласково своего ребёнка под видеоролик «Гимн Семьи» (И.Резник).

VI. Заключение.

В начале собрания, я вам раздала семечко. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко мне напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения, прекрасный цветок, или колючий одинокий кактус. И как с этим семечком, которое кто-то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто – то положил в карман и забыл, а кто-то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ.

Воспитатель: Уважаемые родители, наше родительское собрание подошло к концу. Скажите, информация, которая была для вас сегодня представлена, будет ли вам полезна и в чем? (ответы родителей). Возьмите, пожалуйста, памятки, в которых представлена информация о роли родителей в духовно-нравственном воспитании своих детей.

Желаю вам удачи в воспитании детей Любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогического мастерства через участие педагога в конкурсе «За нравственный подвиг учителя»

Материал отражает повышение педагогического мастерства педагогов через участие  в педагогическом конкурсе "За нравственный подвиг учителя"....

Грамота 2 место муниципального этапа конкурса "За нравственный подвиг учителя"

quot;Лучшая программа духовно-нравственного и гражданск-патриотическоговоспитания детей и молодёжи"...

Программа дополнительного образования «Моя Родина, тот уголок, ближе которого нет». 2024 Конкурс " За нравственный подвиг учителя"

Дополнительная программа «Моя Родина, тот уголок, ближе которого нет» рассчитана на детей от 3 до 4 лет и способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, ...

Приказ №153 от 22.03.2024г. Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Приказ №153 от 22.03.2024г. Конкурс "За нравственный подвиг учителя"...

Приказ № 63-ОД от 28.03.2024 "О внесении изменений в Приложение 1 к приказу от 25.01.2024 №202-ОД " О проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учителя"

Приказ № 63-ОД от 28.03.2024 "О внесении изменений в Приложение 1 к приказу от 25.01.2024 №202-ОД " О проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса "За нравственный подвиг учи...