Круглый стол
материал
Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи используются разные формы взаимодействия с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»
Круглый стол
«Развитие речи детей дошкольного возраста
в условиях семьи и ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
Алданова Х.М
2018
Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме.
Материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1)
Предварительная работа: повторить методику развития речи детей
План проведения
- Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;
- Условия успешного речевого развития детей;
- Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи.
- Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:
- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;
- Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умеют читать.
Причины низкого уровня развития
- Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.
- Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
- Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений;
- При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы;
- Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься;
- Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.
Обсуждение педагогами
2. Условия для успешного развития речи
- Интересно организовать жизнь ребёнка;
- Постоянно побуждать ребёнка говорить;
- Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;
- Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.
- дать детям одинаковые стартовые возможности.
Обсуждение педагогами
Речевое развитие ребёнка в ДОУ
- В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.
- Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильна);
- Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);
- Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);
- Педагоги развивают грамматический строй речи, связную речь;
- Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;
- Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;
- Поощряют детское словотворчество.
- Обсуждение педагогами
Развитие речи в условиях ДОУ и семьи
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных.
Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную помощь в коррекционной работе.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:
1) ознакомительные беседы;
2) сообщения на стендах;
3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;
4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют)
В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.
Развитие речи в ДОУ
Функции речи:
- Речь как средство общения.
- Возникает при совместной деятельности ребёнка и взрослого:
- предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение;
- ситуативно – личностное общение;
- ситуативно – деловое (познавательное) общение;
- Общение со сверстниками
Отличие от общения со взрослыми:
- яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);
- нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.
- Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра.
Обогащение речи - фантазируют, притворяются.
- Познавательная функция речи.
С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.
3. Речь как регулятор поведения и деятельности.
Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого).
Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:
- развитие связной речи (диалогическая, монологическая);
- монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);
- развитие словаря дошкольника.
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.
Осуществляется через работу:
- с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;
- синонимический ряд;
- антонимические пары;
- многозначные слова.
- Формирование грамматического строя речи.
Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:
- морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;
- словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;
- синтаксис – соединение слов в словосочетания, предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).
- Развитие звуковой культуры речи
Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:
- знакомство с линейными звуковыми единицами:
звук – слог – слово – фраза – текст;
- просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).
Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.
- Развитие образной речи.
Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.
Тестовые задания по теории и методики развития
Тестовые задания по теории и методики развития речи
Теоретические основы методики развития речи
- Методика развития речи изучает…
А) общие закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
Б) закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей;
В) особенности речи в доречевой период;
Г) особенности системы дошкольного образования;
Д) нормы и правила русского языка.
- Какова цель методики развития речи?
А) разработка на научно-педагогической основе наиболее эффективных средств, методов и приёмов развития речи, повышающих успешность педагогического воздействия;
Б) разработка речевых игр и упражнений;
В) знакомство с художественной литературой;
Г) развитие навыков самообслуживания;
Д) усвоение детьми способов словообразования.
- С какой из наук сотрудничает методика развития речи при решении задач преемственности речевого развития в детском саду и в школе?
А) с психологией;
Б) с историей дошкольной педагогики;
В) с дошкольной педагогикой;
Г) с методикой обучения языку в начальной школе;
Д) с методикой экологического воспитания.
- Что не является лингвистической основой методики развития речи?
А) учение И.П. Павлова;
Б) положение о языке как о продукте общественно-исторического развития;
В) положение о языке как о системном объекте;
Г) представление о языке как о знаковой системе;
Д) теория речевой деятельности.
- Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?
А) В.М. Бехтерев;
Б) К. Д. Ушинский;
В) Л. Н. Толстой;
Г) И.Г. Песталоцци;
Д) Я.А. Коменский.
- Кому принадлежит система обучения языку, в основе которой лежит принцип народности?
А) Е.Н. Водорезова;
Б) Ф.ф. Фребель;
В) К.Д. Ушинский;
Г) Е.И. Тихеева;
Д) О.С. Ушакова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Круглый стол"
Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....
Круглый стол с родителями дошкольников по экологии
Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...
Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"
Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....
Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"
В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...
Круглый стол для педагогов "Игры и физические упражнения зимой"
Игры и физические упражнения зимой.Взрослым - родителям и воспитателям - следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой....
"Круглый стол" для родителей "Детская ложь"
Текст выступления педагога знакомит родителей с причинами появления лжи, показывает важность этой проблемы, помогает отличить ложь от детской фантазии, даёт рекомендации и советы, как избежать этой пр...
Круглый стол для педагогов «Методика ведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»
МЕТОДИКА КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ. ФИЗИОЛОГТЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ УПРАЖНЕНИЙ ...