Круглый стол
материал

Алданова Хадижат Магомедовна

Чтобы укрепить сотрудничество детского сада и семьи используются разные формы взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное автономное  учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»

Круглый стол

«Развитие речи детей дошкольного возраста

в условиях семьи и ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

Алданова Х.М

2018

Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме.

Материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1)

Предварительная работа: повторить методику развития речи детей

План проведения

  • Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Условия успешного речевого развития детей;
  • Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи.

  1. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

  • владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
  • умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;
  • Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;
  • умеют читать.

Причины низкого уровня развития

  1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.
  2. Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
  3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений;
  4. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы;
  5. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься;
  6. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

Обсуждение педагогами

2. Условия для успешного развития речи

  • Интересно организовать жизнь ребёнка;
  • Постоянно побуждать ребёнка говорить;
  • Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;
  • Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.
  • дать детям одинаковые стартовые возможности.

Обсуждение педагогами

Речевое развитие ребёнка в ДОУ

  • В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.
  • Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильна);
  • Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);
  • Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);
  • Педагоги развивают грамматический строй речи, связную речь;
  • Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;
  • Поощряют детское словотворчество.
  • Обсуждение педагогами

Развитие речи в условиях ДОУ и семьи

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных.

Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную помощь в коррекционной работе.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы;

2) сообщения на стендах;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют)

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Развитие речи в ДОУ

Функции речи:

  1. Речь как средство общения.
  • Возникает при совместной деятельности ребёнка и взрослого:

- предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение;

- ситуативно – личностное общение;

- ситуативно – деловое (познавательное) общение;

  • Общение со сверстниками

Отличие от общения со взрослыми:

- яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);

- нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.

  • Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра.

Обогащение речи - фантазируют, притворяются.

  1. Познавательная функция речи.

С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.

3. Речь как регулятор поведения и деятельности.

Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого).

Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

  1. развитие связной речи (диалогическая, монологическая);
  • монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);
  1. развитие словаря дошкольника.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.

Осуществляется через работу:

  • с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;
  • синонимический ряд;
  • антонимические пары;
  • многозначные слова.
  1. Формирование грамматического строя речи.

Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:

  • морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;
  • словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;
  • синтаксис – соединение слов в словосочетания, предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).
  1. Развитие звуковой культуры речи

Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:

  • знакомство с линейными звуковыми единицами:

звук – слог – слово – фраза – текст;

  • просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

  1. Развитие образной речи.

Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.

Тестовые задания по теории и методики развития

Тестовые задания по теории и методики развития речи

Теоретические основы методики развития речи

  1. Методика развития речи изучает…

А) общие закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;

Б) закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей;

В) особенности речи в доречевой период;

Г) особенности системы дошкольного образования;

Д) нормы и правила русского языка.

  1. Какова цель методики развития речи?

А) разработка на научно-педагогической основе наиболее эффективных средств, методов и приёмов развития речи, повышающих успешность педагогического воздействия;

Б) разработка речевых игр и упражнений;

В) знакомство с художественной литературой;

Г) развитие навыков самообслуживания;

Д) усвоение детьми способов словообразования.

  1. С какой из наук сотрудничает методика развития речи при решении задач преемственности речевого развития в детском саду и в школе?

А) с психологией;

Б) с историей дошкольной педагогики;

В) с дошкольной педагогикой;

Г) с методикой обучения языку в начальной школе;

Д) с методикой экологического воспитания.

  1. Что не является лингвистической основой методики развития речи?

А) учение И.П. Павлова;

Б) положение о языке как о продукте общественно-исторического развития;

В) положение о языке как о системном объекте;

Г) представление о языке как о знаковой системе;

Д) теория речевой деятельности.

  1. Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?

А) В.М. Бехтерев;

Б) К. Д. Ушинский;

В) Л. Н. Толстой;

Г) И.Г. Песталоцци;

Д) Я.А. Коменский.

  1. Кому принадлежит система обучения языку, в основе которой лежит принцип народности?

А) Е.Н. Водорезова;

Б) Ф.ф. Фребель;

В) К.Д. Ушинский;

Г) Е.И. Тихеева;

Д) О.С. Ушакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круглый стол"

Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....

Круглый стол с родителями дошкольников по экологии

Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Круглый стол для педагогов "Игры и физические упражнения зимой"

Игры и физические упражнения зимой.Взрослым  - родителям и воспитателям  - следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой....

"Круглый стол" для родителей "Детская ложь"

Текст выступления педагога знакомит родителей с причинами появления лжи, показывает важность этой проблемы, помогает отличить ложь от детской фантазии, даёт рекомендации и советы, как избежать этой пр...

Круглый стол для педагогов «Методика ведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»

МЕТОДИКА КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ. ФИЗИОЛОГТЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ УПРАЖНЕНИЙ                                ...