Рекомендация для родителей. «Влияние семьи на развитие ребенка»
консультация (средняя группа)
Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsiya_dlya_rod_semeyn_tsennosti.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 21 «РОСИНКА»
607061, Нижегородская область, г. Выкса, ул. Чкалова, зд. №1
Тел. 8(83177) 3-04-03
e-mail mdou_rosinka@mail.ru
Рекомендация для родителей.
«Влияние семьи на развитие ребенка»
Подготовила воспитатель:
Антонова Н.В.
г.о.г.Выкса
2024г.
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!
Современная семья переживает кризис. Катастрофически высок процент разводов. Их причинами является алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность материально обеспечить семью, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением христианской духовно-нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, брака, отцовства и материнства.
В таких условиях рождение и воспитание ребенка воспринимается как тяжелое, непосильное бремя. Но даже когда ребенок растет и воспитывается в семье, он, как правило, не знает настоящего отцовства и материнства, становится фактически “сиротой при живых родителях”. Родители утратили психологический контакт с детьми, поэтому они лишились возможности узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, суицидов, неуспеваемости в школе, плохого поведения…
Л. Б. Шнейдер пишет что: “Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей”. Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. “Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития. Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.
Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. “Разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития”.
Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.
Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.
Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо Л. Б. Шнейдер выделяет родительскую любовь. “Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей”.
Любовь величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.
Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.
“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”.
Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем.
Исследователями были выявлены качественные отличия в отношении отцов и матерей к воспитанию ребенка в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями. Разновозрастные семьи, когда между мужем и женой большая разница в возрасте 10-15 лет и более. Моновозрастные семьи, когда супруги одного возраста или разница в возрасте не велика.
Данные, которые получили исследователи при экспериментальном исследовании, свидетельствуют о том, что в семье с одновозрастными родителями функцию основной опеки и контроля занимает мать. Она более авторитарна в отношениях с ребенком, причем симбиотически авторитарна. Во взаимодействиях с ребенком она демонстрирует опеку через подавление, она действует и исходит из собственных потребностей и представлений о том, что лучше для ребенка, тем самым подавляет его волю и потребности. Отец занимает более отстраненную, но, как и мать, авторитарную позицию и не является лидером в данном типе семьи. Ребенок вынужден активно заявлять о своих потребностях и реализовывать собственную активность. Данная ситуация гиперопеки и подавления провоцирует демонстрацию ребенком позиций потребителя. В ситуациях частых напряжений между родителями и ребенком формируется активный тип личности ребенка.
Ребенок из разновозрастной семьи склонен принимать во взаимодействиях функции “субъекта – оценщика”, “субъекта- координатора” и “субъекта - “объекта потребности”. Исследователи предполагают, что такие изменения в позиции ребенка определяются более сложной организацией межличностных отношений между разновозрастными родителями.
Ребенок в такой семье находится между двумя конкурирующими позициями, и, как следствие формируется функция “субъекта – оценщика”, “субъекта - координатора”. Основным условием формирования таких функций является рассогласование позиций отца и матери.
В разновозрастных семьях наблюдается определенное смещение в структуре детско-родительских отношений. Мужчины часто по отношению к жене занимают позицию “муж-отец”, а жена по отношению к мужу – “жена-ребенок”. Данная диспозиция ролей является самодостаточной. Ребенку же сложно включится в данную семью, его позиция “ребенка” уже занята. Тогда ему приходиться бороться за свою значимость в семье, за свою функцию объекта потребления этой социальной системой.
Данные исследования подтверждают факт, что в семье с разновозрастными родителями позиции матери и ребенка близки друг к другу: они соратники, партнеры. Разновозрастные отцы выполняют функцию социальной защиты, они опекают и контролируют как собственного ребенка, так и жену. Отец в такой семье более авторитарный и опекающий. Эти условия позволяют занять в семье ребенку позицию оценщика или координатора, что вообще является наиболее характерной ролью для старших и опытных субъектов в организации деятельности.
Таким образом, дети разновозрастных родителей по сравнению с детьми моновозрастных родителей склонны к более сложным формам реализации себя; они реализуют себя через оценку или координацию действий другого человека.
Семью создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего “Я”. Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.
Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога, общение с ним, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка.
Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью — доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьезно».
Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.
« Давайте создавать семейные традиции».
Консультация для родителей.
Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.
На Руси у всех семей были свои традиции, которые их объединяли, делая их сильными и крепкими. Но после октябрьской революции 1917 года многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные.
Перемены коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщины захотели равноправия: получения такого же образования, как у мужчин, возможности решать за кого она бы хотела проголосовать, даже заработки стали примерно равными. Всё это способствовало тому, что основные, природные роли, отошли на задний план. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли.
Также изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью семьёй, были потеряны. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Поэтому, традиции - это основа уклада семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому и нужно возрождать семейные традиции. Они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.
Хорошей традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Роль семейных традиций в жизни малышей.
Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник".
Дети гордятся своей семьёй.
Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи.
Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.
Традиция повторяется всегда.
Событие должно быть ярким, интересным для родных.
Традиция может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.
Хорошей традицией является празднование Дней рождений, причём это должно сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.
Вместе с ребёнком можно начать составлять генеалогическое древо, на котором будут присутствовать все предки семьи.
Главное, чтобы Ваши традиции приносили счастье и интерес всей семье и не были ей в тягость.
Памятка для родителей
По созданию благоприятной семейной атмосферы
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
Искусство быть родителем
1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.
5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше.
6. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"
Консультация "Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»...
Консультация для родителей «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить. (Джерри Фалуэлл)....
«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
laquo;Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь ме...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Семья - мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка»Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое...
консультативный материал "Семья- мой дом родной. Влияние семьи на развитие ребенка"
Овлиянии семьи на развитие ребенка....