"Развитие пространственного ориентирования у дошкольников".
консультация

Значение и этапы формирования прстранственного ориентирования у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_dlya_roditeley.odt26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственного ориентирования у дошкольников.

   Гармоничное, всестороннее формирование личности ребенка не может произойти без развития его способности ориентироваться в пространстве. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простые представления об этом: слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, в центре, над, под, между и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно.  Восприятие и запоминание пространственных характеристик внешнего и внутреннего мира опираются на моторную сферу. Поэтому важнейшим принципом развивающей работы является принцип двигательного освоения пространства.

   Этапы формирования пространственного ориентирования у детей: ориентировка «на себе», ориентировка в пространстве «от себя», ориентировка в пространстве «от объектов». Эти этапы не сменяют друг друга, а сосуществуют, дополняя друг друга. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов».

   Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т. е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).

   Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко и т. д., восприятие им пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.  

  В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. В процессе игры, выполняя те или иные движения, ребенок упражняется в умении самостоятельно и правильно выбирать направление движения, определяет пространственные отношения между предметами. Таким образом, слово сливается с содержанием деятельности ребенка. Особое место в процессе физического развития дошкольников занимают игры и игровые упражнения с мячом, как один из наиболее эффективных методов обучения пространственному ориентированию.

  Зеркальное отражение. Эксперимент.

  С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если ребенок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он часто путается с зеркальным отражением. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку лицом к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть ребенок сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы ребенок опытным путем понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

   Предлагаем несколько игр для развития пространственного ориентирования.

   Игра «Корабль плывет». В игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими. Сначала разучиваются движения игры. «Правая повертушка» – это вращение кистью правой как будто «заводим мотор». «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки как будто заводим мотор левой рукой. «Правая потоптушка» – топаем правой ногой «Левая потоптушка» – топаем левой ногой. Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления). Ведущий всматривается вдаль: «Корабль плывет!» Дети спрашивают: «Какой корабль?» Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!» Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой). Снова ведущий всматривается вдаль: «Корабль плывет!» Игроки спрашивают: «Какой корабль?» Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, в дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями.

«Все наоборот» - ведущий показывает движение и называет его направление, а детям надо показать противоположное движение и обозначить его словом.

« Быстрый  мяч» - по команде ведущего дети  показывают разные части тела, а по команде «Мяч» должны быстро взять мяч в руки и поднять его над головой

«Вправо – влево» -дети отбивают мяч об пол и двигаются в направлении, которое  указывает ведущий (влево, вправо, вперед, назад). В дальнейшем слово заменяется на жест.

«Скажи какая цифра» - дети, отбивая мяч, должны назвать цифру, изображенную на карточке, которую показывает ведущий. Можно усложнить эту игру и показать карточки с перевернутыми цифрами.

«Сколько пальцев» - надо назвать сумму показанных ведущим пальцев, не забывая отбивать мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, направленные на развитие пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии

Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же, мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотно...

Развитие способности к пространственному ориентированию у дошкольников

С того момента, как ребенок входит в мир , он находится в  постоянном процессе развития. Способность к пространственному ориентированию очень важно развивать уже с младшего возраста,...

Дидактические игры для формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников

В материале представлен комплекс игр для детей дошкольного возраста по формированию пространственного ориентирования....

Картотека игр и упражнений для развития пространственного ориентирования

В картотеке собраны игры и упражнения по развитию пространственного ориентирования как одной из необходимых функций для развития графо-моторных навыков у старших дошкольников...