Памятка для родителей на тему: "Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа)

Чумакова Ильмира Наиловна

Памятка для родителей "Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_po_raz.rechi_.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематических процессов:

«подумай, не торопись»

  • придумай слово, которое начинается на последний звук слова лук;
  • какое слово получится, если к но- прибавить один звук;
  • составь такое предложение в котором все слова начинались бы на звук М (мама моет Машу мочалкой);
  • найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У;
  • подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т.п.

«про двух зайчат»

Слушая сказку, ребенок помогает найти нужные слова:

«однажды утром зайчата Лута и Лута отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть нет ли поблизости речки, чтобы рыбу наловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук Р (ведро), а Лута взял с собой то, что в названии имеет звук У (удочку)….ит.д.

«если б мы были художниками»

Давайте представим, что мы с вами художники, будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены уже готовы, а мы с вами будем подрисовывать детали, в названиях которых должны быть звуки Р или Рь. Можно рисовать вместе с ребенком.

Игры на развитие слоговой структуры

«Магазин игрушек»

 (игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)

Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.

«кто в каком домике будет жить»

Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:

Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.

По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением (почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т.п.)

Звукопроизношение

Произнесение различных чистоговорок и скороговорок. Также как тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

Чистоговорки:

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Су-су-су – ягоды в лесу.

Скороговорки:

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

Тише, мыши, кот на крыше.

Луша под душем мыла мылом уши.

Леша и Клаша едят пшённую кашу.

В шалаше шесть шалунов.

Около кола колокола.

Не жалела мама мыла,

мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

 но не ныла Мила.

Мила – молодчина.

Топоры остры до поры,

до поры остры топоры.

Трое трубачей трубят в трубы.

На травке тропка, травка на тропке.

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова –

не руби дрова на траве двора.

Игры на развитие грамматического строя речи

«Один и много»

Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.

Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.

 «Посчитай-ка (от 1 до 5)»

Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.

«Чего не стало?»

предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать  картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

«Измени предложение»

Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и  предложении.

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,      ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп,  Они едят суп

«Назови ласково»

можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»

Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок – носочек

Игры на развитие связной речи.

Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...»

Игровое упражнение «Если бы...»

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Памятка для родителей

Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

Семинар-практикум для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания».

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания»

Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольникаВсем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующ...

Памятка для родителей на тему «Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка раннего возраста»

В памятке собран материал на тему" Значение пальчиковых игр для развития маленьких детей"...

Консультация для родителей на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для родителей  на тему: «Игры и игровые упражнения по развитию речи старших дошкольников»...