Консультация для родителей по развитию речи
консультация (младшая группа)

Старченко Алина Александровна
Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики на становление речи»

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный

период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное

формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно

называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего

возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо

уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные

импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и

положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют

процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся

биологически активные точки нашего организма.

Развитие речи дошкольника

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все

большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из

самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом,

развитие основных психических процессов. От богатства словарного

запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и

точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а

тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах

возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов

чтения и письма.

В наше время можно заметить существенную закономерность -

«пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение.

Часто человек, который не может подобрать необходимых слов,

затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время

ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе,

непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой

подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев

рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного

мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с

двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади

двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная

близко от речевой зоны.

Влияние мелкой моторики на развитие ребенка

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий

человека, направленных на выполнение точных мелких движений

кистями и пальцами рук и ног.

Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших

психических функций:

• внимания;

• мышления;

• зрительной памяти;

• воображения;

• пространственной ориентации;

• связной речи.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и

связная речь.

Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не

только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей

раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость

звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к

познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений

пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором,

стимулирующим речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками,

потому что современные игрушки и вещи устроены максимально

удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с

липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками

вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в

детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы

воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки.

Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось

больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать,

вышивать.

Работа по развитию мелкой моторики

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать

определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с

индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее

подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен

текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения

вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись

ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем

другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с

прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком)

стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления

интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

О том, что надо развивать мелкую моторику, слышал каждый родитель,

но далеко не все знают, зачем это нужно. Что дадут ребенку хорошо

натренированные ручки и пальчики, вы сейчас узнаете.

Во-первых, «послушные» пальчики позволят малышу быстрее освоить

элементарные навыки самообслуживания. Завязать шнурки, застегнуть

пуговицы, одеться – всё это не будет вызывать каких-либо трудностей,

если мелкая моторика хорошо развита.

Во-вторых, при тренировке ручек и пальчиков улучшаются графические

навыки ребенка, кисть укрепляется, готовится к письму и к

предстоящим школьным нагрузкам.

В-третьих, тренировка рук и пальцев способствует ускорению

мыслительных процессов и раскрытию творческого потенциала.

И, в-четвертых, развитие мелкой моторики благоприятно воздействует

на речь. Тренировка ручек и пальчиков помогает малышу быстрее

освоить пассивную и активную речь, расширяет словарный запас.

Дидактические средства развития мелкой моторики

Мелкую моторику рук развивают:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения с массажным мячом;

- пальчиковый театр;

- массаж ладошек;

- пластилинография;

- игры моталочки;

- ниткография;

- тренажер для вырезания;

- рисование пальчиками, ладонью;

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития

мелкой моторики. Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.

2. Ладушки

3. Разрывание бумаги

4. Перелистывание страниц

5. Бусы

6. Вкладыши-мисочки

7. Крупы

8. Баночки с крупами

9. Рисование на песке

10. Горошина

11. Завинчивание крышек

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

13. Лепка

14. Рисование и раскрашивание

15. Собирание мозаик и пазлов

16. Вырезание

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и

мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим

видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

Заключение

Таким образом, вследствие слабого развития общей моторики и, в

частности, руки - общая неготовность большинства современных детей

к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой

моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать

пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать

рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки,

мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за

сверстниками в группе в процессе деятельности.

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует

начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием

речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...

Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!

Консультация для родителей по развитию речи в старшей группе.Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Консультация для родителей по развитию речи«Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики» «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев, от...