Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей"
консультация
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей»
«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны её вершины.
Удивительное искусство – детская книжка!»
Л. Токмаков.
Художественная литература играет большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям обогащать свою речь сравнениями, метафорами, эпитетами и другими средствами образной выразительности. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия.
По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Чтение детям вслух вызывает у них бурные эмоции, оно уносит ребенка прямо в сказку, у него начинает работать воображение. Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения.
Для малышей второго года жизни полезно, когда текст сопровождается движениями, его проще понять и легче запомнить. Это потешки, стишки с использованием пальчиковых игр. Движения пальцев рук очень хорошо стимулирует головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речевое развитие.
В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не загруженные текстом. Это могут быть стихи А. Барто, Маршака или Чуковского, сказки про «Колобка», «Курочку Рябу», «Репку», обязательно сопровожденные цветными картинками. Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения пересказу.
К четырем годам словарный запас уже достаточно широк. В этом возрасте интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом. Сам может выдумать продолжение, что развивает его связную речь. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.
Что касается пяти - шестилетних детей, необходимо подбирать хорошие детские книги, пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии представить себе практически любую деталь, и ему не потребуются для этого картинки. Они хорошо фантазируют и составляют интересные рассказы.
Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в развитии всех сторон речи детей дошкольного возраста и стимулирует их интеллектуальное развитие.
Рекомендации для родителей «Как развивать у ребенка интерес к чтению»
Основная роль в приобщении детей к чтению принадлежит, прежде всего, семье и родителям ребенка. Чтобы привить своему малышу интерес к книгам, необходимо соблюдать ряд несложных, но очень важных правил:
1. В первую очередь необходимо тщательно подойти к выбору подходящей для детского чтения книги:
• Размер книги должен быть не очень большим или маленьким, чтобы ребенку удобно было и самому полистать книгу и рассмотреть картинки.
• Страницы книги должны быть из плотной, качественной бумаги, белого или бежевого оттенка, что является наиболее комфортным для зрения.
• Переплёт в книге может быть твёрдым или мягким, с хорошо прошитыми страницами.
• Книга должна соответствовать требованиям экологической безопасности, она не должна сильно пахнуть типографской краской, не должна оставлять отпечатки краски на руках, что может привести к возникновению аллергии.
• Иллюстрации книги должны содержать яркие, красивые, реалистичные картинки и рисунки, чтобы привлечь и удерживать внимание ребенка к развивающемуся сюжету.
• Содержание книги должно соответствовать интересам и потребностям ребенка, его возрастным особенностям. Изложение текста должно быть увлекательным и доступным для понимания детей.
2. Оформите дома книжную полку с детскими книгами – яркими, красивыми и очень интересными. По возможности, пополняйте её новыми книгами, покупайте и дарите их ребенку на разные праздники. Сначала вы сами будете брать оттуда книги и читать детям. С возрастом ребенок обязательно проявит интерес к ним, будет листать и рассматривать их, а затем и читать самостоятельно.
3. Приучайте ребенка к художественной литературе с самого раннего возраста. Даже дети первого года жизни с удовольствием слушают произведения литературы, особенно в стихотворной форме. Пусть они не в состоянии воспринять в этом возрасте смысл прочитанного, но они получают бесценный опыт живого общения со взрослым, учатся воспринимать и различать звуки, ритмическую структуру нашей речи, различные интонации в голосе своей мамы. Подрастая, малыши начинают понимать и смысл стихов и сказок, развивается их слуховое внимание и память, фантазия и словесно-логическое мышление.
4. Читайте ребенку всегда, когда есть возможность – в очереди в поликлинике, после прогулки, перед обедом, в самолете или поезде. Введите обязательный ритуал чтения перед сном. Каждый вечер, когда ребенок не очень хочет ложиться спать, почитайте ему интересную сказку или рассказ. Это успокоит ребенка и поможет ему быстрее уснуть.
5. По возможности, никогда не отказывайте, если малыш просит почитать ему книгу. Даже если у вас совсем нет времени, хотя бы одну страничку в день.
6. Не бойтесь читать детям длинные произведения, по одной или несколько главе в день, это развивает память и внимательность, поддерживает их познавательный интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-151987-1355849203.jpg)
Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/15/picture-345306-1384519147.jpg)
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/29/picture-659290-1440877373.jpg)
«Роль художественной литературы в воспитании чувств и развития речи детей».
Рекомендации для педагогов...
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-26071-1445013687.png)
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей"
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей" с рекомендуемым списком литературы по возрастам....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/03/picture-1182071-1575378345.jpg)
Консультация для родителей"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей"
Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.Уильям Теккерей...