Консультация для родителей «Духовно - нравственное воспитание в раннем возрасте»
консультация

Курочкина Оксана Александровна

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnv_ranniy_vozrast.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Духовно - нравственное воспитание  в раннем возрасте»

Подготовил:

воспитатель группы раннего возраста

Курочкина Оксана Александровна

2024год

Духовно - нравственное воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, пестушками, потешками. Поэтому можно сказать, что духовно - нравственное воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве духовно-нравственное воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.

В раннем детстве дети уже более развиты, способны понимать многие вещи, поэтому и воспитательные средства будут усложняться. К раннему возрасту относится период от 1 года до 3 лет, поэтому ведущая доля воспитания ложится на семью. Содержание духовно - нравственного воспитания в раннем возрасте включает в себя: знакомство с семьёй, её традициями; если ребёнок уже пошёл в детский сад, то знакомство с детским садом; знакомство с улицей, на которой проживает ребёнок.

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение.

Семейный досуг. Следует уделять своему малышу больше времени. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться по возможности везде брать ребёнка с собой.

Семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается), поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, парк птиц, луна-парк, батутный центр и т.д.).  Так же это может быть еженедельный игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребёнка семейные традиции тоже будут усложняться.

Чтение ребёнку рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения.

Изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.

Вторым этапом  духовно - нравственного воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка по духовно - нравственному воспитанию ложится на сотрудников детского сада. Одним из главных средств воспитания будут экскурсии по детскому саду, на которых детей знакомят с группой, показывают уголки группы, игрушки, рассказывают истории про игрушки группы, обязательно делая акцент, что их нужно беречь. Затем организуется экскурсия на кухню, где дети знакомятся с поваром, видят, где для них готовят еду, как всё там устроено. Знакомятся с музыкальным залом. Ежедневно можно обходить детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках. Обязательно посещение огорода. Естественно, всё это организуется после того, как большая часть детей прошли адаптацию к детскому саду. Но и родители не должны полностью всё перекладывать на педагогов. Ежедневно нужно проводить беседы о жизни в детском саду, интересоваться, что происходило, чем занимались и т.д.

Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и духовно - нравственного воспитания в рамках детского сада будет организация и проведение праздников. Очень хорошо, если в детском саду часто проводятся фольклорные праздники и вечера развлечений, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.

Ещё одно средство духовно - нравственного воспитания подходит как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду – народные игры. Чаще это подвижные игры. Так же патриотизм воспитывается благодаря знакомству ребёнка с устным народным творчеством, рассматриванию картин и иллюстраций, организации трудовой деятельности, изготовлению поделок по духовно - нравственному воспитанию.

Третьим этапом духовно - нравственного воспитания, который накладывается на два других, является формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т.д. Здесь хорошим средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр будет являться взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста так же можно совершать прогулки по району, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.

Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в вашем ребёнке – это скопированный ваш шаблон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре....

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний,...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры,на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями,теми трудностями и даже кри...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже к...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

  Сегодня каждый из нас старается сохранить мир и покой в своем доме, защитить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Во все времена проблема духовно-нравственного воспитани...