Психологическая готовность к школе
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole_3.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе

          Завершается дошкольный период в жизни Вашего ребенка. Вы с волнением ждете нового этапа в жизни, строите планы на будущее, думаете о том, как их можно реализовать наиболее полно и оптимально.

Хотелось бы, чтобы школа стала вторым домом, учитель - добрым, мудрым наставником, одноклассники - друзьями.

Вы, конечно, хорошо понимаете, что в современном мире не обойтись без образования, без разносторонних знаний. Именно они будут служить настоящим гарантом того, что жизненные цели будут достойно реализованы. Для этого ребенок должен быть подготовлен к школе. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физиологической, педагогической и психологической подготовки. Образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Составляющие психологической готовности  – мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно моторной координации. Ребенок должен уметь управлять  своим поведением, общаться со сверстниками и взрослыми, стремиться к достижениям, самостоятельности и ответственности.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что учиться в школе очень важно, потому, что к школе он получит новый  красивый портфель, пенал и другие подарки. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права, которые и обеспечивают ему новое статусное место. Пусть ребенок еще полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает это.

    Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.            На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка знаний об окружающем мире, умения обследовать предметы, наблюдать за явлениями, выделять их разнообразные свойства, рассуждать, делать выводы. Игры и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления учат выделять главное в предметах, в окружающем мире и в любой проделанной работе, то есть фактически у детей формируется операция обобщения – одна из основных операций логического мышления, усваиваются необходимые понятия.

            Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребенка к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая разные (вначале несложные) задания. При этом обязательно нужно просить ребенка повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что он все услышал и правильно понял.

             Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребенка отсутствует, он не готов школьным занятиям.

             Чтобы успешно учиться, ребенок должен понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.

            Очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение на ощупь форм предметов. В быту эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.

        Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности к концу дошкольного возраста и продолжают развиваться в школе. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А. Венгер).   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»

В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"

Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....