Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ»
материал
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ» | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Консультация для родителей и педагогов
«Экологическое воспитание в ДОУ»
Воспитатель:
Чепенко И.В.
г. Пыть-Ях
Консультация для родителей и педагогов
«Экологическое воспитание в ДОУ»
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Что же такое - экология?
Экология — это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
Задачи экологического воспитания и образования детей:
- Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
- Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
- Воспитание самостоятельности через общение с природой;
- Воспитание эстетических чувств;
- Воспитание любви к природе, родине;
- Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:
- специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:
1. Проведение экологических праздников.
2. Наблюдения на прогулках,
3. Занятия.
4. Календари природы.
Формы работы.
- Художественная литература, игровая деятельность, музыкальная, труд в уголке природы.
- Организация исследовательской деятельности.
- Экскурсии в природу.
- Художественная деятельность.
Занятия по экологии бывают:
- занятия-наблюдения за животными и растениями;
- занятия по классификации представлений о природе;
- занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
- занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
- занятия-исследования;
- занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
- комплексные занятия.
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
- решение проблемных ситуаций;
- элементарное экспериментирование;
- работа с моделями;
- моделирование;
- игры;
- наблюдение;
- постановка проблемных вопросов;
- участие детей в уходе за растениями;
- выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.
В детском саду применяются следующие виды игр:
- Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
- Предметные игры: «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
- Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
Словесные игры: «Что происходит в природе?»,
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
«На животноводческой ферме»
Цель: активизировать умение детей самостоятельно применять известные им способы ухода за животными. Воспитывать интерес к труду животноводов, желание приобщиться к нему, гуманное отношение к животным.
- Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
- Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
- Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
- Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
сказки-кроссворды о животных; отгадай загадки и узнай героев; найди ошибки у художника, поэта; может так быть или нет.
Словесные методы:
Чтение художественной литературы: В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.
- Литература для чтения и рассказывания детям:
- Я. Аким. «Наша планета»
- С. Михалков. «Прогулка»
- А. Усачев. «Мусорная фантазия»
- С. Михалков. «Будь человеком»
- Г. Ладонщиков. «Дельный совет»
- В. Орлов. «Что нельзя купить»
- С. Михалков. «Случай на зимовке»
- С. Михалков. «Зяблик»
- Сказки на экологическую тему для дошкольников
- В. Бианки. «Анюткина утка»
- К. Ушинский. «Весна»
- М. Пришвин. «Лесной доктор»
- В. Чаплина. «Крылатый будильник»
- С. Сахарнов. «Морские сказки».
- Пришвин. «Золотой луг» К. Паустовский.
Рассказ воспитателя:
Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.
Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10–15 мин.
Беседа
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.
Работа с родителями
Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
- проведение родительских собраний экологической направленности (круглые столы, викторины)
- выезды с детьми на природу;
- участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
- наглядная информация;
- С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения, и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Литература:
Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ.
Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.Кокуева Л. В.
Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
Материалы интернетсайтов
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и педагогов "Экологическое воспитание младших дощкольников".
Данный материал поможет понять и научить младших дошкольников как любить и беречь природу....
Консультация для родителей по теме «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Консультация для родителей по теме:«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...
Консультация для родителей Средняя группа «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»
Сухомлинский В. А. сказал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья...
Консультация для родителей Средняя группа «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»
Сухомлинский В. А. сказал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и зво...
Консультация для родителей Средняя группа «Экологическое воспитание дошкольников в работе с родителями»
Сухомлинский В. А. сказал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном лет...
Буклет для родителей и педагогов"Экологическое воспитание в семье"
Буклет для родителей и педагогов "Экологическое воспитание в семье"...
Игры для родителей и педагогов "Экологическое воспитание дошкольников"
Игра помогает закреплять представления детей об основных признаках живой и неживой природы, растениях и животных. в игре дети закрепляют знания о временах года, об охране объектов природы....