О детских «манипуляциях» – родителям о детях.
статья

Надежда Геннадьевна Дамарацкая

Часто в бытовом смысле взрослые люди раздают советы родителям в стиле «не балуйте своего ребенка, а то он вам на шею сядет», или «он вами манипулирует, не видитесь у него на поводу». И трудно не согласиться, ведь и правда, порой не удаётся справиться с нежелательным поведением ребенка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon damaratskaya_n.g._psiholog_10.24.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дамарацкая Н.Г., педагог-психолог

О детских «манипуляциях» – родителям о детях.

Часто в бытовом смысле взрослые люди раздают советы родителям в стиле «не балуйте своего ребенка, а то он вам на шею сядет», или «он вами манипулирует, не видитесь у него на поводу». И трудно не согласиться, ведь и правда, порой не удаётся справиться с нежелательным поведением ребенка».

Давайте сначала разберемся в терминах!

Что же такое манипуляция? Что мы понимаем под этим словом? И могут ли дети ею владеть?

Трактуя этот феномен, ученые сходятся в двух параметрах воздействия: это скрытый тайный характер воздействия и отсутствие учета интереса другой стороны, то есть общение происходит исключительно из корыстных мотивов. Манипуляция – это желание заставить другого действовать в моих интересах позабыв о собственных. Манипулятор не может прямо попросить о просьбе, ведь он уверен, что жертва не согласится, поэтому использует рычаги скрытого воздействия.

Итак, поведение ребенка только отчасти напоминает манипулятивное, но точно не является им по сути. Манипуляция становится, чисто технически, возможна ближе к 6-7 годам – просто не созрели еще те участки мозга, которые способны провернуть такую операцию.

Тогда возникает другой вопрос, почему трехлетний ребенок устраивает истерики в самый неподходящий момент, ведь знает же, что мне будет стыдно и я уступлю. Дело в том, что ребенок кричит не потому, что хочет досадить родителям и поставить их в неудобное положение, а потому, что испытывает фрустрацию – не получает желаемого. Он действительно именно сейчас ужасно захотел «вон ту игрушку» или поиграть именно на этой площадке. То, что для нас взрослых является пустяком, может быть настоящей катастрофой для маленького исследователя. Взрослый всегда должен помнить, про возраст ребенка и то, как малыш видит мир вокруг.

Ребенок только учится контролировать свои переживания, он не всегда сам понимает, что с ним происходит. Наша с вами задача как взрослых научить детей саморегуляции. Учиться с ними договариваться и обсуждать произошедшее. Конечно, не стоит это делать в момент истерики, ребёнок всё равно ничего не услышит, да и не поймет. Мозг в этот момент в режиме выживания, а не мышления.

И всё же, дети прекрасно запоминают, если мы им уступим в какой то момент. Почему так происходит? Например, если мы скажем, что этот мультик был последний, и потом дадим посмотреть еще три серии мультфильма – слёзы гарантированы.

В глобальном плане информация о том, что привело нас к хорошему результату (удовлетворению потребности) – очень ценная для выживания, и мозг ее запоминает. Это свойственно всем живым существам.

Необходимо быть последовательным, и если хоть чуть-чуть можно – не запрещать, а если вы решили что точно нельзя, тогда необходимо стоять до конца, как говорится намертво. Какой бы ребенок не был упрямый, со временем он привыкнет к правилам в вашей семье. Дети, по правде говоря, великие консерваторы и любят, чтоб всё было предсказуемо и ясно.

Получается что фобия перед манипуляциями несколько накрученная. Ребенок просто открыто и громко говорит о своих потребностях. Каждый ребенок иногда ведет себя плохо и причин этому может быть масса. Ребенок может приболеть, не выспаться, переутомиться, может чего-то бояться. Наконец у ребенка могут быть органические особенности нервной системы, которые затрудняют саморегуляцию. Когда мы помним обо всем этом, гораздо легче перенести детское недовольство и проявить сочувствие к маленькому человеку.

С другой стороны, манипуляция – это токсичный вид отношений, который когда-то нас может коснуться. Как свести на нет такой способ взаимодействия?

В первую очередь, самим не манипулировать ребенком. Поощрять открытый разговор о чувствах и потребностях, слышать их и по возможности учитывать.

Ведь человек избирает скрытый путь воздействия, потому что знает, что его прямая просьба будет отвергнута. Продуктивный путь – учить ребенка договариваться, опираться на знание о другом, чтобы прийти к сотрудничеству. Если нам удастся развить в ребенке этот навык – мы сделаем ему подарок на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косультация для родителей "Детские манипуляции"

Мы часто сталкиваемся с невероятным умением детей манипулировать взрослыми. Он всегда знает, или чувствует, как и когда выпросить у мамы и папы ту или иную игрушку, как заставить бабушек ходить перед ...

Советы родителям в борьбе с детской манипуляцией.

Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,МБДОУ– детский сад №27«Сказка» г.Саяногорск Советы родителям в борьбе с детской манипуляцией.Родители есть родители, поэтому им часто сложно не уступит...

Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции

Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...

«Адаптация в детском саду родителей и детей»

vЧто такое адаптация?vГотовы ли вы и ваш ребенок к детскому саду?vОшибки родителей.v Как подготовить ребенка и родителя к детскому саду?vЧто делать, если адаптация уже началась?vЧто рекомендуют психол...