Для вас Родители
консультация

Махрина Екатерина Владимировна

В музыкальном воспитании определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей  дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусства  в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями - его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо  взрослый может только тогда,  когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте ·музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенку слушать музыку

1. ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОМНИТЕ О ТОМ, ЧТО ЛЮБОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМО СЛУШАТЬ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НИ НА ЧТО ДРУГОЕ. ГЛАВНОЕ, КОНЕЧНО, ХОТЕТЬ СЛУШАТЬ! НУЖНО ОЧЕНЬ ПОСТАРАТЬСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МУЗЫКЕ, ОТ САМОГО НАЧАЛА ДО САМОГО ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЯ, ОХВАТЫВАЯ СЛУХОМ ЗВУК ЗА ЗВУКОМ, НИЧЕГО НЕ УПУСКАЯ ИЗ ВИДУ! МУЗЫКА ВСЕГДА НАГРАДИТ СЛУШАТЕЛЯ ЗА ЭТО, ПОДАРИВ ЕМУ НОВОЕ ЧУВСТВО, НОВОЕ НАСТРОЕНИЕ, ВОЗМОЖНО, ПРЕЖДЕ НИКОГДА В ЖИЗНИ НЕ ИСПЫТАННОЕ.

2. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ НЕ СЛЕДУЕТ СЛУШАТЬ КРУПНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, ТАК КАК МОЖНО ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ВЕДЬ НАВЫК СЛЕЖЕНИЯ СЛУХОМ ЗА ЗВУКАМИ ЕЩЕ НЕ ВЫРАБОТАН И ВНИМАНИЕ НЕДОСТАТОЧНО ДИСЦИПЛИНИРОВАНО. ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ ВЫБИРАТЬ ДЛЯ СЛУШАНИЯ НЕБОЛЬШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

3. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ( МУЗЫКА ДЛЯ ГОЛОСА) ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ (КОТОРАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ). ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ЗВУКАМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ УСЛЫШАТЬ И РАЗЛИЧИТЬ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ, ОПРЕДЕЛИТЬ, ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

4. КОНЕЧНО, СЛУШАТЬ ВОКАЛЬНУЮ МУЗЫКУ ЛЕГЧЕ, ВЕДЬ ТЕКСТ ВСЕГДА ПОДСКАЖЕТ, О ЧЕМ ХОТЕЛ СООБЩИТЬ КОМПОЗИТОР, КАКИМИ МЫСЛЯМИ ХОТЕЛ ПОДЕЛИТЬСЯ.

5. В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ СЛОВ НЕТ. НО ОТ ЭТОГО ОНА НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ. ВОЗЬМИТЕ ПЛАСТИНКУ С ЗАПИСЬЮ ИЗВЕСТНОГО СОЧИНЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ». КАКИЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЕННЫЕ И ДАЖЕ СКАЗОЧНЫЕ СИТУАЦИИ НЕ ОТОБРАЖЕНЫ В ЭТОЙ МУЗЫКЕ! КОМПОЗИТОР, СЛОВНО ХУДОЖНИК КИСТЬЮ, НАРИСОВАЛ МУЗЫКАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ УДИВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ КАРТИНКИ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЗДЕСЬ И «ИГРА В ЛОШАДКИ», И «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ», «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ», «НОВАЯ КУКЛА». ЗДЕСЬ ВЫ УСЛЫШИТЕ ОЧЕНЬ ЛАСКОВЫЕ, МЕЧТАТЕЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ «СЛАДКАЯ ГРЕЗА», «МАМА», «ЗИМНЕЕ УТРО» И МНОГО ДРУГИХ ОЧАРОВАТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАРИСОВОК. ТАКИЕ ЖЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ, АДРЕСОВАННЫЕ ЮНЫМ СЛУШАТЕЛЯМ, ЕСТЬ И У ДРУГИХ КОМПОЗИТОРОВ. У С. С. ПРОКОФЬЕВА ЭТОТ АЛЬБОМ НАЗЫВАЕТСЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА». МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ КАК БЫ РИСУЮТ ДЕНЬ, ПРОЖИТЫЙ РЕБЕНКОМ. ПОСЛУШАЙТЕ ИЗ ЭТОГО СБОРНИКА «СКАЗКУ» ИЛИ ПОЭТИЧЕСКУЮ ПЬЕСУ «ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ». В «АЛЬБОМЕ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» РОБЕРТА ШУМАНА ДЕТЯМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ПОНРАВИТЬСЯ И «СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК», И «ВЕСЕЛЫЙ КРЕСТЬЯНИН», И НЕМНОЖКО ЗАГАДОЧНАЯ ПЬЕСА «ОТЗВУКИ ТЕАТРА». А КРАСОЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ДЕД МОРОЗ» ОЖИВИТ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ ЛЮБОГО СЛУШАТЕЛЯ.

В «ДЕТСКОМ АЛЬБОМЕ» А. ГРЕЧАНИНОВА КАЖДОГО МОЖЕТ РАССМЕШИТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА «ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ», А «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ», ВОЗМОЖНО, КОГО-НИБУДЬ ДАЖЕ ЧУТЬ - ЧУТЬ НАПУГАЕТ. А ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА С. МАЙКАПАРА «В САДИКЕ», «ПАСТУШОК», «МАЛЕНЬКИЙ КОМАНДИР» БУДУТ БЛИЗКИ И ПОНЯТНЫ ДАЖЕ САМЫМ МАЛЕНЬКИМ.

6. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ПРОСЛУШИВАНИЮ ТЕХ ЖЕ САМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. МОЖНО МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИХ ЗВУЧАНИЕ, ЧТОБЫ ЛЕГКО И БЫСТРО УЗНАВАТЬ. ЧЕМ ЧАЩЕ СЛУШАЕШЬ УЖЕ ЗНАКОМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ТЕМ ОНИ С КАЖДЫМ РАЗОМ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ НРАВЯТСЯ. НО ВСЕГДА СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ, ВДУМЧИВО. ВАЖНО СЛЕДИТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ, И ЗА ВЫСОТОЙ ЗВУКОВ, БЫСТРОТОЙ ИХ СМЕНЫ. НАДО УЧИТЬСЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ КРАСОЧНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОДОПАДОМ И УМЕТЬ ТОНКО РАЗЛИЧАТЬ КАЖДУЮ ХРУСТАЛЬНУЮ СТРУЙКУ. УЧИТЕСЬ СРАВНИВАТЬ ИХ, ЛЮБУЙТЕСЬ ИМИ. ПОЧУВСТВУЙТЕ, КАКАЯ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ В МУЗЫКЕ: ЗВУКИ НЕ МОГУТ ЗВУЧАТЬ «КАК ПОПАЛО, КАК ВЗДУМАЕТСЯ».

7. ПОСТАРАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЕМ, ВЫДЕЛИТЕ ДЛЯ СЛУШАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ. НИЧТО НЕ ДОЛЖНО ОТВЛЕКАТЬ РЕБЕНКА ОТ ОБЩЕНИЯ С МУЗЫКОЙ, НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ЭТОГО НАСПЕХ.

БОЛЬШИМ ПРАЗДНИКОМ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА МОЖЕТ СТАТЬ ЕГО ВСТРЕЧА С МУЗЫКОЙ В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. САМА АТМОСФЕРА ДВОРЦА, ГДЕ «ЖИВЕТ» МУЗЫКА, СОЗДАЕТ ОСОБЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, ВЫЗЫВАЕТ ОСТРОЕ ЖЕЛАНИЕ ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ. КОНЕЧНО, К КАЖДОМУ ПРАЗДНИКУ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ, ГОТОВИТЬСЯ УСЛЫШАТЬ О САМОМ СОКРОВЕННОМ, ЧТО ПЕРЕЖИЛ КОМПОЗИТОР И ЧЕМ ЗАХОТЕЛ ПОДЕЛИТЬСЯ СО СЛУШАТЕЛЯМИ. ВСЕ ПЕРЕЖИТОЕ СЛОВНО ОЖИВАЕТ В ЗВУКАХ. НА ЭТО НУЖНО НАСТРОИТЬСЯ, ПОСТАРАТЬСЯ ВНИКНУТЬ В СУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. КОНЕЧНО, ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ ИЛИ ОПЕРНЫМ СПЕКТАКЛЕМ ОЧЕНЬ ХОРОШО ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МУЗЫКЕ, КОТОРАЯ ПРОЗВУЧИТ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, УЗНАТЬ О НЕМ И ЕГО АВТОРЕ, ПОЛЕЗНО ЗАРАНЕЕ ПРОСЛУШАТЬ ГРАМЗАПИСИ, ПРОЧИТАТЬ КНИГИ. ЕСЛИ, НАПРИМЕР, ПРЕДСТОИТ ВСТРЕЧА С ОПЕРОЙ, ХОРОШО ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО СЛОВЕСНЫМ ТЕКСТОМ ОПЕРЫ - ЛИБРЕТТО: ВЕДЬ ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ, О ЧЕМ ПОЮТ АРТИСТЫ, ОЧЕНЬ ВАЖНО.

8. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО СЛУШАТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ СОЧИНЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ РАЗНЫХ СОЛИСТОВ И КОЛЛЕКТИВОВ, СМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛИ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. ВСЕ ЭТО ПОМОЖЕТ РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О МУЗЫКЕ, ПОЗВОЛИТ НЕ ТОЛЬКО ЯСНЕЕ МЫСЛИТЬ, НО И ГЛУБЖЕ ЧУВСТВОВАТЬ.



Предварительный просмотр:

Приближается самый любимый праздник, и естественно возникает вопрос: как сделать его запоминающимся?

Дед Мороз - популярная, но довольно загадочная фигура. Все знают: чтобы создать праздничную атмосферу, нужно внести в привычный быт оттенок сказочности. Чудеса случаются только в сказках, в быту они происходят в одном случае: если человек в них поверит. В сказки про Деда Мороза мы уже перестали верить, но не стоит разочаровывать наших маленьких и самых любимых людей.  Дети легко верят в чудеса и до определенного возраста живут фантазиями. Фантазии необходимы: они позволяют выплескивать эмоции, укрепляют ощущение внутренней свободы, стимулируют творческие способности. Фантазии всегда имеют смысл, они не бывают глупыми. Через них ребенок выражает себя. Внимательное отношение взрослых к фантазиям ребенка укрепляет его доверие к миру. Новый Год - время исполнения заветных желаний. Ваш ребенок знает, кто такой Дед Мороз, и уже наверняка написал ему не одно письмо с самыми сокровенными пожеланиями.

Если вы решили пригласить сказочного деда и его внучку, заранее позаботьтесь о том, чтобы "встреча прошла на уровне". В день их визита в вашем доме должна царить атмосфера праздника. Приготовьте на завтрак любимое блюдо малыша. Если вы не успели заранее нарядить елку и украсить квартиру, сделайте это вместе с ребенком. В детской комнате, на окне, гуашью можно нарисовать новогоднюю картинку: елочку, снежинки, Деда Мороза - все, на что хватит таланта.

Очень опасно в раннем возрасте разбивать детскую веру в чудо. Вера ребенка в Деда Мороза не проходит бесследно. Она оставляет в подсознании отчетливый след и твердую уверенность: чудеса возможны. Зачем это нужно взрослому человеку? У многих из нас иногда происходят в жизни такие события, власть над которыми мы не можем взять в свои руки. Тогда нам остается надеяться только на чудо. Способность верить в чудо – один из очень важных защитных механизмов психики человека. Это не только дает силы для борьбы, но и помогает сохранить душевное и физическое здоровье. Кроме этого, считается, что малыши, с развитой фантазией и детской верой в чудеса вырастают людьми общительными, открытыми, уверенными в себе.

Стоит учесть, что все дети гораздо умнее, чем о них принято думать. А потому не удивляйтесь, если однажды выяснится, что ваш ребенок притворялся, что искренне верит в Деда Мороза специально для того, чтобы просить “у него” подарки, которые родители не могут или не хотят ему купить. В этом случае психологи советуют рассказывать ребенку, сколько дел у Деда Мороза, скольких детей ему приходится посетить во всем мире. В том числе и детей, у которых нет мамы и папы… Это объяснение пригодится в том случае, если ребенок просит очень дорогой подарок.

Новогодний сюрприз очень важен для ребенка и родители должны постараться не разочаровать его. Для этого необходимо выяснить, какой подарок собирается попросить у Деда Мороза ваше чадо. Расспросите ребенка об этом, вместе напишите письмо бородатому волшебнику или попросите кого-нибудь из знакомых, позвонить по телефону и, представившись Дедом Морозом, узнать о мечте малыша. Купив заветную вещь, вы передадите ее своим сказочным гостям.

Очень часто взрослые сами сбивают ребенку представление о Дедушке Морозе, воспитывая в нем потребителя. Мол, если не будешь себя хорошо вести, Дед Мороз не принесет тебе подарок! Или: Дед Мороз всем принесет красивую игрушку, а тебе достанется пустой мешочек…

Из интервью с Настоящим Дедом Морозом:

«Как-то раз я проводил елку в одном крупном издательстве, где в большом праздничном зале собралось около 250 детей. Дед Мороз, конечно, волшебник, но даже ему не под силу в течение праздника уделить внимание каждому ребенку, когда их так много. Поэтому, как водится: кто-то стишок прочитал, кто-то песенку спел, а кто-то вместе со всеми хоровод поводил. Вот закончилась елка. Я, уже переодетый в обычного человека, выхожу из здания редакции с чемоданом, в котором кое-какой реквизит, и с посохом. Именно по посоху меня и опознала одна весьма «доброжелательная» бабуля. Подергав внука за рукав, она указала на меня пальцем со словами: «Миша, смотри - вот он, Дед Мороз-то!». А дальше, видимо, адресовалось уже мне: «Мальчонка учил-учил стишок, а он даже не выслушал!». Я подошел к ее внуку и сказал: «Миша, не верь, пожалуйста, своей бабушке. Я не Дед Мороз, я просто привозил его на елку, а теперь увожу обратно. На следующий год он опять приедет, и обязательно тебя послушает!»

Психологи не рекомендуют приглашать "живого" Деда Мороза к детям до трех лет. Ребенок может испугаться громогласного незнакомца в красном халате, и праздник будет омрачен слезами. В любом случае, родителям нужно заранее рассказать малышу о волшебном госте, которого они ждут. О том, что он очень любит детей, поэтому исполняет их желания и приносит подарки, о которых они мечтали.

 С наилучшими пожеланиями в Новом году,

                                                 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Музыкотерапия»

 

Уважаемые родители! Предлагаем вам ряд рекомендаций по улучшению самочувствия с помощью музыки:

  • Если у вас депрессивное состояние, то рекомендуем  вам  послушать  музыку.

Как ни странно, но начать нужно с задумчивых и грустных мелодий, а затем перейти к прослушиванию  радостной и веселой музыки. Можно попробовать, для начала  Шуберта «Ave Maria», Чайковского «Осенняя песня».

Для того чтобы расслабиться,

 попробуйте послушать несколько игривых мелодий, а после смените их медленными и успокаивающими. Здесь подойдут произведения Чайковского «Баркарола», «Сентиментальный вальс», Шостаковича «Романс из кинофильма «Овод», Дебюсси «Лунный вечер», Леннона «Yesterday».  

 

                                    Тонизирующая музыка:

 Монти «Чардаш», Огинский «Полонез», Легран «Шербурские зонтики». Чаще всего «прописывают» больным произведения Моцарта.

И запомните еще одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на15–20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.

                                                     

Постарайтесь ежедневно в течение 15 минут слушать классическую музыку.

восприятие (слушание) спокойных и мелодичных звуков:

  • уменьшает амплитуду электромагнитных волн нашего    

            головного мозга. Это и воспринимается нами как          

            успокоительное действие.

  • синхронизирует работу правого и левого   полушария, что положительно влияет на интеллектуальную работу.

  • изменяется  состав крови – сокращается количество гормонов, вызывающих перенапряжение нервной системы.  Концентрация белка интерлейкина (защищающего иммунитет) увеличивается.

Музыка должна нравиться и вызывать положительные эмоции, тогда она идет на пользу. Наиболее целительное действие оказывают классические композиции. Ритм классических произведений гармонизируют наш организм, подстраивая под себя сердцебиение и дыхание. Слушать их необходимо расслабившись, с закрытыми глазами, после еды или перед сном.

Интересно что:

Колокольный звон активизирует защитные силы организма и на  

     40%  тормозит развитие болезнетворных бактерий.

Сегодня в России существуют клиники, где пациентов лечат звуками плоских колоколов (бил). Российские психотерапевты полагают, что каждый орган нашего тела настроен на свой тон, и организм, как музыкальный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем. Поэтому колокольный звон благотворно влияет на душу и тело. Пациенты интуитивно находили подходящее для себя звучание колокола, ритм и силу воздействия. В итоге достигался обезболивающий эффект, нормализовались давление и пульс, восстанавливалось душевное равновесие.

Лирические песни способствуют развитию сердечности и чувственности, улучшают взаимопонимание с окружающими.

Медитативная музыка успокаивает, повышает духовность и расширяет сознание. Во всем мире композиции в стиле луанж и этническая музыка в обработке считаются лучшим фоном для работы в офисе. Когда мы говорим или поем, во внешнее пространство уходит не более 20-30% звука, остальная же часть звуковой волны поглощается нашим внутренним организмом, заставляя его вибрировать.

Некоторые тонкости:

1. Расслабьтесь! Музыка помогает тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна как бы проходить сквозь вас, всецело заполняя сознание и мысли.

2. Не увлекайтесь! Часовое слушание, скажем, симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут.

3. Учитывайте громкость! Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку — это опять-таки раздражает и напрягает организм.

4. Важно, чтобы нравилось! Если мелодия будит в вас приятные чувства, это обязательно благотворно отразится на вашем состоянии.


5. Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.

В ходе исследований:

ученые использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса, чтобы получить картину активности участков мозга. Как и ожидалось, музыка Бетховена, Шумана и других композиторов-классиков «будила» строго определенные участки коры мозга. Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

Самой полезной для здоровья специалисты считают музыку Моцарта. Произведения Моцарта универсальны: они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экстремальных ситуаций. Причем лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название: «эффект Моцарта».

Но все же особое место среди шедевров Моцарта занимает «Соната для двух фортепиано» (до мажор). Прослушивание именно этого произведения усиливает мозговую активность человека.

Оказывается:

Музыка может влиять на самочувствие человека, лечить разнообразные болезни.

Уменьшить чувства тревоги и неуверенности помогут мелодии:
Шопен «Мазурка», «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии»;
Уменьшить раздражительность, разочарование -  «Кантата №2» Баха, «Лунная соната» Бетховена, «Симфония ля-минор», «Аве Мария» Шуберта;
Для общего успокоения, удовлетворения - Бетховен «Симфония №6», часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны»;

Снимают симптомы гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми:

 Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата №21», Барток «Соната» для фортепиано, «Квартет 5», Брукнер «Месса ля-минор»;


Поднимает жизненный тонус, наполняет энергией: Чайковский «Шестая симфония», часть 3, Шопен прелюдия №1, опус 28, Лист «Венгерская рапсодия 2», Бетховен увертюра «Эдмонд»;

Уменьшают чувства злобы и зависти:

 Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония»;

Бессонницу устранят:

 «Пер Гюнт» Грига, «Грустный Вальс» Сибелиуса, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского;

Снимают головную боль, эмоциональное напряжение:

Полонез Огинского «Прощание с родиной», «Венгерская рапсодия 1» Листа, Моцарт «Дон Жуан»;

Зависимость от алкоголизма и курения уменьшается от прослушивания «Лунной сонаты» Бетховена, «Метели» Свиридова, «Лебеди» Сен-Санса;

Восстанавливает кровяное давление и сердечную деятельность «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона, "Кантата №21" и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха;

Гастрит боится «Сонату №7» Бетховена;

Стимулирует интеллектуальную деятельность и вдохновение : Бетховен, Штраус;

А музыка Моцарта считается самой универсальной. Его симфонии улучшают зрение и уменьшают суставные боли, а также способствуют росту умственных способностей.

Музыкальные таблетки для детей:

Возбудимым, беспокойным детям полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.


Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут грудь, неритмично дышат, полезны вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.


Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

 Аппетит повышают Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди.

В Сомнологическом центре Минздрава РФ в 2005 г. создана собственная уникальная компьютерная технология, помогающая людям, страдающим бессонницей, неврозами, депрессиями, засыпать под музыку собственного головного мозга. Программа по специальному алгоритму переводит снятую с мозга электроэнцефалограмму в музыкальные “фразы” (они не похожи на какую-то связанную мелодию, но головной мозг воспринимает их своеобразное звучание как настрой или команду к нормальному отдыху, причем не только для себя, но и для всего организма в целом). В итоге при прослушивании данных музыкальных “фраз” человек засыпает как бы под “музыку” собственного мозга. /Изобретением уже заинтересовались медицинские учреждения Франции, Швейцарии и Канады./

В Московской медицинской академии им И.М. Сеченова в 2003 г. была разработана своя технология лечения бессонницы. Она предполагает предварительное снятие с головного мозга электроэнцефалограммы, на основе которой специалисты академии готовят для пациента индивидуальную акустическую программу.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.vitamarg.com/article/life/391-muzikalnay-aptechka
  2. http://forum.oculus.ru/forum.php?m=sr&it=13927&p=2



Предварительный просмотр:

Характеристика условий

для музыкального развития ребенка в семье

    Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

  Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть.В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Музыкальный руководитель обязательно учитывает специфику каждой семьи, ориентируется на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...