Возрастные особенности детей 6-7 лет
материал (подготовительная группа)

Возрастные особенности 6-7 лет

        Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который  пяти до семи лет.  Также для детей этого возраста характерны  определенные ьпсихологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

        Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

        Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

2. Кризис 7 лет.

        Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте   ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: “Я здорово рисую — у меня получилось самое круглое яблоко”, “Я умею прыгать через лужи, я ловкий”, “Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки”. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

        Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

— возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией (“как будто не слышит.

— появление оспаривания со стороны ребенка.

— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

— демонстративная “взрослость”, иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде,

главное, чтобы не выглядеть “как маленький”.

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, 

К позитивным моментам могут быть отнесены:

— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);

— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от дельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;

— рассудительность.

        Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной

позиции. Происходит  смена ведущей  деятельности — учебная , новая социальная роль — ученик.

        Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет — разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

Рекомендация для родителей: составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время.

3. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. 

 Особенности подготовки к школе (Что должен знать ребенок?)

Окружающий мир.

-Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

-Знать название города, в котором живет, домашний адрес.

-Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.

-Знать название нашей планеты.

-Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.

-Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.

-Называть летние, осенние , зимние и весенние месяцы.

- Отличать хищных животных от травоядных.

-Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.

-Иметь представления о сезонных признаках природы. Называть все явления природы.

Внимание.

-Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут.

-Находить 10 отличий между предметами.

-Удерживать в поле зрения до 10 предметов.

-Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

-Копировать в точности узор или движение.

-Уметь находить одинаковые предметы.

Память.

-Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.

-Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

-Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

-Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.

-Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.

-Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

-Запоминать расположение игрушек (8-10), назвать по памяти, что где находится.

Мышление.

-Объединять предметы в группы по определенным признакам.

-Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.

-Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

-Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

-Решать достаточно сложные логические задачи.

-Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.

-Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

Мелкая моторика.

-Правильно держать карандаш или ручку в руке.

-Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.

-Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.

-Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.

-Копировать с образца геометрические фигуры.

-Уметь продолжить штриховку рисунка.

-Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.

-Видеть строку и писать в ней.

Развитие речи.

-Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.

-Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.

-Составлять рассказы по картинкам

-Пересказывать небольшие рассказы.

-Выразительно рассказывать стихотворения.

Грамота.

-Уметь выделять заданный звук в потоке речи.

-Уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).

-Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

-Определять количество звуков в слове.

-Делать звуковой анализ слова.

-Различать гласные и согласные звуки и буквы.

-Различать твердые и мягкие согласные.

-Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т.д.

-Знать и уметь писать ТОЛЬКО печатные буквы русского алфавита(прописным буквам учат в школе )

Математика.

-Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.

-Соотносить цифру и число предметов.

-Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.

-Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.

-Знать знаки <, >,+, -,=.

-Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», « позже»…

-Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.

-Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).

-Определять время по часам.

-Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

-Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

-Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

-Различать и называть части суток и их последовательность.

-Понимать значение понятий «вчера», « сегодня», «завтра».

-Знать дни недели, их последовательность.

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_solnechnye_zaychiki.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

1. Возрастные особенности 6-7 лет

Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Также для детей этого возраста характерны определенные ьпсихологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

Внимание. У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах.

Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память.

Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире.

Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

2. Кризис 7 лет.

Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: “Я здорово рисую — у меня получилось самое круглое яблоко”, “Я умею прыгать через лужи, я ловкий”, “Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки”. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

— возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией (“как будто не слышит.

— появление оспаривания со стороны ребенка.

— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

— демонстративная “взрослость”, иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде,

главное, чтобы не выглядеть “как маленький”.

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);

— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от дельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;

— рассудительность.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной

позиции. Происходит смена ведущей деятельности — учебная , новая социальная роль — ученик.

Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет — разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.

Рекомендация для родителей: составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время.

3. Психологическая готовность к школьному обучению рассматривается как многокомпонентное образование. Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:

1. Личностная готовность.

— Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.

— “Внутренняя позиция школьника” как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию

— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания,

произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

2. Интеллектуальная готовность.

— Ориентировка в окружающем, запас знаний.

— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать

предметы и явления.

— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

3. Двигательная готовность.

— Мелкая моторика.

— Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,

— самостоятельно действовать по заданию,

— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.

У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школьных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они необходимы. Готовность к школьному обучению — это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно проявляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционноразвивающих программ особое внимание отводится преодолению неразвитости аффективно-потребностной сферы, узости познавательных интересов.

Особенности подготовки к школе (Что должен знать ребенок?)

Окружающий мир.

-Знать свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

-Знать название города, в котором живет, домашний адрес.

-Знать название столицы Родины. Знать флаг, герб России.

-Знать название нашей планеты.

-Знать название основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую пользу приносят людям.

-Называть части суток, времена года, дни недели в их последовательности.

-Называть летние, осенние , зимние и весенние месяцы.

- Отличать хищных животных от травоядных.

-Уметь различать по внешнему виду птиц, животных, насекомых, деревья, кустарники, цветы.

-Иметь представления о сезонных признаках природы. Называть все явления природы.

Внимание.

-Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут.

-Находить 10 отличий между предметами.

-Удерживать в поле зрения до 10 предметов.

-Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

-Копировать в точности узор или движение.

-Уметь находить одинаковые предметы.

Память.

-Уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов.

-Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

-Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

-Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.

-Повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.

-Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

-Запоминать расположение игрушек (8-10), назвать по памяти, что где находится.

Мышление.

-Объединять предметы в группы по определенным признакам.

-Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.

-Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

-Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

-Решать достаточно сложные логические задачи.

-Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.

-Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.

Мелкая моторика.

-Правильно держать карандаш или ручку в руке.

-Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.

-Обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги.

-Уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка.

-Копировать с образца геометрические фигуры.

-Уметь продолжить штриховку рисунка.

-Уметь аккуратно закрашивать сложный рисунок, не выходя за контуры.

-Видеть строку и писать в ней.

Развитие речи.

-Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой. Называть несколько существенных признаков сходства и различия.

-Самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений.

-Составлять рассказы по картинкам

-Пересказывать небольшие рассказы.

-Выразительно рассказывать стихотворения.

Грамота.

-Уметь выделять заданный звук в потоке речи.

-Уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).

-Уметь делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

-Определять количество звуков в слове.

-Делать звуковой анализ слова.

-Различать гласные и согласные звуки и буквы.

-Различать твердые и мягкие согласные.

-Уметь называть в предложении только второе слово, только четвертое и т.д.

-Знать и уметь писать ТОЛЬКО печатные буквы русского алфавита(прописным буквам учат в школе )

Математика.

-Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.

-Соотносить цифру и число предметов.

-Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.

-Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.

-Знать знаки <, >,+, -,=.

-Уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», « позже»…

-Уметь сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.

-Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).

-Определять время по часам.

-Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

-Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

-Делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

-Различать и называть части суток и их последовательность.

-Понимать значение понятий «вчера», « сегодня», «завтра».

-Знать дни недели, их последовательность.

Рассказать и показать родителям согласие на психолого-педагогическое сопровождение, какие игры и упражнения психолог проводит на зянятиях в ДОУ при подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...