Консультация для родителей в средней группе «Занимательная математика дома и в повседневной жизни».
консультация (средняя группа)

Людмила Валерьевна Бугаева

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное

место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом

школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком,

повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста,

стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка

узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать

ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка,

например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. не овладев полным

знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?

Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему

скучно?

Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то,

чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому

процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску

решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами

начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом

шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов,

правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не

испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное

значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее

предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не

как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего

мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее

возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине,

первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь

закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности,

формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

 

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только из занятий

по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из

наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место

выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима,

помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и

воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем,

помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только

способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир

ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им

в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное

обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться

с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, огда малыш не очень возбужден

и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а

игра – дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного,

по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине,

когда одеваетесь на прогулку и. т. д. В программе по ФЭМП для детских садов

выделены основные темы «Количество и

счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».

Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и

в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем

мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы

круглые.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить

ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна

лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты: яблоки и груши. Спросите,

чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно

сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то

можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп,

спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.

Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже,

толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей,

сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова

как длинный-короткий, широкий – узкий (шарфики, полотенца, например,

высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска,

палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины,

различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток,

полоски бумаги, ленточки…

Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы,

употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться

правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности

животных (у зайца – длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у

козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые

окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на

циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате,

страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать

их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего

телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите

отсчитать столько предметов (любых, сколько показывает цифра, или покажи

ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и

времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте

ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте

внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова:

вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).

Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра.

Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или

знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди

игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три – ищи!» – говорит взрослый.

Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя

слова «на», «за», «между», «в».

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством

времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям,

способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес

к математике.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников старшей группы. Занимательная математика

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близки...

Консультация для родителей «Занимательная математика дома и в повседневной жизни»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Консультация для родителей "Занимательная математика дома и в повседневной жизни"

Консультация для родителей "Занимательная математика дома и в повседневной жизни"...

Занимательная математика дома и в повседневной жизни

Занимательная математика дома и в повседневной жизни...

Консультация для родителей воспитанников средней группы «Занимательная математика для детей дошкольного возраста»

Работа над математическим развитием ребенка является одним из средств умственного воспитания ребенка и подготовки его к школе. Организуя работу с детьми, педагоги знакомят их со способами установления...

Консультация "Занимательная математика дома и в повседневной жизни"

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра....