Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»
консультация (средняя группа)
Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся, приобретают новые навыки и умения. Данный вид игры, как и любой другой, представляет собой самостоятельный вид деятельности, онаможет быть как индивидуальной, так и коллективной. Дидактическая игра вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание детей, активизируя психические процессы, она вызывает живой интерес к познанию. С помощью дидактической игры дети легко переносят значительные трудности в обучении, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра представляет собой разносторонний, многоплановый педагогический процесс, она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры специально разработаны, созданы и приспособлены для детей, с обучающей целью. Отличительной особенностью дидактической игры является наличие игрового плана, игровой задачи, правил, которые способствуют достижению поставленных целей обучения, при создании игры задача облегчается в занимательную для детей форму.
Дидактические игры представляют собой переходную форму обучения, подготавливая детей к не игровой форме в дальнейшем. (Как отметил А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_did_igry_v_detskoy_sadu.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль дидактической игры в семье и детском саду»
В работе воспитателя мы часто сталкиваемся с дидактическими играми, это незаменимый помощник в воспитании и обучении детей, т.к. основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Родители наших воспитанников зачастую интересуются, что же такое дидактические игры и чем они отличаются от простых, в которые дети играют в свободное время, как эти игры проводятся в детском саду, какова роль воспитателя в проведении игр?
Предлагаю Вам информацию, которая может помочь разобраться в этом вопросе и дать общее представление о дидактических играх.
Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся, приобретают новые навыки и умения. Данный вид игры, как и любой другой, представляет собой самостоятельный вид деятельности, онаможет быть как индивидуальной, так и коллективной. Дидактическая игра вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание детей, активизируя психические процессы, она вызывает живой интерес к познанию. С помощью дидактической игры дети легко переносят значительные трудности в обучении, тренируют свои силы, развивают способности и умения.
Дидактическая игра представляет собой разносторонний, многоплановый педагогический процесс, она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры специально разработаны, созданы и приспособлены для детей, с обучающей целью. Отличительной особенностью дидактической игры является наличие игрового плана, игровой задачи, правил, которые способствуют достижению поставленных целей обучения, при создании игры задача облегчается в занимательную для детей форму.
Дидактические игры представляют собой переходную форму обучения, подготавливая детей к не игровой форме в дальнейшем. (Как отметил А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм»)
Структура дидактической игры включает:
1) задачу
2) действие
3) правила
4) результат, заключение игры.
Результативность проведения дидактической игры зависит от методики и организации ее проведения. Успехов в обучении и воспитании детей можно достичь только при направленности каждой игры на выполнение программных задач.
Организация проведения дидактической игры проходит с использованием трех основных направлений: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ результатов.
Подготовка к проведению игры включает в себя:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
определение места и роли игры в системе обучения и воспитания
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и образования
определение количества играющих
определение наиболее удобного времени игры в режиме дня.
выбор места для игры
подготовка игрового оборудования, дидактического материала
подготовка к игре воспитателя (нужно знать ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой)
подготовка детей к игре (обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи)
Проведение дидактических игр:
ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использоваться в игре.
Объяснение хода игры и правил. Обращается внимание на поведение детей и четкое исполнение правил.
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих
подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
По окончании игры воспитатель интересуется у детей понравилась ли им игра, обещает еще поиграть в новую.
Анализ дидактической игры направлен на выявление успешных или не успешных приемов подготовки и проведения игры. Какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, а какие нет, почему и что не сработало. Это способствует усовершенствованию как подготовки, так и сам процесс проведения игры. Кроме того этот процесс поможет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей, что поможет правильно организовать индивидуальную работу с ними. С помощью анализа можно распланировать усложнение игры и обогащение новым материалом.
Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
В ходе проведения дидактической игры воспитателю необходимо учитывать следующие условия:
– отчетливо, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;
– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
– осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.
Важным условием проведения дидактических игр является самостоятельность ребенка. Воспитатель может только помочь и направить, но не делать задание за ребенка. Обучение должно проходить незаметно для ребенка в игровой форме и непринужденно.
В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Данный вид игр развивает сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, и так далее) наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, представление об окружающем мире. Они имеют также большое значение для нравственного воспитания, так же способствуют развитию целеустремленности, чувства коллективизма.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида: настольно-печатные, игры с предметами, игра проводится со специально дидактическими игрушками (башенками, вкладышами, мозаиками), лото, картинками; существуют словесные дидактические игры (например, загадки, звукоподражательные игры, игры с « запретными словами»).
Также можно разделить игры на: а) для обучения детей на занятиях; б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из четырех-шести человек; в) для самостоятельных игр детей.
Таким образом, дидактическая игра – игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересной для детей дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра помогает сделать любой учебный материал легко запоминающимся и интересным.
Дидактические игры для детей следует подбирать по возрасту, согласно возрастным особенностям развития детей.
Особенности развития детей 3-4 лет
Психологические особенности возраста 3-4 лет.
Ребенок осознает себя как личность. Может дольше концентрировать внимание, наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересующее его самого. Развивается воображение и мышление, ребенок научился играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки.
Физическое развитие.
В этот период уже достаточно хорошо развиты предметные действия. Дети могут строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать картинки из крупных пазлов. Умеет держать карандаш. Легко управляются с мячом, умеют бросать его через голову. Могут сами, без поддержки прыгать на одной ноге, лазить по лесенке.
Эмоциональное развитие
Дети в этот период чувствительно и остро воспринимают окружающую действительность, могут легко перевоплощаться в героев сказок или любимых телеперсонажей. Поэтому некоторые телесюжеты, страшные сказки, могут легко ввести ребенка в состояние стресса. В этом возрасте дети умеют сопереживать, жалеть, проявлять сочувствие.
Сенсорное развитие
Хорошо воспринимают информацию, на тактильном уровне, зрительном и на слух. Уже хорошо знают и называют цвета, умеют различать звуки природы (птицы, насекомые, животные), музыку (веселая-грустная, громкая-тихая)
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание)
Запоминают 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеют делить предметы по группам: одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т.п. Умеют находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеют собирать пазл из 4-6 частей. Должны уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимают значение таких выражений, как большой – маленький, высокий – низкий и т.д.
Развитие речи
Словарный запас уже составляет около 2500 слов. Правильно употребляют местоимения «я» - «ты». Способны замечать и употреблять в речи половую принадлежность (мама-она, папа-он). Способны самостоятельно составлять предложения из 5-6 слов.
Социализация В этом возрасте дети уже ощущают потребность в общении со сверстниками. Взрослый теперь играет роль не просто наставника и учителя, но и партнера по играм.
Навыки
Самостоятельно надевают одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно едят, вытираются салфетками, соблюдают правила поведения за столом. Знают и соблюдают правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирают игрушки и поддерживают порядок. Умело пользуются ножницами, рисуют геометрические фигуры, обводят и раскрашивают картинки.
Таким образом, дидактические игры подбираются в соответствии с возрастными особенностями психики детей, а также в соответствии с воспитательно-образовательной программой, выполняются с соблюдением всех условий, напрвленных на решение определенных дидактических задач, результаты анализируются и используются при последующем планировании и подготовке к играм.
Рекомендации родителям.
Для того, чтобы помочь малышу удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь в развитии памяти, внимания, мышления необходимо играть в дидактические игры не только в детском саду, но и в кругу семьи. Чтобы понимать методику проведения дидактических игр попробуйте выступить в роли ребенка и поиграть в игру сначала самостоятельно. Нужно помнить, что любая игра, где есть правила и действия способствует развитию воли, внимания быстроты мышления, такие игры помогают решить задачи умственного, нравственного развития детей, сближают детей в семье младших и старших, способствуют установлению дружеских отношений с другими детьми, а также укрепляют и благотворно действуют на взаимоотношения детей и родителей. Постарайтесь обязательно находить время для общения с детьми, играя с ними в обучающие игры постепенно накопится опыт, который поможет вам лучше узнать своих детей, выявить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Например в поездке в общественном транспорте можно играть в игры «словесные» :«Какой формы?» 1 вариант) Предложите ребенку назвать предметы круглой, треугольной, квадратной, овальной формы. 2 вариант) Взрослый называет предмет, а ребенок должен ответить какой формы этот предмет.
«Какого цвета» 1 вариант) Предложите ребенку назвать предмет красного, желтого,зеленого, оранжевого, синего, голубого цветов
2 вариант) Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы красного, желтого,зеленого, оранжевого, синего, голубого цветов.
«Узкое-широкое»
Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие).
Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки.
«Высоко-низко»
1 вариант: Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся высоко (низко).
2 вариант: Можно предложить назвать высокие и низкие предметы.
Также детям будет интересно вместе с родителями изготовить семейную дидактическую игру. Вместе подбирать материал, картинки фишки и т.д. Такая работа увлекает всех членов семьи, а потом дети с интересом в нее играют. Важно приучать детей к бережному отношению и хранению игр.
С детьми младшего возраста можно играть в игры направленные на развитие сенсорного восприятия. Например: «Угадай на вкус», для этого можно использовать овощи, фрукты, ягоды; «Чьи это детки» используются семена кустарников; «Кто скорее соберет пирамидку» игрушки и т.п.
Помимо этого, можно купить во многих книжных магазинах, а также специализированных детских сетях магазинов, готовые дидактические игры, подобрать их в соответствиивозрату вашего ребенка и его интересам.
Постарайтесь найти возможность поиграть в дидактические игры с детьми дома, самостоятельно проанализировать результат и сделать миниотчет. Это будет важным и позитивным опытом как для ребенка, так и для Вас.
Успехов Вам дорогие родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного возде...
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного возде...
Консультация для родителей " Роль дидактической игры в семье и детском саду"
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Роль дидактической игры в семье и детском саду"
Консультация для родителей "Роль дидактической игры в семье и детском саду"...
Консультация для родителей "Роль дидактической игры в семье и детском саду"
Консультация для родителей "Роль дидактичекой игры в семье и в детском саду"...
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»...
Консультация для родителей "Роль дидактической игры в семье и детском саду"
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительно...