Организация подвижных игр во время прогулки
материал (младшая группа)

Макаева Татьяна Ивановна

   Аннотация: В данной статье автор делится своим опытом организации подвижных игр во время прогулок для детей дошкольного возраста. Ключевые слова: организация, прогулки, подвижные игры. Тематическая рубрика: Дошкольное образование.   В дошкольном возрасте у детей ярко выражена потребность в активных и разнообразных движениях. Подвижные игры являются одним из средств удовлетворения этой потребности, а так же средством гармоничного развития ребенка. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям, а так же формируют у него качества личности. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Как же организовать подвижные игры на прогулке? 1. Начать нужно, конечно, с выбора подвижной игры, который будет зависеть от интереса детей, от возраста ребенка и состояния здоровья, времени года и температуры воздуха. Игры отбираются и в соответствии с задачами воспитания. ! Помните, что для проведения подвижных игр и развития движений детей на участке площадка должна быть ровная! В младшем возрасте рекомендуются сюжетные игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал и игры с текстом, в которых дети подражают действиям воспитателя. Вначале играют, как правило, небольшим коллективом, а затем уже всей группой. В средней группе еще широко используются сюжетные игры, но уже начинаются и несюжетные игры с соблюдением простых правил. В этом возрасте воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). В старшей и подготовительной группах наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры с элементами соревнования. Начинать прогулку целесообразно с игр малой подвижности, затем большой подвижности, и заканчивать игры ходьбой или играми малой, или средней подвижности для снижения физической нагрузки, как это было в теплое время года. Конечно, игры большой подвижности должны преобладать в холодные дни, а дождливую погоду  следует организовать игры, которые не требуют большого пространства. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные — 4-6 раз. Во время прогулок могут быть широко использованы спортивные игры - хоккей, футбол, теннис и игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии, а также с предметами (бельбоке, кольцеброс, кегли). 2. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является: · Предварительное разучивание движений. Часто для правильного выполнения движений и понимания игрового сюжета проводится предварительная работа: чтение произведений, наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей разных профессий, беседы и т.д. Каждый месяц разучивают и повторяют 2-3 игры (закрепление 3-4 раза в год). · Подготовка атрибутов, которые изготавливаются с детьми или в их присутствии. Перед прогулкой нужно продумать вариант сбора ребят и внесение атрибутов. Например, в младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. С детьми средней и старшей группы, до выхода на участок, воспитатель договаривается, что сбором для игры будет удар в бубен или звонок колокольчиком, хлопки в ладоши. Сбор на игру не должен превышать 1-2 минут, так как длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их. · Ознакомление с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5-2 минуты. При этом воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети. В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Воспитатель показывает действия и выполняет их вместе с детьми, не прерывая игры, воспитатель размещает и перемещает детей. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то сначала нужно разъяснить главное, а в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. · Распределение ролей. В группах младшего возраста роль водящего выполняет воспитатель и только после освоения игры передает роль ребенку (может сам или с использованием и считалок). В старшей группе, если игра проводится впервые, воспитатель выбирает водящего, а потом уже сами играющие. · Проведение игры. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее. · Окончание игры. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры, которые должны проходить в интересной и занимательной форме, с привлечением всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. Подведение итогов игры должно чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. Обязательным условием  успешного проведения подвижных игр является: - Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования. Застенчивые, малоподвижные дети не всегда могут справиться с ответственной ролью, им надо давать первое время менее ответственные роли, постепенно подводя к исполнению более сложных. - Регулировка физической нагрузки, которая должна увеличиваться постепенно. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры. - Выполнение детьми правил. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей: чем меньше возраст ребёнка, тем проще должны быть правила. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребёнке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их. Не следует вводить в игру правила, которые побуждают детей к проигрыванию (пойманный становится водящим), по которым проигравшие выключаются из игры. - Профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение, которые помогают созданию дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы. Подвижные игры – это источник радостных эмоций, способствующих формированию физических, психических, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка. <a data-cke-saved-href="https://1-sept.ru/component/djclassifieds/?view=it... href="https://1-sept.ru/component/djclassifieds/?view=it... '=""> 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация подвижных игр во время прогулки"

Одним из обязательным компонентом прогулки в ДОУ является подвижные игры. Благодаря играм обыденное становится необычным , а потому особенно привлекательно.Выбор игры зависит от времени года и темпера...

«Организация подвижных игр во время прогулки»

Цель: расширить знания у педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке в зимнее время за счет проведения подвижных игр....

Организация подвижных игр во время прогулки

Теоретическое обоснование необходимости включения в деятельность детей на прогулке подвижных игр, использование бросового материала, как инвентаря....

Статья "Организация подвижных игр во время прогулки."

Дошкольный возраст-это период, когда ребенок усиленно растет и развивается, оздоравливают организм детей, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно вос...

Статья по теме "Организация подвижных игр во время прогулки"

Статья о роли  подвижных игр во время прогулки....

Организация подвижных игр во время прогулки

Организация подвижных игр во время прогулки...