Консультация для родителей и педагогов "Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения"
консультация (старшая группа)
В консультации даются рекомендации по обучению детей старшей группы связным высказываниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_i_pedagogov.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей
«Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»
Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, человека, способного ориентироваться в новых и непростых условиях современной жизни.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. По сравнению с диалогом, монолог представляет собой наиболее сложную форму речи и бывает следующих видов: описание, повествование и рассуждение.
Рассуждение предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, целевых, поиск доказательств.
Учитывая структурную сложность рассуждений, а также возрастные особенности детей, мы рекомендуем родителям в домашних условиях использовать правильные методы и приемы обучения.
При формировании у детей представлений о структуре рассуждения рекомендуем использовать метод моделирования. Он представляет собой модель пирамидки, в которой четырехугольник основания символизировал тезис, серединная часть, состоящая из отдельных четырехугольников - доказательство, треугольник - вершина - вывод. Серединная часть, набирающаяся из отдельных четырехугольников, помогала детям понять, что в рассуждении главная роль отводится именно аргументации, то есть приведению большего количества доказательств.
Модель структуры рассуждения
Средства реализации.
1. Для реализации задачи «Закрепление и совершенствование умений составлять связные высказывания типа рассуждений с учетом их функциональности, структурного и лексико - грамматического оформления» предлагаем
Беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов
1. Л. Толстой «Лев и лисица»
Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей.
«Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростию жить: зашел он в пещеру, лег и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру. Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит: «Что, лев, как можешь?»
Лев говорит: «Плохо. Да ты отчего же не входишь?» А лисица говорит: «Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет».»
- Почему лисица не вошла в пещеру?
2. Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»
Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей.
«Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А еще для чего? - спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А еще?
- Чтобы кошку гладить.
- А еще?
- Чтобы камешки в речку бросать.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.»
- А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?
2. Для того, чтобы дети могли определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части рекомендуем
Речевые логические задачи, разработанные Н. Ф. Виноградовой
1. Разноцветные кораблики
Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.
2. Для кого Виталик оставил рябинку?
Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»
«Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему. О чем рассказала мама сыну?
3. О чем рассказал медведь?
Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушиться на дерево — зимой это очень пригодится. Целый день работает белка и весь день посматривает на соседа-медведя, который с осени стал ленивым, неповоротливым. «Что ты, медведь, совсем разленился? — спрашивает белка. — Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся медведь и что-то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что медведь сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?
3. Для закрепления умения строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей рекомендуем развивать умение детей объяснять пословицы, загадывать и отгадывать загадки без опоры на наглядный материал.
4. Предложите детям составить связные высказывания типа рассуждений на заданную тему
1. «Что будет, если мы не будем чистить зубы? Почему?»
2. «Почему мы складываем вещи в шкаф после прогулки аккуратно?».
3. «Почему необходимо расчесывать короткие волосы после сна, глядя в зеркало?»
4. «Почему во время еды нельзя разговаривать, пищу пережевывать нужно с закрытым ртом?»
5. «Почему вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить?»
6. «Почему в группе по стенам бегают солнечные зайчики?»
7. «Почему пищу во время еды нужно брать понемногу, хорошо пережёвывать?»
8. «Почему на улице весной опасно бегать?»
9. «Почему в бассейне необходимо соблюдать правила поведения?»
10. «Почему вовремя одевания на улицу нужно одеваться в определенном порядке и в каком порядке?»
11. «Как правильно перейти проезжую часть».
12. «Что такое здоровье и почему о нем нужно заботиться?»
13. «Вежливые слова, зачем ими нужно пользоваться?»
14. «О свойствах снега: в теплую погоду он хорошо лепится, легко катается в шары, снежки не рассыпаются, почему?»
15.«Чем опасны для человека микробы?»
16. «Об облаках, из чего «сделаны» облака»
17. «Почему, хоть и по календарю идет весна, но зима еще не хочет уступать весне место?»
18. «О деревьях, почему зимой спят, а что с ними происходит с приходом весны?»
19. «Почему говорят, что планета Земля в опасности»
20. «Что будет, если мы не будем умываться?»
21. «О погоде на улице. Почему опять пошел снег?»
22. «Как нужно вести себя в обществе?»
23. «Чем схожи и чем отличаются хвойных деревьях от лиственных?»
24. «Почему при кашле и чихании нужно отворачиваться, прикрывать рот и нос платком?»
25. «Почему пищу нужно брать понемногу, хорошо пережёвывать?»
26. «Почему необходимо умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом?»
27. «О бумаге, из чего она сделана»
28. «О следах на снегу, их величине, размере: кому эти следы могут принадлежать?»
29. «Из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?»
30. «Почему нельзя выглядывать в открытое окно?»
31. «Из какого материала сделана крыша на веранде, почему она просвечивает?»
32. Почему можно пользоваться только своей расчёской, полотенцем?
33. «О том, чем опасен пожар?»
34. «О свойствах снега, почему после прогулки варежки становятся мокрыми?»
35. «Чем можно кормить птиц, а что им нельзя».
36. «Зачем поливают цветы?»
37. «В какой последовательности мы одеваемся на улицу, почему?»
38. «Нужно ли делиться нашими любимыми игрушками».
39. «За что я люблю весну».
40. «Почему вы решили, что пришла весна?»
5. Разрешить определенные проблемы, при созданных ситуациях, побуждающих детей пользоваться объяснительно-доказательной речью помогут Речевые дидактические игры и упражнения
Цель заданий:
1. «Нелепицы».
Цель: учить находить логические несоответствия в нелепицах, которые читает взрослый, и составлять по ним рассуждения.
Взрослый читает вслух художественные произведения К. Чуковского, Л. Станчева, Г. Чичинадзе, С. Маршака. Дети объясняют, чего на свете не бывает и почему так не может быть.
Примеры текстов стихотворений:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га-га-га – пел соловей
2. «Из двух доказательств выбери верное».
Цель: учить устанавливать причинно - следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: потому что, так как, поэтому, следовательно, значит.
Взрослый предлагает детям прослушать пары предложений и сказать, какое из них правильное:
Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.
Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели.
Пришла весна, потому что стал таять снег. Стал таять снег, потому что пришла весна.
Затем, задание усложняется – предлагается выбрать из двух суждений одно, правильное:
1. Весной тает снег, потому что пригревает солнце.
2. Весной тает снег, потому что прилетают птицы.
Если дети успешно справляются с этим заданием, от них требуется не просто выбрать правильное рассуждение, но и заменить неверное суждение верным. Например, вместо рассуждения «Зимой заяц меняет свою серую шубку на белую, так как становится холодно» дети составляют рассуждение «Заяц зимой меняет свою шубку на белую, так как его меньше заметно на снегу».
3. «Странные рассказы».
Цель: учить определять несоответствия в логике рассказов, делать правильные умозаключения.
Дети слушают рассказы взрослого, находят, что в рассказах неправильно, не соответствует действительности. Примерные тексты рассказов:
1. Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься на санках.
2. Наступило лето. Дети скользят на ногах по воде. В лесу растет рыба. В море поспела клубника.
4. «Объяснялки».
Цель: учить устанавливать причинно - следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: потому что, так как, поэтому, следовательно, значит.
Дети объясняют игровому персонажу – инопланетянину, Незнайке, Буратино и т. д. значение того или иного слова. Слова: подберезовик, подсолнух, мухомор, подснежник, ушанка, телогрейка.
Обучение детей построению рассуждения, способствует развитию логики изложения, правильному структурному оформлению, избирательному отношению к использованию языковых средств.
Данные задания позволят детям пользоваться для связи тезиса и доказательства словами «мне кажется, потому что…», «я думаю, если, то…», «конечно за то, что…»; для доказательства и вывода – «потому что», «значит», «все», «следовательно, любой…»; вводно - модальными конструкциями «во - первых», «во - вторых», «в - третьих», «кроме того», «еще» и т. п. при названии аргументов в определенной последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждение с помощью игровых технологий.
Рассуждения являются наиболее сложным типом монологической речи и характеризуются использованием достаточно сложных языковых средств. Использование в работе игровых технологий позволяет обучать детей ...
Методическое пособие для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»
Пояснительная запискаОдной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, чело...
Методическое пособие для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»
Описание содержания работыПервый этап Цель: формирование основы для развития связных высказываний типа рассуждений, через создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал.Задачи этого ...
Методическая разработка "Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения"
Пояснительная запискаОдной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, чело...
«Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на воп...
«Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»
Одной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, человека, способного орие...
Методическая разработка для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждения»
Пояснительная запискаОдной из приоритетных целей образования в современных условиях становится формирование разумного, активного человека, способного размышлять, анализировать, принимать решения, чело...