Логические игры в развитии речи детей
консультация (старшая группа)

Семина Наталья Борисовна

Игры и упражнения для развития речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов. К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

 Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

1.Составление рассказа по картинкам. ( ребёнок раскладывает  картинки в нужном порядке, объясняет последовательность, затем составляет рассказ )

2.Узнавание предметов по заданным признакам.

а) назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый;

 продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

б) какой предмет обладает следующими признаками: пушистый, ходит, мяукает;

 гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

в) кто или что может быть: высоким или низким;  холодным или горячим;

 твердым или жидким;  узким или широким.

3.Назовите общие признаки:

яблока и арбуза;

кошки и собаки;

стола и стула;

ели и сосны;

голубя и дятла;

ромашки и гвоздики.

4.Чем отличается:

ручка от карандаша;

рассказ от стихотворения;

сани от телеги;

осень от весны;

дерево от кустарника;

лиственное дерево от хвойного дерева.

5.К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы; колесо - ?  (Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.)

колесо – круг, ковер - ?

 белка – дупло, медведь - ?

 магазин – продавец, больница - ?

 день – обед, вечер - ?

 охотник – ружье, рыбак - ?

 слово – буква, дом - ?

 лес – деревья, поле - ?

 палец – кольцо, ухо - ?

 море – капля, толпа - ?

 цветок – бутон, листок - ?

6.Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

ночник, торшер, свеча;

 слива, яблоко, персик;

 брюки, шорты, юбка;

 корова, лошадь. лев;

 елка, береза, сосна;

 картофель, морковь, огурец;

 петух, гусь, воробей;

 коза, свинья, корова.

7.Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима. 

покупать –

открывать –

помнить –

встречать –

толстый –

мелкий –

полный –

знаменитый –

голодный –

брать -

8.К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.  Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –

 радостная встреча –

 вспомнить радость –

 светлый верх –

 темное прошлое –

 слабый мороз -

9.Логические задачи:

*Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

*На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

*Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

*Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

*На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

*Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

*Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

10.Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

ваза хрустальная, а стакан легкий;

зебра полосатая, а леопард злой;

холодильник белый, а ковер мягкий;

огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

   

   Играя с детьми, мы совершенствуем самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.  Характерно, что проведение предлагаемых  игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...