Консультация "Формирование здорового образа жизни"
консультация (подготовительная группа)

Ананьева Яна Владимировна

Консультация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222d.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Формирование представления о здоровом образе жизни».

Одним из важнейших условий воспитания  здорового поколения, является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности, социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок не научился в детстве он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников.

Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия - к привычке, от привычки - к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние - естественное состояние здорового ребенка.

Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. В нашем детском саду  еженедельно проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий: "Где растут витамины?", "Чей нос лучше", "На зарядку становись!", "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!" и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры самостоятельные   исследования,   игровые познавательные программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых  усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Занятия проводятся  в игровой форме. Непременное условие - позитивный, эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия используются  динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Занятия - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко используются   литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями,«Неболейка» И.Соковня  и  «Румяные щечки»

С.     Прокофьевой̆.

Художественные  образы  помогают  ребенку  осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой,  эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям. В результате познавательных занятий "Витаминный калейдоскоп", "Полезные продукты" дети узнали, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержаться во фруктах и овощах. Полученные знания закрепляю на занятии по изодеятельности "Рисование натюрморта" и в лепке овощей и фруктов. В ходе работы  организовываются выставки поделок  с привлечением родителей.

Здоровье человека  всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему  так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании. 

Методически  грамотный подбор  форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в движении:

  • способствует своевременному овладению ими двигательными умениями  и навыками; 
  • формирует положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и товарищам;
  • оказывает большое влияние на развитие ума; воспитывает характер, волю;
  • создает определенный духовный настрой;
  • пробуждает интерес к самовыражению;
  • способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Во время  занятий физической  культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной̆ потребности в движении и ощущении «мышечной  радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к спортивным занятиям, желание посещать их.        

Дошкольникам не интересны «традиционные» учебно-тренировочные занятия, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям я использую в своей работе ритмическую и дыхательную гимнастику, театрализованные развлечения валеологического характера, валеологические  игры, сюжетно-игровые и физкультурно-познавательные занятия. Каждое физкультурно-познавательное занятие начинаю с беседы об изучаемом явлении («Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно закаляться?», «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?» и т.д.).

Физкультурно-познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный̆ опыт, но и приобретают знания, умения и навыки здорового образа жизни. В построении интегрированных занятий применяю метод сказкотерапии. Каждое спортивное занятие включает дыхательную гимнастику: «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Насосы». На занятиях систематически использую упражнения креативного характера, направленные на оздоровление позвоночника и развитие детского творчества: «Крокодил», «Колобок», «Цапля», «Лодочка», «Корзиночка», «Тачка», «Мостик»; ритмическую гимнастику с предметами (мячи, ленточки).

Используются  в работе комплекс закаливания состоящий из следующих мероприятий:

  • ежедневные оздоровительные прогулки;
  • умывание холодной водой  из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения рук;
  •  полоскание рта и горла прохладной водой после принятия пищи;
  • хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений;
  • воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре;
  • посещение оздоровительного плавательного бассейна.

Для обеспечения достаточного уровня двигательной активности и закаливания на прогулке оборудована спортивная площадка на территории детского сада, в том числе изготовлен спортивный инвентарь.

Способствует оздоровлению подвижные игры, которые  проводятся инструктором и воспитателем  летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.

Данные формы работы весьма интересны дошкольникам. Они направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность.

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.  Для работы с родителями в группе оформлен  физкультурный уголок. «Ступеньки к здоровью», папки-передвижки: «Современные пути оздоровления дошкольников»; «О правильной осанке» и консультации с родителями, проведены родительские собрания. Я думаю, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей здорового образа жизни, детский сад в своей  деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Таким  образом, организованная  здоровье сберегающая   среда, способствует формированию у детей навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с раннего детства. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой  жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Важно сформировать у ребенка отношение к здоровью,  как к ценности, которую надо беречь и укреплять.

Первая ее ступень – дошкольное учреждение. Именно здесь закладываются основы здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...