Развивающие игры для детей 3–4 лет с родителями дома
консультация (младшая группа)

Орлова Лариса Викторовна

Для ребенка 3-4 лет игра является основным способом взаимодействия с миром. В игровом процессе ребенок развивает логику и мышление, тренирует память, расширяет коммуникативные навыки, укрепляется физически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_dlya_detey_3.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры для детей 3–4 лет с родителями дома

        Для ребенка 3-4 лет игра является основным способом взаимодействия с миром. В игровом процессе ребенок развивает логику и мышление, тренирует память, расширяет коммуникативные навыки, укрепляется физически.

        Активные игры направлены, в первую очередь, на физическое развитие. Малыш улучшает координацию, внимание, выносливость. Регулярная активность укрепляет иммунитет и является лучшей профилактикой заболеваний. Узнаем, во что можно поиграть с ребенком дома или на улице.

        Держим равновесие. Родитель раскладывает на полу скакалку или длинную веревку (типа бельевой). Ребенок должен пройти по ней, расставив руки в стороны. Игру можно усложнить. Например, ребенок может нести в руках стакан с водой (разумеется, пластиковый) или держать небольшую книгу на голове.

        Собираем цветы. Для этой игры понадобится несколько квадратов цветной бумаги, а также дорожка, которую тоже можно сделать из бумаги или, например, длинного шарфа. Дорожка кладется на пол, вокруг нее разбрасываются кусочки разноцветной бумаги. Представляем, что мы идем по тропинке, по обе стороны которой растут цветы. Ведущий (родитель) периодически говорит, сколько и каких цветов нужно собрать. Например, 3 желтых или 5 красных. Ребенок останавливается и собирает нужные цветы. Эта игра учит не только координации, но также различать цвета и узнавать цифры.

        Хитрая лиса. Подвижная игра, которую очень любят дети. Играть в нее интереснее, когда много участников, но можно и вдвоем. Участники становятся в линию, а ведущий отходит на несколько метров и поворачивается спиной. Задача игрока — дойти до ведущего. Но идти можно только тогда, когда он не смотрит! А когда ведущий повернулся, участник должен замереть, или придется отправиться на старт.

        Светофор. Для этой игры нужно приготовить красный, желтый и зеленый круги, которые можно сделать из цветной бумаги. Каждый цвет обозначает определенное действие. Например, ведущий показывает зеленый круг — ребенок бежит, желтый — прыгает на 1 ножке, красный — приседает и т.д. Игру можно начать с трех сигналов, но когда малыш их запомнит, усложнить и добавить новые.

        Для ребенка все игры являются развивающими. Но взрослые под развивающими играми обычно подразумевают те, что направлены на изучение каких-либо предметов, явлений. Такие игры развивают интеллект, расширяют кругозор, улучшают память, внимание и речь.

        Развитие мелкой моторики напрямую влияет на формирование речи, навыков самообслуживания, мышление, память. В домашних условиях для игр можно использовать различные бытовые предметы: пуговицы, прищепки, цветные макароны, карандаши и т.п. На улице можно брать шишки, каштаны, палочки. Рассмотрим несколько вариантов игр на развитие моторики.

        Копилка. Возьмем 2 банки. В одну из них насыпаем фасоль, а другую оставим пустой. На вторую надевается крышка с небольшой прорезью. Задача ребенка — переложить фасоль из одной банки в другую. Как вариант, можно использовать контейнер для приготовления на пару из мультиварки (с мелкими круглыми отверстиями). В них можно опускать макаронины.

        Рисование крупой. На лист бумаги наносится клей ПВА, сверху в определенном порядке насыпается крупа. Можно использовать манку, пшеничную крупу, гречку, чтобы создавать разноцветные узоры.

        Бусы. Ребенку дается леска, на которую нужно нанизать предметы. Это могут быть бусины, пуговицы и даже сушки. Предметы не должны быть слишком маленькими, иначе ребенку будет сложно с ними справиться.

        Цветочек. Вырежем из бумаги круг — это будет основа цветка. Ребенку дадим разноцветные прищепки. Он должен прикрепить их по кругу так, как будто это лепестки цветка. Параллельно можно запоминать цвета и выкладывать их в определенной последовательности.

        Логические связи — очень важная часть в развитии мышления ребенка. Понимать, зачем и почему, помогут простые и увлекательные задания.

        Найди лишнее. Для этой развивающей игры понадобятся специальные карточки или листы, которые можно найти в интернете и распечатать. Задание для такого возраста обычно содержит четыре простых предмета, один из которых не подходит в группу по определенному признаку. Это могут быть цвет, форма, умения (например, летает – не летает), назначение предмета (одежда, посуда и т.п.) и другие признаки. Важно давать возможность ребенку размышлять самостоятельно.

        Раздели на группы. Похожее задание, но здесь нужно из обилия предметов выделить те, что относятся к определенной группе. Например, овощи, фрукты, домашние животные, игрушки и т.п.

        Скажи наоборот. Ребенок в 4 года уже понимает, что такое антонимы, то есть, слова с противоположным значением. Родитель произносит «горячо» — ребенок отвечает «холодно», и т.д. Используйте понятные слова: тихо-громко, белый-черный, грустный-веселый, глубоко-мелко, мокрый-сухой.

        Кому что нужно. Для этой игры понадобится мяч. Ведущий произносит профессию, например, «доктор», и кидает мяч ребенку. Тот должен ответить, что может понадобиться доктору (градусник, шприц, белый халат) и бросить мяч обратно.

        Развивать речь важно с самого рождения. Разговаривать даже с крохой, который пока еще молчит, кажется странным, но на самом деле это вклад в его будущее. Часто, уже учась в школе, дети не могут связать несколько предложений в логичный текст, пересказать прочитанное, рассказать о каком-то событии. Чтобы этого не произошло, в 3-4 года можно предложить такие домашние игры с детьми.

        Опиши предмет. Для этой игры нужно собрать несколько игрушек и сложить их в ящик. Ребенок достает попавшуюся игрушку и описывает ее. Например, девочка достала куклу. Она может рассказать, какого размера кукла, какого цвета ее глаза и волосы, в какую одежду она одета, придумать кукле имя.

        Расскажи по картинке. Для этой игры понадобится иллюстрация какой-либо популярной сказки (опять же, можно найти в интернете и распечатать, или просто показать на экране). Ребенок должен рассказать, что видит на картинке, что произошло сначала, а что потом, чем закончилась история.

        Все перепуталось. Для этой игры можно взять сюжет сказки, которую ребенок хорошо знает. Рассказывая ее, нужно допускать ошибки. Например, звери не пустили лису в Теремок, или Красная шапочка пошла не к бабушке, а к подружке. Малыш должен понять, что в сказке не так. Можно пофантазировать и сочинить свою сказку, в которой конец будет другим.

        В возрасте 3 года уже можно знакомить ребенка с буквами и цифрами. Цифра является средней, иногда более развитые дети проявляют интерес к буквам и в 2 года. Но не нужно спешить и принуждать малыша к занятиям — это только отобьет охоту изучать новое.

        Популярной методикой изучения букв является развешивание карточек в разных местах квартиры/комнаты. Причем делать это можно, даже не дожидаясь трехлетнего возраста. Карточки с буквами должны быть яркими, вызывать интерес ребенка. Если малыш не спрашивает, что это за буква, следует самостоятельно иногда их проговаривать. Можно вешать карточку с буквой на предмет, который с нее начинается. Например, букву Л повесить на люстру, а букву Т — на телевизор.  Периодически карточки нужно менять, перевешивать в другие места.

        Аппликация. Вырежьте из бумаги крупные буквы. Для оформления можно использовать крупу (развитие моторики!), вату, ткань, бусины, блестки — все, что угодно. Украшая букву, обязательно проговаривайте ее много раз, чтобы малыш запомнил, как она называется.

        Найди букву. Распечатайте букву в нескольких экземплярах. Один оставьте у себя, остальные спрячьте в детской комнате. Покажите ребенку картинку с буквой: «Это буква О. Найди еще 3 таких буквы». При этом буквы должны быть спрятаны так, чтобы их было не сложно найти, можно давать малышу подсказки.

        Что общего? Сложите в мешок предметы (или изображения предметов), начинающихся с одной буквы. Ребенок должен доставать их и проговаривать названия вслух, после чего догадаться, какая буква была загадана.

        Когда ребенок знает все буквы алфавита, можно переходить к изучению слогов и слов. Для этого следует написать на картонных квадратиках слоги или простые слова из 3-х букв. Это будут «домики». Затем взять маленькие игрушки, например, из киндер-сюрпризов, и найти для каждой игрушки домик. При этом проговаривать: лошадка живет в домике «МА», белка живет в домике «СО», дом зайчика называется «КЫ» и т.д.

        Обучающие игры с цифрами являются основой изучения математики для ребенка в 3-4 года. Они учат не только запоминать цифры, но и сравнивать, решать простые задачи.

        Стройка. Эта игра подойдет и для мальчиков, и для девочек. Постройте вместе с ребенком дом из кубиков. При этом нужно определить, сколько этажей будет в доме, и сколько квартир (кубиков) на каждом этаже. Например, на 1 этаже – 4 кубика, на втором – 3. Для усложнения можно взять кубики разных цветов и давать задания не только с цифрами, но и с цветом (2 желтых кубика для третьего этажа).

        Паровозик. Сделайте карточки с цифрами от 1 до 10 и предложите ребенку составить из них поезд. Только для этого нужно расположить все карточки по порядку, от 1 до 10. Если все будет выполнено верно, поезд отправится в путешествие.

Посчитай конфеты. Возьмите двух кукол (мишек) и посадите их за стол пить чай с конфетами. Дайте одной кукле 2 конфеты, а другой 3. Можно спросить: « у кого больше конфет», «сколько всего конфет у двух кукол». Потом в гости могут прийти еще куклы, при этом хозяйке придется разделить конфеты поровну на всех.  Эта игра учит не только считать, но и логически мыслить.

Один-много. Поиграйте в игру на внимательность. Можно спросить у ребенка: «Каких предметов много в комнате? А какой предмет один?». Например, в кухне много тарелок, а стол один.

Советы родителям

        Для малыша важен сам игровой процесс, действие, а не конечный результат. Не стоит расстраиваться и тем более ругать ребенка, если слон, которого вы слепили, больше похож на снеговика.

        Правила игры должны быть простыми и понятными. При этом нужно оставлять возможность для творческой импровизации. Это развивает воображение и инициативность.

        Не все игры могут понравиться ребенку.  Нужно чувствовать настроение крохи и, при необходимости, прекратить игру.

        Занимайтесь с ребенком регулярно. Старайтесь отводить хотя бы 15 минут в день на совместную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Подвижные игры для детей 3-х лет и родителей дома"

Консультирование родителей, в какие игры можно поиграть дома всей семьей....

Консультация для родителей "Подвижные игры для детей 3-х лет и родителей дома"

Консультирование родителей, в какие игры можно поиграть дома всей семьей....

Развивающие игры для детей 2-3 лет с родителями дома

Игра для малыша – не просто развлечение. Через этот вид деятельности ребёнок познаёт мир. Он учится, запоминает информацию, знакомится с новым. Задача родителей на этом этапе – подобрать игры для гар...

Развивающие игры для детей 2-3х лет с родителями дома

Игра для двухлетнего малыша – не просто развлечение. Через этот вид деятельности ребёнок познаёт мир. Он учится, запоминает информацию, знакомится с новым. Задача родителей на этом этапе &ndash...

Развивающие игры для детей 2-х лет с родителями дома

Игра для двухлетнего малыша – не просто развлечение. Через этот вид деятельности ребёнок познаёт мир. Он учится, запоминает информацию, знакомится с новым. Задача родителей на этом этапе &ndash...

Развивающие игры для детей 3–4 лет с родителями дома

Для ребенка 3-4 лет игра является основным способом взаимодействия с миром. В игровом процессе ребенок развивает логику и мышление, тренирует память, расширяет коммуникативные навыки, укрепляется физи...

Настольные игры для детей 5–6 лет с родителями дома

Игры для детей дошкольного возраста – не просто забава, а необходимость. Через игру развивается ребёнок, происходит становление его личности. Игра помогает осваивать правила, расширять кругозор,...