Главные вкладки
«Взаимодействие детского сада с семьёй через непосредственно образовательную деятельность с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса». 2024г.
методическая разработка
Цель:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
Актуальность проблемы
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_detskogo_sada_s_semyoy_cherez_neposredstvenno.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Взаимодействие детского сада с семьёй через непосредственно
образовательную деятельность с целью создания единого
воспитательно-образовательного процесса».
Подготовила воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с № 19 «Василек»
Касирова Лариса Олеговна
Г.Якутск
2024г.
Цель:
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
Актуальность проблемы
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А.Мухачева.
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад вносят огромный вклад в воспитание и обучение малыша, а значит и несут огромную ответственность. На мой взгляд, детский сад и семья несомненно способны создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.
Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
-установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;
- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства Семья – детский сад, в котором всем участникам педагогическоо процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: сотрудничество; открытости; дифференциации и индивидуализации; диалогичности; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.
В нашем детском саду «Василек» накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка, найти эффективные пути для реализации его потенциальных способностей и возможностей.
Исходя, из главного условия развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог-ребёнок-родитель», мы выработали стратегию - согласованности и вовлечения.
Стратегия: «Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить её с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести её одновременно и параллельно».
Учитывая особое значение благоприятной микросоциальной среды для развития ребёнка, мы считаем своими основными задачами:
- изучение каждой семьи, поступающей в дошкольное учреждение;
- психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
- оптимизация детско-родительских отношений.
Для достижения целей и задач работа была построена по 4 основным направлениям:
- Информационно-аналитическое.
- Наглядно- информационное.
- Познавательное направление.
- Досуговое.
Информационно-аналитическое направление. (подготовительное)
Нацелено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта.
- анкетирование
- тестирование
Наглядно- информационное направление.
Дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напоминаем тактично о родительских обязанностях и ответственности. Не надо забывать, что материал должен быть кратким и иметь практическую направленность. Детский сад начинается с приемной, поэтому наша приемные уютные и красивые, а родительские уголки яркие, привлекательные.
Они включают следующие разделы:
- Родителям на заметку (выставляется материал согласно перспективного плана по работе с родителями).
- «Консультации для родителей» (Папки-передвижки с советами , с рекомендациями на любые интересующие темы родителей)
- Книжка раскладушка «Закрепите с детьми» (в ней помещается материал, который требует повторения или закрепления).
- «Наше творчество» (размещаются стенгазеты, выставки детского творчества).
- Успехи детей
Это направление является традиционным, но необходимым для работы, потому что часто нам педагогам нет возможности подойти и побеседовать индивидуально с каждым родителем на актуальную тему по воспитанию и образованию детей.
Поскольку наша главная цель- это вовлечение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс через НОД, мы проводим «День открытых дверей», где родители могут посещать занятия, кружки; «День самоуправления» где родители сами могут стать воспитателями и провести занятия, игры, чтение хдожественной литературы, режимные моменты. Все это нацелено на совместную работу педагога, родителей и детей. На обогащение родителей практическими навыками и знаниями в вопросах воспитания и образования. Это направление делает родителей равноответственными участниками образовательного и воспитательного процесса.
Посещая группу родители:
- Ощущают личную причастность к программе.
- Видят, как их ребенок взаимодействует с другими.
- Знакомятся с друзьями своих детей.
- Получают возможность помогать своему ребенку, осваивать программу.
- Получают представления о работе воспитателей, а значит, начинают испытывать к этому труду больше уважения.
- На практике разбираются в детском развитии.
Когда родители в группе, то ребенок:
- Имеет возможность продемонстрировать свои успехи.
- Гордится присутствием близкого человека.
- Чувствует большую уверенность в своих силах.
- Получает дополнительную возможность взаимодействовать в родителями.
К этому направлению можно отнести:
- Открытые НОД.
- НОД по ознакомлению с трудом взрослых
- НОД по ознакомлению детей с окружающим миром
- Родительское собрание в форме дискуссии — круглый стол. В работе с родителями выбираем не назидательную позицию, а сотрудничество, совместное решение проблем.
- Консультации и беседы.
- Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых сами и не подозревали.
- «Мои любимые сказки» (конкурс рисунков)
- «Что нам осень принесла» (выставка поделок из природного материала, ярмарка)
- «Книжка своими руками» (конкурс на лучшее изготовлление и составление книжек сочинений сказкок или стихотворений )
- «Новогодняя поделка»
- Дни добрых дел.
- Субботники.
- «Подари столовую пернатым!»(изготовление кормушек для птиц)
- Акция «Подарим игрушки детям!»(сбор игрушек многодетным, малоимущим семьям)
Досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось не менее эффективным привлекательным, востребованным, полезным. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы онм знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготове любого торжества. По данному направлению организуются:
- Утреннники и развлечения по праздникам
- Конкурсы чтецов «Читаем вместе» (читают стих ребенок+мама, ребенок+папа, ребенок+бабушка)
- Представление сказок родителями детям
- Семейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья!»
- Празднование дней рождений.
- Выставки
- Акции
- Конкурсы к традиционным праздникам
В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Мы придерживались ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.
Вывод: Таким образом, проведенная нами работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Ориентируясь на гуманистический подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: на сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в нашем саду создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи и в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.
Список литературы.
- Емельянова М. «От существования – к сотрудничества и партнерству». -Дошкольное воспитание: ежемесячный научно- методический журнал №7-М., 2009
- Акентьева Т. «Качественное время семьи». — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал №6 –М., 2012
- Арнаутова Е.П., В гостях у директора: «Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей». – М.: Логос, 2010.
- Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития». – М.: ЛИНКА, 2001.
- Свирсая Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка- Пресс, 2008 г.
- Дронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002
- Евдокимова Е.С, Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья: методика работы с родителями». – М.: Мозаика – Синтез, 2007-2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утрв. Приказом Министрства образования и науки РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный № 30384.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.
Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диа...
Взаимодействие детского сада с семьёй
Взаимодействие детского сада с семьёй в соответствии с ФГОС...
анкета "О взаимодействии детского сада с семьёй"
в помощь воспитателям...
Презентация "Взаимодействие детского сада с семьёй"
Установление партнёрских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада...
Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей.Детский сад №20 группа «Радуга»
Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»...
Взаимодействие детского сада с семьёй
Взаимодействие детского сада с семьёй...
Презентация "Взаимодействие детского сада с семьёй" Совместные праздники и развлечения
Совместные праздники и развлечения...