«Взаимодействие детского сада с семьёй через непосредственно образовательную деятельность с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса». 2024г.
методическая разработка

Касирова Лариса Олеговна

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. 

Задачи:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
  • Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Актуальность проблемы

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Взаимодействие детского сада с семьёй через непосредственно

образовательную деятельность с целью создания единого

воспитательно-образовательного процесса». 

Подготовила воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с № 19 «Василек»

Касирова Лариса Олеговна

Г.Якутск

2024г.

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
  • Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Актуальность проблемы

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

                        Е.А.Мухачева.

Ни для кого не секрет, что семья и  детский сад вносят огромный вклад в воспитание и обучение малыша, а значит и несут огромную ответственность. На мой  взгляд, детский сад и семья несомненно способны создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

-установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства Семья – детский сад,  в котором всем участникам педагогическоо процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: сотрудничество; открытости; дифференциации и индивидуализации; диалогичности; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.

      В нашем детском саду «Василек» накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка, найти эффективные пути для реализации его потенциальных способностей и возможностей.

Исходя, из главного условия развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог-ребёнок-родитель», мы выработали стратегию - согласованности и вовлечения. 

     Стратегия: «Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить её с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести её одновременно и параллельно».

Учитывая особое значение благоприятной микросоциальной среды для развития ребёнка, мы считаем своими основными  задачами:

  • изучение каждой семьи, поступающей в дошкольное учреждение;
  • психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
  • оптимизация детско-родительских отношений.

Для достижения целей и задач работа была построена по 4 основным направлениям:

  • Информационно-аналитическое.
  • Наглядно- информационное.
  • Познавательное направление.
  • Досуговое.

Информационно-аналитическое направление. (подготовительное)

Нацелено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта.

  • анкетирование
  • тестирование

Наглядно- информационное направление.

     Дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напоминаем тактично о родительских обязанностях и ответственности. Не надо забывать, что материал должен быть кратким и иметь практическую направленность. Детский сад начинается с приемной, поэтому наша приемные уютные и красивые, а родительские уголки яркие, привлекательные.

Они включают следующие разделы:

  • Родителям на заметку (выставляется материал согласно перспективного плана по работе с родителями).
  • «Консультации для родителей» (Папки-передвижки с советами , с рекомендациями на любые интересующие темы родителей)
  • Книжка раскладушка «Закрепите с детьми» (в ней помещается материал, который требует повторения или закрепления).
  •  «Наше творчество» (размещаются стенгазеты, выставки детского творчества).
  • Успехи детей

Это направление является традиционным, но необходимым для работы, потому что часто нам педагогам нет возможности подойти и побеседовать индивидуально с каждым родителем на актуальную тему по воспитанию и образованию детей.

          Поскольку наша главная цель- это вовлечение родителей в единый воспитательно-образовательный процесс через НОД, мы проводим «День открытых дверей», где родители могут посещать занятия, кружки; «День самоуправления» где родители сами могут стать воспитателями и провести занятия, игры, чтение хдожественной литературы, режимные моменты. Все это нацелено на совместную работу педагога, родителей и детей. На обогащение родителей практическими навыками и знаниями в вопросах воспитания и образования. Это направление делает родителей равноответственными участниками образовательного и воспитательного процесса.

  Посещая группу родители:

  • Ощущают личную причастность к программе.
  • Видят, как их ребенок взаимодействует с другими.
  • Знакомятся с друзьями своих детей.
  • Получают возможность помогать своему ребенку, осваивать программу.
  • Получают представления о работе воспитателей, а значит, начинают испытывать к этому труду больше уважения.
  • На практике разбираются в детском развитии.

Когда родители в группе, то ребенок:

  • Имеет возможность продемонстрировать свои успехи.
  • Гордится присутствием близкого человека.
  • Чувствует большую уверенность в своих силах.
  • Получает дополнительную возможность взаимодействовать в родителями.

К этому направлению можно отнести:

  • Открытые НОД.
  • НОД по ознакомлению с трудом взрослых
  • НОД по ознакомлению детей с окружающим миром
  • Родительское собрание в форме дискуссии — круглый стол. В работе с родителями выбираем не назидательную позицию, а сотрудничество, совместное решение проблем.
  • Консультации и беседы.
  • Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых сами и не подозревали.

  • «Мои любимые сказки» (конкурс рисунков)
  • «Что нам осень принесла» (выставка поделок из природного материала, ярмарка)
  • «Книжка своими руками» (конкурс на лучшее изготовлление и составление книжек сочинений сказкок или стихотворений )
  • «Новогодняя поделка»
  • Дни добрых дел.
  • Субботники.
  • «Подари  столовую пернатым!»(изготовление кормушек для птиц)
  • Акция «Подарим игрушки детям!»(сбор игрушек многодетным, малоимущим семьям)

Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось не менее эффективным привлекательным, востребованным, полезным. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы онм знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготове любого торжества. По данному направлению организуются:

  • Утреннники и развлечения по праздникам
  • Конкурсы чтецов «Читаем вместе» (читают стих ребенок+мама, ребенок+папа, ребенок+бабушка)
  • Представление сказок родителями детям
  • Семейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья!»
  • Празднование дней рождений.
  • Выставки
  • Акции
  • Конкурсы к традиционным праздникам

     В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Мы  придерживались ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.  

Вывод: Таким образом, проведенная нами работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.  Ориентируясь на гуманистический  подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие,  раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем,  помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат:  на сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в нашем саду  создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи и в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Список литературы.

  1. Емельянова М. «От существования – к сотрудничества и партнерству». -Дошкольное воспитание: ежемесячный научно- методический журнал №7-М., 2009
  2. Акентьева Т. «Качественное время семьи». — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал №6 –М., 2012
  3. Арнаутова Е.П., В гостях у директора: «Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей». – М.: Логос, 2010.
  4. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития». – М.: ЛИНКА, 2001.
  5.  Свирсая Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка- Пресс, 2008 г.
  6. Дронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002
  7. Евдокимова Е.С, Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья: методика работы с родителями». – М.: Мозаика – Синтез, 2007-2010.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утрв. Приказом Министрства  образования и науки РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный № 30384.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.

Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы  по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диа...

Взаимодействие детского сада с семьёй

Взаимодействие детского сада с семьёй в соответствии с ФГОС...

Презентация "Взаимодействие детского сада с семьёй"

Установление партнёрских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада...

Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»

Взаимодействие детского сада с семьями через совместную театрализованную деятельность воспитателей, родителей и детей. Детский сад №20 группа «Радуга»...

Взаимодействие детского сада с семьёй

Взаимодействие детского сада с семьёй...