Консультации
консультация

Городничева Алина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Влияние музыки на духовный мир ребёнка»

Музыка успокаивает, музыка лечит,

музыка поднимает настроение...

Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности», – писал В. А. Сухомлинский.

Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям. В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов – деревянных духовых инструментов.

А.В. Суворов подобное влияние музыки определил так: «Музыка удваивает, утраивает армии». Марш, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность.

В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.

Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка. Сегодня уже доподлинно известно, что от качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья.

Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

В чем же заключается актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ:

– Высокий уровень заболеваемости детей.

– Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.

– Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди специалистов ДОУ.

– Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

В лечебных целях слушание музыки применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Основные составляющие музыки и их влияние на организм человека:

МЕЛОДИЯ пробуждает не только эмоции, но и ощущения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

РИТМ оказывает прямое воздействие на человека – и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца.

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом. В душе человека преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов.

ТЕМБР – окраска звука в музыке. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию.

В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Исследование С.В. Шушарджана свидетельствует, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели – общение с детьми в музыкальных кружках.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Ритмопластика – развивает умение чувствовать и передавать характер музыки. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Влияние музыки так же велико и в логоритмике. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные). В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движения. Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление).

Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности используются эффективные формы работы. Проводятся литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников. В результате занятия музыкой улучшают концентрацию внимания и его продолжительность, снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающие воздействие на большинство гиперактивных детей. Улучшается речевая и сенсомоторная функция организма, повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях, развиваются познавательные интересы ребенка.

Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс, закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.

Для детей… Какая музыка успокоит и вдохновит ребенка?

Какую же музыку надо включать детям дома и какого эффекта от нее можно ожидать? А какая может нанести больше вреда, чем пользы?

Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос спокойным и радостным, был успешным, хорошо учился и обладал лидерскими качествами. Однако жизнь зачастую оказывается гораздо сложнее, а взросление малышей и познание ими мира сопровождается постоянными стрессами. Малыш познает свое «я» и отстраивает личные границы, борется и реальными и иррациональными страхами, и страдает от первых неудач. В такие моменты особенно хочется поддержать взрослеющую личность. И сделать это можно не только прямым способом – нотациями и активным воспитанием, но и мягко, ненавязчиво – например, при помощи классической музыки. Давно замечено: правильно подобранная классическая музыка удивительным образом успокаивает нервную систему ребенка, дает вдохновение, энергию и концентрацию внимания.

Какую же музыку надо включать детям дома и какого эффекта от нее можно ожидать? А какая может нанести больше вреда, чем пользы?

Музыка не для детских ушей

Помимо однозначно полезной музыки для детей, существует и та, которую при детях слушать не очень правильно, и включать им фоном явно не рекомендуется. В первую очередь, это касается музыки, в которой превалируют ударные инструменты.

Не стоит нервировать нежный детский слух тяжелой музыкой вроде хард-рока и хэви-метала. Хотя все больше экспертов и психологов сейчас говорят не о жестком требовании неким критериям, а призывают к разнообразию и гибкости, но все они признают: очень громкая и шумная музыка может провоцировать истерики и даже агрессию у детей.

Вряд ли окажут пользу детям песни, где присутствует нецензурная лексика.

Если ваш ребенок чрезмерно активен, и при помощи музыки вы стремитесь успокоить его нервную систему, не перебарщивайте с излишне спокойной лирической и нудной музыкой. Сделав личную подборку приятных уху и мозгу композиций, стоит включать их точечно, по 20-30 минут несколько раз в день. Если же заунывная музыка будет звучать в доме, где находится ребенок с утра до вечера, это может также вызывать раздражение. Либо ваш ребенок научится абстрагироваться и ее «не слышать».

Как составить плейлист?

Понаблюдайте за ребенком. Какая музыка ему больше по душе, к какой он прислушивается, а какая ему неинтересна или его раздражает.

Плейлист не должен включать в себя исключительно классические композиции. Некоторые особо предрасположенные к перфекционизму мамы полагают, что их дети должны слушать исключительно Моцарта и Бетховена по утрам, и Шуберта вечерами. Это не совсем правильно.

Список произведений, который включается для детей, должен состоять и из классической музыки, и из народной, и из джазовой, и из легкой детско-эстрадной. Хорошая подборка произведений должна быть разнообразна и пробуждать детский интерес, а не провоцировать равнодушие или отрицание.

Из классических композиторов, самую большую популярность в качестве «автора для детей» приобрел Моцарт. Одно время говорили о несомненной «эффекте Моцарта», приводя в пример быстро восстанавливающихся недоношенных детей, прослушивающих произведения композитора, а также тех, у кого музыка Моцарта развивала творческие способности и гармонизировала нервную систему. Сейчас безусловный «эффект Моцарта» подвергают сомнению, однако родители, включающие его музыку дома в присутствии своих детей все так же продолжают отмечать ее позитивное влияние на малышей.



Предварительный просмотр:


Консультация для родителей

«Музыкальные инструменты в вашем доме»

Для осуществления задач музыкального воспитания в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает наличие музыкальной фонотеки, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок. Но самое главное – это организация взрослым разнообразной совестной с ребёнком музыкальнотворческой деятельности в разных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации). В каждой семье желательно иметь хотя бы скромную фонотеку, состоящую из подборки музыки для детей, разумеется, это должна быть музыка ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для ребёнка. Основной совет родителям - сделать слушание музыки семейной традицией, тогда постепенно у ребёнка оно станет потребностью.

Приобщать ребёнка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста. Музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. В семье имеются все возможности для привлечения ребёнка к различным видам деятельности-восприятия, исполнительства, музыкально-образовательной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы родители позаботились о создании музыкальной среды для ребёнка дома.

Что же входит в это понятие? В словарях слово «среда» толкуется как окружающий мир, условия жизни, которые окружают нас. Отсюда - музыкальная среда-это музыкальное окружение ребёнка, которое должно способствовать развитию его способностей, творческих и исполнительских проявлений для развития кругозора, эмоциональной отзывчивости.

Если мама просто напевает малышу, он уже приобщается к искусству, и тем самым она передаёт ему частицу вдохновения.

Пойте с ребёнком вместе детские песенки - это принесёт ему радость, облагородит внутрисемейные отношения. Дети копируют взрослых. Поэтому ваше пение должно быть, по возможности, точным, выразительным, голос лёгкий, негромкий. Ребёнку будет удобно подпевать, если взрослый поёт не высоко, не низко. Постарайтесь сами почувствовать характер песни и передать это в пении (про барабан смело, про солнышко нежно), ребёнку обязательно передастся ваше эмоциональное состояние, и он с удовольствием будет петь также.

Можно совместно взрослым и ребёнку подобрать к полюбившимся песням яркие картинки – тогда, просматривая их, ребёнок сам захочет петь эти песенки.

Очень важно, чтобы ребёнок дома слушал музыку. Она оказывает на ребёнка большое влияние: музыка может поднять настроение, или успокоить. В связи с этим, заботливым родителям стоит внимательно относиться к тому, какая музыка звучит у вас дома.

Для прослушивания следует отбирать классическую, народную, детскую музыку, понятную по характеру ребёнку. Музыка с явно выраженными ударными партиями не подходит ребёнку, она отрицательно действует на психику - это рок, транс, клубная музыка. Громко - не значит хорошо. Для детей это стресс. Проконсультируйтесь с музыкальным руководителем в подборе музыки для своего ребёнка - и можете быть уверенными, что подобранная для вас музыка доставит ребёнку радость и эмоциональное наслаждение.

Обсуждайте прослушанные произведения, спросите, что чувствует ребёнок, слушая его, какую по характеру музыку он услышал, потанцуйте под неё (если музыка располагает к танцу).

Исполнительство.

Постарайтесь создать в семье такую обстановку, чтобы ребёнок мог сам музицировать – наигрывать простейшие мелодии.

Сформировать начальные исполнительские навыки вам помогут детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки.

На чём можно сыграть простую мелодию? На металлофоне, на игрушечном пианино, на ксилофоне. Другая группа инструментов – ударные ( барабан, бубен, маракас, треугольник) - помогут развить тембровый слух, чувство ритма. Не держите сломанные или расстроенные музыкальные инструменты дома – они пагубно влияют на слух ребёнка.

Хорошо сделать своими руками неозвучные пианино, балалайку, гитару – ребёнок, «играя» на них, сочиняет сам мелодию, фантазирует. Много радости ребёнку приносят самодельные шумелки.

Возьмите вместе с ним различные баночки, насыпьте в них крупу. В одну рис, в другую горох, пусть ребёнок послушает, как звучит та или иная баночка, выберет понравившееся звучание. Если постучать палочкой или карандашом по пластиковой баночке от сельди - получится игра на барабане.

Все самоделки нужно красиво с ребёнком оформить - это будет способствовать развитию у ребёнка художественного вкуса. Окружите ребёнка миром волшебных звуков пойте с ними, слушайте, играйте на инструментах, импровизируйте - и вы приблизите ребёнка к пониманию красоты в музыке, сделаете его духовно богаче, взаимоотношения светлее и радостнее. У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают всё новое.

Поселите музыку в доме.

Впервые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо как можно больше, лучше и многообразнее использовать возможности семьи. Если вы просто напеваете, он уже приобщается к музыкальному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу вдохновения. А когда у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроение и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Музыкальные способности могут проявляться рано, а их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным.

Первое, что мы должны четко усвоить, это то, что - вопреки мнению большинства - музыкальным слухом обладает каждый, родившийся нормальным, человек. Другое дело, что у одних этот слух выражен ярко, у других нет. Обращаюсь к тем, кто считает себя не приспособленным к музыке, кто думает, что слуха у него никогда не было, нет, и не будет. Приходилось ли вам, слушая полюбившуюся мелодию, ощущать в своей душе те непередаваемые никакими словами чувства, которые хочется запомнить и испытать еще и еще раз? Или всем знакомая ситуация, когда в голове крутится одна и та же песня, и мы хотели бы от нее избавиться, да не можем? Или моменты, когда мы мучительно вспоминаем позабывшийся мотив, и вдруг вспомнив, радуемся, как дети? Это и есть самое главное доказательство, что музыкальным слухом обладает, буквально, каждый из нас. Толька ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально - эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.

. Для успешного развития музыкальных способностей ребенка необходима музыкальная предметно-развивающая среда, окружающая ребенка в детском саду, семье и социуме, которая может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог или родитель способен организовать такую среду.

Основной совет, который можно дать родителям, - больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребёнка это постепенно станет потребностью.

В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку (аудио и видеозаписи для детей). Для развития ребенка в музыкальной среде советую использовать такие формы совместной деятельности, которые могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что немаловажно для укрепления семейных отношений.

Для этого можно использовать несколько вариантов: Семейные праздники, домашний театр, развлечения с использованием музыки, создание домашнего оркестра.

Большое познавательное значение для детей имеют телепередачи о композиторах и музыке. Желательно посещать музыкальные вечера, спектакли в школе искусств и досуговом центре.

Для детей можно приобрести «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной, « В домике старого музыканта», «Нотная азбука для детей» Н. Кончаловской. Для вас, родители, книги «Музыка – детям» Н. Михеевой, «Музыкально–эстетическое воспитание детей и юношества» В. Шацкой, «Развитие музыкальных способностей детей». М. А. Михайловой, «Приключения скрипичного ключа» Э. Великич.

И в заключении хочется напомнить родителям, что нужно обращать внимание на то, в какой эстетической среде растет ребенок. Он замечает, какой порядок и расположение предметов у него в комнате. Они составляют для него ценный мир ярких цветовых сочетаний и самых разнообразных образов и форм. Игрушка с размытыми чертами или, ещё хуже, сломанный музыкальный инструмент в руке ребёнка просто недопустимы.

Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание, петь, танцевать, играть.

Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ».

Как называется то новое и интересное, что с таким увлечением исполняют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома?

Этот новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется – ритмодекламация.

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки – широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается, как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей. На первом плане в ритмодекламации выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.

Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования, с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым: «До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь».

Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Во-первых, это интересное соединение красивой, стилистически разноплановой музыки и самобытных поэтических текстов. Передача ярких художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности. Благодаря чередованию пения и речи, голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Ритмодекламация разучивается как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Здесь не исключаются возможности для творчества ребёнка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произведения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения с собственным аккомпанементом. Таким образом, ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией.

Ритмодекламации представлены множеством форм:
— унисонных;
— диалогических;
— с куплетным строением;
— многоголосных.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы:
— коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга;
— игры-команды;
— массажные;
— тонизирующие;
— пластико-ритмо-речевой театр. Все они пронизаны идеей координации,
которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Музыкальные пальчиковые игры

Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи,
  • выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр.

Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую дети поют хором, мы ставим детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют и хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок.

Ритмические упражнения

Упражнение «Уточки»
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, тембр, артикуляция, динамика, форма и ритм. Поэтому, данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство, чувство ритма). У детей формируется представление о структуре музыкального произведения, его форме; развивается звуковая культура речи, связная речь и её гармоничный строй. Ритмодекламации улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппарат.

Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.

Игра «Таря-Маря»
Взрослый: Таря-Маря в лес ходила…
Дети: В лес ходила?
Взрослый: Таря-Маря шишки ела…
Дети: Шишки ела?
Взрослый: Шишки ела, вам велела.
Дети: Шишки ела, нам велела? А мы шишек не хотим. Таре-Маре отдадим.

Сопровождать игру мимикой и жестами, выяснить, как выглядит Таря-Маря, какой у нее характер и настроение.

Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей

младшего дошкольного возраста

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

В.А. Сухомлинский.

Большое значение имеет музыкальное развитие ребенка в семье.

Музыкальность - это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.

Слушание музыки:

Отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и высказывают своё отношение, объясняют свои ощущения, то малыш духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, и увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

  • Пойте малышу простые и понятные по содержанию детские песни.
  • Ставьте кассеты или диски с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте по ритму музыку.
  • Вы можете слушать каждый день по одному отрывку, затем взять новые отрывки или повторить ещё раз те, которые уже слушали.
  • Иногда специально включайте музыку фоном, не привлекая особенно внимание ребенка.

Как слушать музыку?

Непременное условие — тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на её руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Её настроение, состояние передается малышу.

Как научить малыша подпевать:

  • Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.
  • Пойте негромко.
  • Чередуйте пение с аккомпанементом и пением без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты.
  • Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни — оживленно.

Музыкальные движения, пляски:

К третьему году жизни ребенок осваивает много плясовых движений. Умеет не просто хлопать в ладошки или по коленям, но хлопать в ладошки с одновременным постукиванием одной ногой; умеет стучать каблучком; кружиться на носочках. Любит плясать с куклой (мишкой, зайкой), держа ее перед собой. Охотно пляшет с платочком, погремушкой.

  • Нельзя, чтобы музыка звучала громко. Весело, живо — но не громко.
  • Не надо предлагать малышу плясать под музыку, не предназначенную для плясок.

Игра:

Игра — ведущий вид деятельности для детей. В ней малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Игр очень много, они разные — и по задачам, и по возрастным возможностям. Прятки и «догонялки» составляют основу почти всех игр на третьем году жизни.

Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.

Встречайтесь с музыкой чаще, пусть она станет Вам другом и помощником. Если Вы развиваете у ребенка музыкальные способности, то значит, Вы развиваете его внутренний мир, его память, его фонематический слух, его координацию движению и ритмическую активность, его организованность и внимание. Так дайте пережить ребенку разнообразие чувств с разными музыкальными произведениями. Он станет уверенным в себе и чутким к окружающим.



Предварительный просмотр:

«Музыкальные инструменты своими руками»

Для гармоничного развития малышей в дошкольном возрасте немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое отлично помогают музыкальные инструменты. И еще лучше сделать эти чудо - инструменты своими руками и обязательно привлечь к этому процессу своего ребенка. Ведь совместный труд - облагораживает человека. И вы не представляете, как будет рад ваш ребенок тому, что вы уделили ему время, и притом изготовленные вместе музыкальные «штучки» будут извлекать какие - либо звуки. Возможно ваше первое приобщение ребенка к музыке, таким образом, принесут рано или поздно свои плоды. И ребенок будет благодарен вам долгое время. Какие же инструменты можно изготовить своими руками, и из какого бросового материала, чтобы они имели яркий и эстетичный вид? Я хочу представить вашему вниманию несколько вариантов:

Из бутылок сок допили,

На полоски разделили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

Это когда много мелких по размеру пуговиц нашиваются к ажурной резинке.

Пуговицы нашли в квартире

И к резиночке пришили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

Из бутылок сок допили,

В погремушку превратили.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

Срезается дно бутылок, и соединяются две полученные половинки между собой, предварительно внутренность заполнить разноцветным бисером. Внешне украсить узорами из самоклеящейся цветной бумагой.

Все фломастеры отсохли,

Крышки склеили дорожкой.

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

Собираются разноцветные колпачки от отслуживших фломастеров, приклеиваются на жесткий картонный лист размером 6*20 см клеем Титан. Звук извлекается при помощи еще одного колпачка, проведя им сверху вниз по приклеенной в ряд дорожке из колпачков.

Мы ключи нашли в квартире,

И к брелочку прицепили

Удивить хотим мы вас,

И сыграем вам сейчас!

Собрать, примерно 5-6 штук плоских ключей от дверного замка. Собрать их вместе в кольцо, и вдеть в приготовленное отверстие деревянного брусочка, размером 1*10 см.

Описание: Фото



Предварительный просмотр:

Дети и музыка: слушать или нет?

Вот в чем вопрос!

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Как знакомить детей с музыкой

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

  1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!
  2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.
  3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.
  4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.
  5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!
  6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!
  7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.
  8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.
  9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.
  10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....