Музыкальное воспитание детей в семье
статья

Старухина Екатерина Игоревна

Статья рассказывает о воздействии музыки на внутренний мир слушателя, об особенностях развития восприятия музыки в период детства и о важности музыкального воспитания детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzyklnoe_vospitanie.docx9.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание детей в семье

Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности. Более того, доказано, что слушание музыкальных произведений в дородовый период чрезвычайно важно для последующего развития человека. Многократное восприятие лучших образцов музыкального творчества учит ребёнка мыслить, чувствовать, переживать настроения, выраженные в художественных образах.

Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.

  1. Задачи и формы музыкального воспитания детей в семье

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи.     Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

• обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

• развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

• способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.И.Чайковского. Д. Шостаковича, Д.Кабалевского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С.Баха, В.А.Моцарта.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна – это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

   К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание аудиозаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей.

     Более свободная форма музыкальной деятельности – слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).ь Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.

 2.        Особенности развития восприятия музыки у детей в период детства

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, чтобы разучить песню, ее надо сначала послушать. Исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; двигаясь под музыку, необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению.

Важно формировать у детей навыки умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Младший и средний дошкольный возраст. К началу дошкольного возраста, ребенок имеет определенный запас представлений о внешних свойствах предметов (форме, величине, цвете) и использует эти представления в действиях восприятия. Что касается восприятия музыки: дети этого возраста в силу неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Начинает проявляться музыкальная память.

Старший и подготовительный дошкольный возраст. В этом возрасте восприятие развивается по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их пользования становятся более точными. Но главная отличительная черта восприятия в этом возрасте – резкое увеличение его осмысленности.

В этом возрасте дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интересы осознанны и проявляются в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественного образа. Дети в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия музыки.

Заключение

Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.

Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полетным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.

С помощью музыки осуществляется нравственное, эстетическое воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.

Список  литературы

  1. Виноградов, Лев Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Лев Виноградов. - М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. - 160 c.
  2. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.
  3. Людмила Малахова Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Малахова Людмила. - М.: Феникс, 2018. - 835 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "Музыкальное воспитание детей в семье"

Дошкольное детство... «От меня до пятилетнего ребенка - один шаг, а от пятилетнего ребенка до новорожденного громадное расстояние» - так образно выразил Л.Н.Толстой мысль о своеобразии и неповто...

Музыкальное воспитание детей в семье. Консультация для родителей.

Данная консультация содержит рекомендации для родителей о том, как учить детей слушать музыку в домашних условиях....

Музыкальное воспитание детей в семье.

Задачи музыкального воспитания детей в семье, воспитание интереса к музыке, памятка для родителей....

Сотрудничество с родителями как одна из возможностей музыкального воспитания детей в семье

В статье поднимаются вопросы сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с родителями; как в процессе их музыкального просвещения и приобщения к совместной музыкальной дея...

презентация для родителей "Музыкальное воспитание детей в семье"

презентация  для родителей о музыкальном воспитании детей в семье...

Музыкальное воспитание детей в семье

Советы родителям по вопросам музыкального воспитания детей в семье...