Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»
картотека
Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Когда появляется малыш на свет, то его появление начинается с первого вздоха затем следующего вздоха, и наконец, крика. Только мы не можем быть уверены в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeleyigry_dlya_razvitiya_rechevogo_dyhaniya.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры и упражнения для развития речевого дыхания»
Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Когда появляется малыш на свет, то его появление начинается с первого вздоха затем следующего вздоха, и наконец, крика. Только мы не можем быть уверены в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса.
Задача воспитателя, логопеда – помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физ минутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Игры и упражнения, которые способствуют развитию речевого дыхания:
«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
«Кораблик мой, плыви!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; в нашем случаи кораблики из моющих губок.
Ход игры: На невысокий стол поставьте наши кораблики. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив детям посоревноваться, чей кораблик быстрее. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
«Бульки»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
«Платочек, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: легкий платочек.
Ход игры: Положите платочек ребенку на лицо и предложите подуть на него, не давая упасть вниз. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на платочек снизу вверх.
«Ветерок»
Цель: развитие сильного, плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: узкие полоски бумаги, ленточки с цветочками, можно использовать новогоднее украшение - дождь.
«Покормим Жучку и Мурку»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: в воротики нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования — кто больше попадёт (накормит зверят). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.
У каждого логопеда, воспитателя должны быть игры для развития речевого дыхания и это очень важно. Эти игры способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания"
игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох, активизируют мышцы губ...для развития речевого дыхания....
Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции у детей 2-3 лет".
Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляции у детей 2-3 лет". В консультации даны рекомендации и практический материал для родителей детей м...
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»...
Консультация для родителей на тему: «Упражнения для развития речевого дыхания»
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»
Начинать работу по развитию и коррекции речи ребенка следует, прежде всего, с развития дыхания. В работе над звукопроизношением одно из основных направлений – выработка воз...
Консультация для родителей:" Игры и упражнения для развития речевого дыхания в домашних условиях"
Консультация для родителей: " Игры и упражнения для развития речевого дыхания в домашних условиях"...
Консультация для педагогов: «Игры и упражнения на развитие речевого дыхания».
Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. При этом следует различать физиологоическое (жизненное) дыхание и ...