Психологический тренинг "Права моего ребенка"
консультация (старшая группа)
Дошкольное детство – уникальный период, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находиться в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. Наша встреча сегодня будет посвящена правам детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_trening_prava_moego_rebenka.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг
для родителей детей дошкольного возраста:
«Права моего ребенка».
Добрый вечер, уважаемые родители!
Дошкольное детство – уникальный период, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находиться в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. Наша встреча сегодня будет посвящена правам детей.
С самого рождения и до 18 лет ребенок имеет права, которые зафиксированы в: Декларации прав ребенка (1959), Конвенции ООН о правах ребенка (1989), Семейном кодексе РФ (1996), законе «Об образовании», законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
П: А вы знаете, какие права есть у вашего ребенка? Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный сундучок».
Игра «Волшебный сундучок»
Цель: закрепить знания родителей о правах детей.
Инструкция: родители по очереди достают из сундучка предметы, символизирующие права человека и объясняют, к какому праву он относиться.
- свидетельство о рождении – право на имя;
- сердечко – право на заботу, любовь;
- домик – право на имущество;
- книга – право на образование;
- шприц – право на медицинскую помощь;
- игрушка – право на отдых
П: Давайте более подробно остановимся на правах детей.
Мини-лекция.
Ваш ребенок имеет право:
1. Право на жизнь, на имя.
2. Право на проживание в семье.
3. Право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия, свободное выражение своей мысли.
4. Право на медицинское обслуживание, охрану здоровья.
5. Право на образование и культурное развитие.
6. Право на труд и отдых.
7. Право на защиту чести и достоинства.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети?
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
П: Предлагаю следующую игру.
Игра «Диктат»
Цель: осознание родителями прав ребенка и принятие их (нельзя принимать решение
за ребенка).
Психолог выбирает для выполнения упражнения двух родителей: один из них будет изображать ребенка, а другой – взрослого (мать, отец).
Инструкция: участникам предлагаются разные ситуации, прослушав которые «родителям» необходимо завязать определенные части тела «ребенка» веревкой.
- Я (мама, папа) очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой),
- запрещаю прикасаться к различным предметам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки),
- запрещаю смотреть на вещи, которые, по вашему мнению, не нужно видеть ребенку (завязывает глаза),
- слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши),
- не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот (завязывает рот).
П: Посмотрите на ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно?
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие
ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций и поочередно развязывают веревки.
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза – избегать при ребенке ситуаций, которые могут нанести ему психологическую травму;
- Не завязывать уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка.
П: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы.
Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Не только в жизни, но и в художественной литературе описываются права сказочных персонажей, героев рассказов, а также примеры нарушения их прав.
Игра «Права детей в художественной литературе»
Инструкция: каждый из вас получит отрывок из сказки (приложение 1). Вам необходимо угадать сказку и сказать, какие права здесь описаны или нарушены.
- «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Гуси лебеди» - право на жизнь и свободу;
- «Три поросенка», «Заюшкина избушка»- право на неприкосновенность имущества;
- «Айболит» - на медицинскую помощь;
- «Буратино» - право на образование;
- «Золушка» - право на личную жизнь, свободу, отдых и развлечения;
- «Гадкий утенок» - сохранение индивидуальности;
- «Дюймовочка» - право на личную жизнь.
П: В заключение нашей встречи предлагаю вам послушать притчу.
Притча
“Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
– Пап – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами.
– Пап, ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот. – Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: “Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?” Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ладно, с
тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег".
Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот…
Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот..
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, –
ответил ребенок.
– Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами…”
П: Как вы думаете, в чем смысл рассказанной мной притчи? О чем она? Какое главное право ребенка было нарушено?
(Ответы родителей, обсуждение мнений)
Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя “заработать”, “купить” – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило.
Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС…
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным.
Старайтесь ценить каждый момент нахождения с вашим ребенком.
П: Чтобы закончить нашу встречу на позитивной ноте, предлагаю вам выполнить
упражнение «Цветок».
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы ласково называете своего ребенка?
Упражнение «Цветок».
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы.
Инструкция: В середине запишите имя своего ребенка, а на лепестках ласковые слова, с которыми вы обращаетесь к ребенку (приложение 2).
Рефлексия:
- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
- Какие ощущения вызвали у вас игры и упражнения тренинга?
- Какую пользу принесла вам эта встреча?
До свидания!
Приложение 1
Отрывки из сказок.
- «Волк и семеро козлят»
Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
- «Маша и медведь»
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
- «Гуси лебеди»
Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.
- «Три поросенка»
Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, на месил глины и теперь не спеша строил себе надёжный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.
- «Заюшкина избушка»
Просила, просила лиса да и выпросила — пустил её заяц и на печку.
Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать…
- «Айболит»
«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
- «Буратино»
Тогда девочка сказала ему строго: — Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
- «Золушка»
Спала падчерица на чердаке, под самой крышей, на жёсткой соломенной подстилке. А сёстры её жили в комнатах с паркетными полами, где стояли богато убранные кровати и большие зеркала, в которых можно было видеть себя с головы до ног.
- «Гадкий утенок»
Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных, больших птиц. Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел — все белые как снег, с длинными гибкими шеями...
Это были лебеди.
- «Дюймовочка»
Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил её за тонкую талию лапкой и унёс на дерево, а зелёный листок поплыл дальше, и с ним мотылёк — он ведь был привязан и не мог освободиться.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи моего ребенка
Презентация для родителей...
Консультация для родителей "Дневник развития речи моего ребенка"
Консультация для родителей "Дневник развития речи моего ребенка"...
Эссе на тему: «Моя роль в формировании высших психических функций у моего ребенка и у моих воспитанников»
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный советский психолог, Лев Семёнови...
Психологический тренинг для родителей "Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье"
Консультация для родителей...
Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.
Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....
Презентация "Возрастные особенности восприятия картины ребенком- дошкольником. Психологические стадии общения ребенка- дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия"
В презентации показаны возрастные особенности восприятия картины ребенком...
Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия
В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...