Психологический тренинг "Права моего ребенка"
консультация (старшая группа)

Дошкольное детство – уникальный период, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находиться в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. Наша встреча сегодня будет посвящена правам детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_trening_prava_moego_rebenka.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг

для родителей детей дошкольного возраста:

«Права моего ребенка».

Добрый вечер, уважаемые родители!

Дошкольное детство – уникальный период, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находиться в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. Наша встреча сегодня будет посвящена правам детей.

С самого рождения и до 18 лет ребенок имеет права, которые зафиксированы в: Декларации прав ребенка (1959),  Конвенции ООН о правах ребенка (1989),  Семейном кодексе РФ (1996),  законе «Об образовании», законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

П: А вы знаете, какие права есть у вашего ребенка? Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный сундучок».

 

Игра «Волшебный сундучок»

Цель: закрепить знания родителей о правах детей.

Инструкция: родители по очереди достают из сундучка предметы, символизирующие права человека и объясняют, к какому праву он относиться.

- свидетельство о рождении – право на имя;

- сердечко – право на заботу, любовь;

- домик – право на имущество;

- книга – право на образование;

- шприц – право на медицинскую помощь;

- игрушка – право на отдых

П: Давайте более подробно остановимся на правах детей.

Мини-лекция.

Ваш ребенок имеет право:

1. Право на жизнь, на имя.

2. Право на проживание в семье.

3. Право на неприкосновенность  личности, защиту от физического и психического насилия, свободное выражение своей мысли.

4. Право на медицинское обслуживание, охрану здоровья.

5. Право на образование и культурное развитие.

6. Право на труд и отдых.

7. Право на защиту чести и достоинства.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети?

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

П: Предлагаю следующую игру.

Игра «Диктат»

Цель: осознание родителями прав ребенка и принятие их  (нельзя принимать решение

за ребенка).

Психолог выбирает для выполнения упражнения двух  родителей: один из них будет изображать ребенка, а другой – взрослого (мать, отец).

Инструкция: участникам предлагаются разные ситуации, прослушав которые «родителям» необходимо завязать определенные части тела «ребенка» веревкой.

  1. Я (мама, папа) очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой),
  2.  запрещаю прикасаться к различным предметам  на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки),
  3. запрещаю смотреть на вещи, которые, по вашему мнению, не нужно видеть ребенку  (завязывает глаза),
  4. слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши),
  5. не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот  (завязывает рот).

П: Посмотрите на  ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно?

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие

ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций и поочередно развязывают веревки.

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза – избегать при ребенке ситуаций, которые могут нанести ему психологическую травму;

- Не завязывать  уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка.

П: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы.

Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Не только в жизни, но и в художественной литературе описываются права сказочных персонажей, героев рассказов, а также примеры нарушения их прав.

Игра «Права детей в художественной литературе»

Инструкция: каждый из вас получит отрывок из сказки (приложение 1).  Вам необходимо угадать сказку и сказать, какие права здесь описаны или нарушены.

- «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Гуси лебеди»  - право на жизнь и свободу;

- «Три поросенка», «Заюшкина избушка»- право на неприкосновенность имущества;

- «Айболит» - на медицинскую помощь;

- «Буратино» - право на образование;

- «Золушка» - право на личную жизнь, свободу, отдых и развлечения;

- «Гадкий утенок» - сохранение индивидуальности;

- «Дюймовочка» - право на личную жизнь.

П: В заключение нашей встречи предлагаю вам послушать притчу.

Притча

“Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

– Папа, можно у тебя кое-что спросить?

– Конечно, что случилось?

– Пап, а сколько ты получаешь?

– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?

– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

– Ну, вообще-то, 500. А что?

– Пап – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами.

– Пап, ты можешь занять мне 300?

– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот. – Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: “Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?” Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ладно, с

тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег".

Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

– Ты не спишь, сынок? – спросил он.

– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.

– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот…

Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот..

– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, –

ответил ребенок.

– Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами…”

П: Как вы думаете, в чем смысл рассказанной мной притчи? О чем она? Какое главное право ребенка было нарушено?

(Ответы родителей, обсуждение мнений)

Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя “заработать”, “купить” – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило.

Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС…

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным.

Старайтесь ценить каждый момент нахождения с вашим ребенком.

П: Чтобы закончить нашу встречу на позитивной ноте, предлагаю вам выполнить

упражнение «Цветок».

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы ласково называете своего ребенка?

Упражнение «Цветок».

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы.

Инструкция: В середине запишите имя своего ребенка, а на лепестках ласковые слова, с которыми вы обращаетесь к  ребенку (приложение 2).

Рефлексия:

- Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

- Какие ощущения вызвали у вас  игры и упражнения тренинга?

- Какую пользу принесла вам эта встреча?

До свидания!

Приложение 1

Отрывки из сказок.

  1. «Волк и семеро козлят»

Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

  1. «Маша и медведь»

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

  1. «Гуси лебеди»

Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

  1. «Три поросенка»

Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, на месил глины и теперь не спеша строил себе надёжный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

  1. «Заюшкина избушка»

Просила, просила лиса да и выпросила — пустил её заяц и на печку.

Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать…

  1. «Айболит»

«О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

  1. «Буратино»

Тогда девочка сказала ему строго:                                                                                                                      — Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

  1. «Золушка»

Спала падчерица на чердаке, под самой крышей, на жёсткой соломенной подстилке. А сёстры её жили в комнатах с паркетными полами, где стояли богато убранные кровати и большие зеркала, в которых можно было видеть себя с головы до ног.

  1. «Гадкий утенок»

Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных, больших птиц. Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел — все белые как снег, с длинными гибкими шеями...

Это были лебеди.

  1. «Дюймовочка»

Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил её за тонкую талию лапкой и унёс на дерево, а зелёный листок поплыл дальше, и с ним мотылёк — он ведь был привязан и не мог освободиться.

Приложение 2

Picture background        Picture background

Picture background   Picture background

Picture background       Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи моего ребенка

Презентация для родителей...

Консультация для родителей "Дневник развития речи моего ребенка"

Консультация для родителей "Дневник развития речи моего ребенка"...

Эссе на тему: «Моя роль в формировании высших психических функций у моего ребенка и у моих воспитанников»

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный советский психолог, Лев Семёнови...

Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.

Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....

Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия

В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...