Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка-дошкольника»
консультация
«Режим дня» — это, казалось бы, простые и всем понятные слова. Но, к сожалению, не все понимают правильно, что же такое на самом деле режим дня. Когда заходит разговор про режим дня, многие думают: «Я это знаю! Это про то, что надо вовремя вставать, вовремя обедать и вовремя ложиться». Да, это примерно так, но кто знает, что значит вовремя, и что будет, если делать не вовремя?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rezhim_dnya_v_hizni_rebenka-doshkolnika_.docx | 67.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Режим дня в жизни ребенка-дошкольника»
Подготовила: Зорькина Н.А., воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Снежинка»
1. Педагогическое значение и физиологические основы режима дня.
«Режим дня» — это, казалось бы, простые и всем понятные слова. Но, к сожалению, не все понимают правильно, что же такое на самом деле режим дня. Когда заходит разговор про режим дня, многие думают: «Я это знаю! Это про то, что надо вовремя вставать, вовремя обедать и вовремя ложиться». Да, это примерно так, но кто знает, что значит вовремя, и что будет, если делать не вовремя?
Вся деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям, как и все живое в природе. Ритмично сокращаются сердце и дыхательная мускулатура, определенному ритму подчинена деятельность органов пищеварения и т.д. Основной признак ритмических процессов – их повторяемость. Биоритм – это равномерное чередование во времени функциональных состояний организма, физиологической деятельности его органов и клеток. Все биоритмы в организме человека тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Все функции организма связаны с расходованием энергии. И ежедневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее восполняет.
Организм человека называют системой, насквозь пронизанной ритмами. Дирижер этой системы — суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на самочувствие и настроение.
Режим дня — это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли мы завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.
Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко считал, что режим – это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.
Таким образом, одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.
Рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест среди условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития дошкольника.
Ребенок, у которого устоявшийся режим дня с самого рождения более спокоен, легче засыпает и просыпается, бодр и весел в течение дня. Каждый режимный момент с течением времени превращается в ритуал. Как известно дети, особенно младшего дошкольного возраста и новорожденные, тяжело переносят изменения в своем жизненном укладе. Именно поэтому для них так важен режим дня. Дети уже знают, что за одним режимным моментом последует другой, у них формируется нужный настрой, в связи с чем, они спокойны и уравновешены, в отличие от детей, у которых нет режима дня, и они живут по принципу своих сиюминутных потребностей.
Рассмотрим подробнее значение каждого режимного процесса в воспитании детей дошкольного возраста.
1. Утренняя гимнастика. Основная цель утренней гимнастики – это «разбудить» организм ребенка, дать ему заряд бодрости, настроить на рабочий лад. Гимнастика положительно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность систем организма и работу внутренних органов. При ежедневном проведении гимнастики у детей формируется привычка и потребность в физических упражнениях по утрам. То есть утренняя гимнастика имеет большое значение для физического воспитания детей.
2. Сон. Во время сна ребенок имеет возможность восстановить не только свои физические силы, но и дать отдохнуть нервной системе, успокоиться. Дневной сон обеспечивает ребенку активность во второй половине дня. С возрастом потребность в дневном сне у детей проходит, они способны обойтись без него. Однако необходимо правильно организовать ночной сон, а именно отход на сон, его продолжительность, спальное место ребенка, пробуждение. При недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности, работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные, неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников, взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п.
3. Закаливание. Одним из важных режимных элементов является закаливание. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма внешним воздействиям. Закаливание ребенка необходимо начинать с рождения, используя мягкие методы (воздушные ванные, обливание во время купания ножек прохладной водичкой и т.д.). Закаливание можно проводить как самостоятельный режимный момент (обливание водой, специально организованные воздушные ванны и т.д.), а можно в рамках иного режимного момента (например, во время дневного сна дети спят при открытых окнах, без сквозняков).
4. Прием пищи. Обязательным элементом режима дня является питание ребенка, которое состоит из нескольких приемов пищи через установленные промежутки времени и в установленном количестве. Строгое соблюдение приема пищи способствует ее усвояемости и формированию здорового аппетита у ребенка. Дети должны принимать пищу в точно установленное время. Пониженный аппетит – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Это происходит в результате кормления ребенка помимо его желания или под влиянием каких-либо раздражителей (ожог рта, слишком горячая пища, резкие замечания взрослых во время кормления и т.д.). Чаще подобное наблюдается у детей с ослабленной нервной системой в период адаптации в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо во время приема пищи создавать спокойную доброжелательную обстановку, поддерживать у детей хорошее настроение, не ругать ребенка, если он медленно ест, не делать ему часто замечания.
Приём пищи — прекрасный повод для воспитания культурно-гигиенических навыков. Дети младшей группы учатся садиться за стол с чистыми руками, сидеть ровно, не вертеться, принимать пищу не торопясь, не крошить хлеб, доедать всю порцию. Их также учат пользоваться салфеткой, а во втором полугодии — вилкой. Ножом воспитанники детских садов учатся владеть в старшей группе.
Важным элементом воспитания культуры приёма пищи является дежурство по столовой. Его вводят во второй младшей группе в виде поручений (расставить чашки, тарелочки для хлеба) и полностью доверяют сервировку столов детям старших групп (дети расставляют всю посуду, салфетницы, а после убирают со стола). Организовывать дежурства нужно так, чтобы дежурные не опаздывали ко сну и не уходили слишком рано с прогулки. Этого можно достичь, ставя в пары тех, кто умеет быстро накрывать на стол, и более медлительных детей.
5. Прогулка. Способствует укреплению здоровья ребенка, так как прогулка на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, повышает аппетит, а также способствует закаливанию организма ребенка. Кроме того, на прогулке ребенок может максимально удовлетворить свои потребности в движении, общении со сверстниками во время совместных игр, исследовательской деятельности и т.д.
Прогулка в режиме дня дошкольного учреждения необычайно важна, а её польза для детей неоспорима также по таким причинам:
- Пребывание на свежем воздухе насыщает организм кислородом, укрепляет и закаливает благодаря естественным факторам (перепад температур по сравнению с помещением, ветер и т. д.).
- Дети имеют возможность свободно двигаться на просторном участке, бегать, выполнять физические упражнения, которые в группе не всегда уместны (игры с мячом, катание на велосипедах, самокатах).
- Любящим пошуметь ребятам не нужно сдерживать себя, ведь на прогулке разрешено и покричать, и поиграть в шумные игры, что не приветствуется в помещении. На прогулке шалуны, которым приходилось сдерживать себя, получают эмоциональную разгрузку.
- Помимо физического развития, прогулки приносят пользу и в познавательном плане. Ведь во время них дети имеют возможность наблюдать за явлениями природы, животными, растениями, трудом взрослых, транспортом, домами, прохожими, а также заниматься исследовательской деятельностью.
6. Занятия (непосредственно образовательная деятельность). НОД является одной из основных форм образовательной деятельности детей, которая способствует всестороннему развитию детей, удовлетворяет их потребности в новых знаниях, развивает познавательные способности. Правильно организованный процесс обучения способствует нормальному психическому и физическому развитию ребенка. Так же от НОД и того как она организована во многом зависит общий уровень развития детей.
7. Игра. Игра ребенка, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.
2. Особенности режима в разных возрастных группах.
В условиях семьи и детского учреждения при составлении режима дня должны учитываться следующие моменты:
1. Возраст ребенка.
2. Здоровье и уровень физического и психического развития.
3. Сезонные изменения.
4. Биоритмы.
Перевод на новый режим осуществляется в соответствии с возрастом ребенка. Это является сложным моментом в организации режима дня детей раннего возраста, как в условиях семьи, так и в условиях детского учреждения. Особенно труден переход с режима с двукратным сном на режим с однократным дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Перевод на новый режим должен осуществляться постепенно.
Сначала сокращается длительность сна и увеличивается длительность бодрствования внутри старого режима, а затем сокращается количество дневных снов, но увеличивается их длительность. Перевод детей на один дневной сон осуществляется после 1 года 6 месяцев.
Организуя перевод на другой режим дня необходимо учитывать не только возраст, но и состояние ребенка, индивидуальные особенности.
Так, для ослабленных детей в связи с их состоянием здоровья, возможно, лучше не переводить их на новый режим, а оставить на режиме дня для детей более младшего возраста.
Перевод на новый режим производится также в связи с сезонными изменениями (переход на зимний период, или, наоборот, на летний), когда, например, изменяется время и длительность прогулок на свежем воздухе, время и виды занятий и т.д.
Так, в летнее время увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Занятия с детьми, игры детей, возможно дневной сон и приемы пищи, переносятся на участок. Количество занятий сокращается до 1 в день, примерная их длительность во второй младшей и средней группе – 15–20 мин; в старшей группе – 25 мин, в подготовительной – до 35 мин. Дети дома укладываются на ночной сон позже на 30-60 мин.
Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. От года к году изменяется лишь содержание и объем некоторых нагрузок, продолжительность сна и бодрствования.
Режим дня в дошкольном учреждении в каждой возрастной группе состоит из первой половины дня, в которую входят:
- прием детей,
- утренняя гимнастика,
- питание,
- образовательная деятельность,
- дневная прогулка,
- дневной сон;
и второй половины дня, которая включает:
- подъем детей,
- воздушные ванны,
- питание,
- самостоятельные игры, организованный досуг,
- вечерняя прогулка,
- уход домой.
При составлении режима дня для дошкольников воспитатель должен руководствоваться требованиями СанПиН:
« Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3 - 4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3 - 4 часов.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.»
Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако, и в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает как учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, так и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.
В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитатель постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, меняется характер организации режимных процессов, а следовательно, и подход к ребенку со стороны взрослого – к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирующие самостоятельность.
К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся более прочными, что позволяет освободить больше времени для игры, развития движений, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вся эта возрастная динамика развития ребенка положена в основу режимов дня для разных возрастных групп (Таблица 1, 2).
Таблица ;Примерный режим дня
в дошкольных группах в холодное время года (по программе «Истоки»)»
Режимные моменты | 3–4 года | 4–5 лет | 5–6 лет | 6–7 лет |
Утренний приём детей, свободная деятельность в группе | ; | ; | ; | ; |
Утренняя гимнастика | ; | ; | ; | ; |
Подготовка к завтраку, завтрак | ; | ; | ; | ; |
Игры, подготовка к НОД | ; | ; | ; | ; |
Непосредственно образовательная деятельность (включая перерывы) | ; | ; | ; | ; |
Подготовка к прогулке, прогулка | ; | ; | ; | ; |
Возвращение с прогулки | ; | ; | ; | ; |
Подготовка к обеду, обед | ; | ; | ; | ; |
Подготовка ко сну, дневной сон | ; | ; | ; | ; |
Подъем детей, закаливающие процедуры | ; | ; | ; | ; |
Подготовка к полднику, полдник | ; | ; | ; | ; |
Свободная деятельность в группе | ; | ; | ; | ; |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | ; | ; | ; | ; |
Таблица 2. «Примерный режим дня
в дошкольных группах в холодное время года (по программе «От рождения до школы»)»
3. Методика проведения режимных процессов в разных возрастных группах.
Ведущими педагогами (Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, М.Ю. Кистяковской и др.) были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов.
1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда малыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.
2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается зачерпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1год и 6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п.
Активно участвуя в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малыша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку».
3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка.
Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.).
4. Организация режима в детском учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т.д.
5. Перед каждым режимным процессом воспитатель дает установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем, чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности.
6. В группах раннего и младшего дошкольного возраста наиболее уместны такие методы:
- показ;
- объяснение;
- непосредственное руководство действиями (воспитатель закатывает рукава малышам; намыливает им руки; держа в своих руках ладони ребёнка, совершает ими круговые движения, вырабатывая двигательный навык);
- использование художественного слова, фольклора;
- игровые приёмы (к детям приходит кукла или другой герой, которому они показывают, как правильно умываться, одеваться на прогулку, складывать одежду).
Старшим школьникам уже не нужно показывать все этапы умывания, одевания, для них достаточно вопроса, напоминания, поощрения, похвалы. Для закрепления знаний о пользе гигиенических процедур детям старших групп можно показать фрагмент мультфильма «Мойдодыр» или же использовать слайды, мультимедийную презентацию о средствах гигиены, предметах одежды в зависимости от технического оснащения группы.
Старшие дошкольники должны не только уметь самостоятельно раздеваться ко сну и одеваться на прогулку, есть ложкой, вилкой, пользоваться ножом. Они также самостоятельно приводят в порядок свою одежду, завязывают шнурки, застёгивают пуговицы, следят за своим внешним видом и устраняют беспорядок: причёсываются, поправляют воротник, заправляют рубашку, футболку в колготы или брюки. В младшей и средней группах большинство процедур по уходу за внешним видом воспитанников осуществляют педагог и его помощник, постепенно приучая к этим действиям детей.
Приём поощрения, похвалы актуален во всех возрастных группах, а вот сравнение с другими детьми нежелательно. Сравнивать допустимо только достижения самого ребёнка, прошлые и настоящие, подчёркивая прогресс: «Вчера у тебя не получилось, а сегодня ты сам закатал рукава, чисто вымыл руки, аккуратно вывернул и сложил одежду, молодец!».
7. Необходимо выработать в группе приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.
8. При проведении всех режимных моментов воспитателю следует обратить внимание на то, что:
- все навыки формируются постепенно;
- лучший пример для подражания – взрослый;
- у ребенка есть свои вкусы и привычки;
- в игре обучение проходит легче.
Следует избегать:
- необоснованного поторапливания и одергивания детей;
- публичного осуждения ребенка за неумение;
- излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;
- затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.
Список литературы:
1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ инновационная программа дошкольного образования//
2. «Воспитание детей раннего возраста» – под ред. Г.М. Ляминой
3. «Режим дня в детском саду» - Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова
4. «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет», «Просвещение» 2003г. - авторы: Г.Г. Григорьева и др.
5. «Организация режимных процессов в ДОУ» - В.А.Зебзеева.
6. Режим дня, его значение в воспитании детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Режим дня в жизни ребенка"
В данной консультации указано значение режима дня для ребенка, приведены рекомендации по его соблюдению в домашней обстановке....
Консультация для родителей "Режим дня в жизни ребенка"
Консультация для родителей "Режим дня в жизни ребенка"...
Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Воспитатель: Колчева Н. В. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей«Режим дня в жизни ребенка» Воспитатель:Колчева Н. В.МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей «Режим-основа жизни и здоровья малыша»
цель: Показать родителям значимость соблюдения режима дня для развития здорового ребенка Правильно организованный режим дня имеет большое значение для детей, укреплению их здоровья. Соблюдение его сп...
консультация для родителей "РЕЖИМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА"
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то ...
Консультация для родителей " РЕЖИМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА."
Данная консультация поможет педагогам проконсультировать родителей по данной теме....
Консультация для родителей "Режим дня в жизни ребенка"
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать...