Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы.
материал (подготовительная группа)
Игра 1. Первоклассник
Дидактическая задача. Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.
Игровое действие. Соревнование — кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.
Ход игры. На столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной к школе группы скоро пойдут в школу и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру: выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что не только быстро надо все складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнял эти правила в игре.
***
Игра 2. Подбери слово
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущих играх.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?» — «Носки, чулки, варежки, шарф» «Завязывать?» — «Шнурки, веревочку, шарф, завязки» «Надвигать?» — «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку». «Надеть?»— «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки». Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.
***
Игра 3. Для чего нужен предмет?
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закреплять знание детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; воспитывать бережное отношение к ним.
Игровые правила. Рассказы детей о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета. Он получает фишку.
Игровые действия. Поиск предметов, соревнование.
Ход игры. Воспитатель начинает игру с краткой вступительной беседы о предметах, как человек ими пользуется, как они помогают людям в жизни, в труде, как надо бережно к ним относиться. — Сейчас мы поиграем в такую игру, где вам надо будет найти в нашей комнате различные предметы и рассказать, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по-разному. (Предметы, инструменты, орудия труда — игрушки — раскладываются в разных местах комнаты так, чтобы их хорошо было видно.) Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову воспитателя ребенок называет предмет, рассказывает, как им пользуются, припоминает, что еще можно с его помощью делать. Все дети слушают и дополняют в случае необходимости ответ. Например, ребенок взял ведерко. Он может рассказать так: «Это ведро. Оно нужно для того, чтобы в нем носить воду, поливать огород, в ведре можно переносить и песок, а доярки в ведре носят молоко». Или: «Это шланг. Из него поливают цветы, огород, дорожки. Через шланг можно перепрыгнуть, как через веревочку». Или: «Это веревка. Она нужна, чтобы ею привязывать, связывать что-то, на ней можно повесить качели, белье. Через веревочку можно скакать, сделать круг и делать всем вместе упражнения». Безусловно, не все эти возможности использования предметов дети сразу вспоминают. Но данная игра приучает их припоминать, извлекать из своего прошлого опыта необходимые знания, активно мыслить.
***
Игра 4. Кто потрудился?
Дидактическая задача. Расширять, уточнять знание детей о труде людей, воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к ним.
Игровое правило. Группировать предметы по месту их производства: фабрика (завод) и колхоз (совхоз).
Игровое действие. Соревнование двух команд: «колхозники», «рабочие».
Ход игры. Для игры необходимо подобрать такие предметы, чтобы можно узнать, кто их сделал или вырастил: колоски, овощи, фрукты, коробочка хлопка, семена огородных растений, мед (в баночке), игрушки, одежда кукол, обувь, посуда, мебель. Все эти предметы лежат на столе.
Воспитатель поднимает предмет и спрашивает:
— Что это? Кто его сделал?
Дети хором отвечают:
— Рабочие! Предмет кладут в одну сторону на столе.
—- А это что? Кто его вырастил?
— Колхозники! Предмет кладут на другую сторону стола.
Но вот воспитатель поднимает бублик.
— А это что?
— Бублик.
— Кто его испек?
— Рабочие пекарни.
— А из чего? (Кто вырастил пшеницу? Кто молол муку?)
Так воспитатель подводит детей к самостоятельному умозаключению, что труд колхозников и рабочих тесно связан между собой, что труд одних людей зависит от труда других.
— Как же нам поступить? Куда положим бублики?
— И туда, и сюда! — предлагают дети.
— Правильно, дети.
Кладет бублики на стол. Когда предметы на столе разложены на две группы, воспитатель заключает эту часть игры словами:
— Все, что нас окружает, все предметы сделаны руками человека-труженика. Видите, как много мы сегодня рассмотрели и назвали предметов. Но их ведь значительно больше. Вот сейчас и поиграем так. У нас будет две команды: «колхозники» и «рабочие». Сейчас команды по сигналу «Начали!» будут собирать предметы в нашей комнате, так чтобы в одном конце комнаты было собрано все, что сделано рабочими, а в другом конце все, что выращено колхозниками. После сигнала «Стоп!» проверяется правильность отбора предметов по месту их производства. Выигрывает та команда, у которой не было ошибок. Ее приветствуют аплодисментами.
***
Игра 5. От зернышка до булочки
Дидактическая задача. Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн.
Игровые правила. Отбирать маленькие карточки и закрывать ими клеточки можно только после сигнала водящего.
Игровые действия. Разделение играющих на три бригады: «зернышко», «колосок» и «булочка». Соревнование — кто быстрее отберет нужные карточки с изображением машин, помогающих хлеборобам в их работе, и закроет ими пустые клетки на своем поле.
Ход игры. До начала игры дети рассматривают хлеб на поле. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегозадержатель, валкоподборщик, борона.
— Сейчас мы поиграем так, чтобы вы вспомнили, как называются машины, когда, какие машины работают. Посмотрите на эти картины!
Воспитатель показывает три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Дети объясняют, почему они считают, что на картине такие времена года.
— У нас будет три бригады: «зернышко», «колосок» и «булочка» (в каждой бригаде по 2 — 3 человека). Картина, на которой изображено поле весной, выдается бригаде «зернышко», поле летом — бригаде «колосок», поле осенью — бригаде «булочка». На столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Вам нужно отобрать те, которые нужны в это время года. Начинайте! — объясняет правила воспитатель. — Выигрывает та бригада, которая правильно отберет, назовет машины и закроет ими пустые клетки. После обмена картинами можно ввести элемент соревнования — кто скорее отберет нужные картинки. Для того чтобы усложнить задание, при перемешивании картинок можно подложить такие, на которых изображены машины, используемые в данном виде труда, например каток, бульдозер, подъемный кран. Выигравшая бригада получает фишку. В -конце игры подсчитывают фишки и объявляют победителей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы
Вразвитии ребёнка дидактические игры играют большую роль.Я предлагаю картотеку наиболее полюбившихся игр....
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы...
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы...
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы по образовательным областям ФГОС
Речевое развитиеПознавательное развитиеСоциально-коммуникативное развитиеХудожественно-эстетическое развитие Физическое развитие...
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы по ОО ФГОС
Методическая разработка...
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы детского сада
Для формирования связной речи дошкольников очень важно использовать дидактические игры...
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы
Речевое развитие: развитие слухового внимания; развитие произвольного внимания;стимулирование внимания, развитие скорости реакции....