Как проверить слух ребенку
статья
Предварительный просмотр:
КАК СДЕЛАТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛУХА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Необходимо взять четыре одинаковые пластмассовые баночки из-под киндер-сюрприза или старой фотопленки.
Баночки нужно заполнить так:
Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.
Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.
Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.
Баночка №4. Остается пустой.
Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:
— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,
— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,
— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.
Если использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенка в течение первого года жизни, то необходимо менять наполнители через три месяца.
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ СЛУХА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ДОМА
Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.
Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого ему взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – «ассистента» нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи звуков.
Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.
Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).
Наблюдайте за малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?
Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.
Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.
Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.
Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:
— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.
— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).
КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ «ГОРОХОВОЙ ПРОБЫ»:
— До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!
— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.
— При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.
— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.
РЕАКЦИИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ЗВУК, КОТОРЫЙ ОН СЛЫШИТ
Ниже дан список наиболее информативных безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):
— мигание век,
— вздрагивание всего тела,
— замирание (застывание) ребенка,
— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,
— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),
— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,
— сосательные движения,
— изменение ритма дыхания,
— широкое открывание глаз.
Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.
Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.
ЧАСТЬ 2. КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА С ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ (В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ)
Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки так же как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.
Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.
Дома можно проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ СЛУХА У РЕБЕНКА 1- 2 ЛЕТ
Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки, носик» и т.д.
Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).
Если малыш не смог выполнить просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).
КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СЛУХА ЭТИМ МЕТОДОМ:
Нормально слышащий малыш выполнит просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров. Если же он не слышит шепота, а выполняет просьбы, только когда ему говорят голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.
Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.
КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 1-2 ГОДА: ВТОРОЙ СПОСОБ
Для проверки слуха ребенка понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.
Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее). Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки.
Малыш, сидя на ручках, играет на столе с игрушками. Помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.
После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.
Список звуковых сигналов для проверки слуха:
— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),
— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),
— барабан (низкочастотное звучание),
— шепотная речь и голос разговорной громкости (ав-ав, пи-пи, кшшшш, имя ребенка),
— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).
Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:
— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.
— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.
— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.
— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.
ИГРАЕМ И ПРОВЕРЯЕМ СЛУХ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:
— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.
— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.
— Барабан (негромкий стук). Под стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.
— После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.
— Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.
Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛУХА ВТОРЫМ СПОСОБОМ.
При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.
Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверьте слух вашего ребенка...
Консультация для родителей....
Советы логопеда: проверьте слух вашего ребенка - это очень важно
Слабый слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости.Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недо...
"Где и как проверить слух ребенка?"
Данная консультация предложена для родителей детей, которые имеют подозрение на нарушение слуха или же на собственно нарушение слуха. В консультации представлены методы ранней диагностики. Реком...
Зачем проверять слух ребёнку?
Проверка слуха ребёнка очень важна. Если у него наблюдается даже небольшое снижение слуха, то это может негативно сказаться на развитии речи ребёнка....
Проверьте слух вашего ребенка
Слабый слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости.Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недо...
Проверьте слух вашего ребенка
Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех деталях, чтобы понимать речь. Если разговор ведется на достаточно знакомом языке, то невоспринятые слухом элементы слов до...
Проверьте слух ребенка!
Даже незначительное снижение слуха может оказывать влияние на развитие активной речи и ее понимание....