Семинар-практикум «Адаптация дошкольников к условиям ДОО»
методическая разработка

Гареева Светлана Вячеславовна

Аннотация

Актуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Практическая значимость. Важная составляющая деятельности в период адаптации – это взаимодействие с родителями.

Инновационная направленность заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО

Степень распространения представленных материалов. Данные формы работы используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Адаптация дошкольников к условиям ДОО»

Задачи:

  • определить способы оказания помощи детям в адаптационный период;
  • сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
  • укрепить сотрудничество педагогов и родителей.

Оборудование: информационные папки с приложениями; ватман; анкеты и опросники; листы белой бумаги; карандаши; маркерная доска; фломастеры; «Дерево успеха»; яблоки, вырезанные из цветной бумаги (трех разных цветов).

Ход семинара-практикума

Вступительная часть — теоретическая

Начинается семинар-практикум с теоретической части, в ходе которой выступают специалисты детского сада:

  • заведующий ДОУ знакомит участников с организационными моментами проведения мероприятия;
  • медицинский работник рассказывает о культурно-гигиенических навыках, необходимости их формирования у детей, о причинах, по которым ребенка могут не принять воспитатели в группу и др.;
  • воспитатели рассказывают о режиме и распорядке дня в группе, предстоящих занятиях, методах и приемах работы с детьми, годовых задачах ДОУ;
  • педагог-психолог рассказывает об особенностях адаптации дошкольников к условиям ДОУ.

Далее семинар-практикум продолжает педагог-психолог, который выступает одновременно в роли ведущего и эксперта.

Основная часть — интерактивная

После теоретической части ведущий предлагает участникам поиграть. Для этого они произвольно рассаживаются за столы. На столах заранее разложены перевернутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный стол, будут играть — администрации ДОУ, воспитателей, родителей, детей. Таким образом, они образуют 4 команды.

Каждой команде помогает один из воспитателей ДОУ. Руководит ходом игры ведущий.

1-й этап — психологическая разминка

Каждая команда получает задание:

  • изобразить летающего человечка (фантазера, который живет на крыше);
  • «нарисовать» в воздухе подарок для команд соперников, которые должны угадать его;
  • изобразить жестами и мимикой, как воспитатель выражает недовольство поведением ребенка.

2-й этап — «Знаете ли вы своего ребенка?»

Эксперт раздает родителям опросник. Они отвечают на вопросы:

  • какое занятие у вашего ребенка самое любимое?
  • кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?
  • что больше всего любит кушать ваш ребенок?
  • какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое?
  • какая любимая сказка или мультфильм?
  • как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка? Напишите их имена.

Затем ведущий рассказывает о важных факторах адаптации детей к ДОУ. Один из них — темперамент ребенка. После небольшого сообщения на эту тему он предлагает родителям определить тип темперамента своего ребенка с помощью анкеты исследования «Тип темперамента».

Родители заполняют анкету, затем подсчитывают количество отметок в каждом столбике. Ведущий им помогает. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов, — основной:

  • А — холерик;
  • Б — сангвиник;
  • В — флегматик;
  • Г — меланхолик.

Далее ведущий переходит к следующему фактору, который влияет на адаптацию вновь поступивших детей, — психологической компетентности педагогов. Рассказывает родителям о том, что данному вопросу в ДОУ уделяется особое внимание. С целью повышения психологической грамотности с педагогами проводятся специальные занятия. Результаты тестирования в конце учебного года показали положительную динамику развития педагогического коллектива в этом направлении.

3-й этап — дискуссия на тему «Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОУ?»

Каждая группа участников выдвигает факторы, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям ДОО. Затем вместе с ведущим обсуждают результаты и складывают на доске оптимальную схему с помощью карточек разного цвета.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/22/s_5b04385ec5237/906138_1.jpeg

4-й этап — «Успешная адаптация ребенка — обязанность или задача взрослых?»

Ведущий просит участников каждой команды продолжить фразу: «Чтобы адаптация проходила более успешно, надо…» Участники отвечают от имени того, кого они представляют. На выполнение задания дается 5 мин. Помощники команд (воспитатели) собирают ответы и передают их ведущему.

Затем участники отвечают на вопрос: «Какие могут возникнуть трудности при адаптации?» После чего приглашается один из участников от каждой команды, который озвучивает, что было самым важным в ответе на оба вопроса.

5-й этап — «Главные воспитатели в жизни ребенка — родители»

Ведущий предлагает участникам придумать 3 способа (стратегический, тактический, фантастический) помощи дошкольникам в адаптации от лица родителей. Затем они вместе обсуждают результаты работы.

6-й этап — «Анкетирование»

Воспитатели раздают родителям опросники «Знаю ли я своего ребенка?» с ответами детей. Дошкольники отвечали на аналогичные вопросы накануне мероприятия. Ведущий предлагает участникам сравнить свои ответы с ответами детей. Часто ответы не совпадают. В этом случае ведущий тактично напоминает родителям о том, что нужно больше общаться с ребенком дома, уделять ему внимание, расспрашивать, как прошел день в детском саду.

7-й этап — «Ведущая деятельность дошкольников — игра»

Далее ведущий рассказывает о том, какое влияние на успешную адаптацию и социализацию дошкольников оказывают игры. Какие игры и игровые упражнения на развитие социального компонента, коммуникативных навыков следует проводить с детьми, которые только что поступили в детский сад. Приводит примеры: игры «А меня зовут…», «Комплименты по кругу», «Назови ласково соседа справа…», упражнение «Улыбка по кругу». Участники семинара-практикума проводят 1–2 игры.

После этого ведущий озвучивает результаты анкетирования на тему «Во что играют дети дома?», обсуждает с родителями выявленные проблемы, дает рекомендации по их решению.

Заключительная часть

Ведущий проводит рефлексию семинара-практикума: каждый участник записывает свой вариант окончания предложения: «Работая с группой, я понял (-а)…» Ответы передают ведущему.

Затем педагоги выходят из комнаты, а родители прикрепляют на «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки:

  • красное: «Семинар понравился, я думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию»;
  • желтое: «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне»;
  • зеленое: «Жалею, что принял (-а) участие в семинаре».

Сюрпризный момент. Педагоги возвращаются в комнату и поощряют родителей за участие в семинаре-практикуме, раздают магниты с символикой семьи, медальки или другие подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ...

Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Семинар- практикум для родителей: " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...

Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС »

Доклад к семинару — практикуму «Речевое развитие дошкольников с элементами ИКТ в условиях реализации ФГОС » СЛОВЕСНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ – ЭФФ...

Семинар-практикум Тема: «Адаптация к детскому саду»

Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.Обо...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Данный семинар-практикум проводился в рамках работы Муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОО по направлению "Социально-коммуникативное развитие воспитаннико...

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

Тема: «Проблема адаптации ребенка в детском саду» Цель: способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно с...