Консультация для родителей «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРУШКИ»
консультация

Ефимова Татьяна Анатольевна

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zanimatelnye_igrushki.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРУШКИ»

Подготовила воспитатель

Ефимова Т.А.

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

          В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон.                                        

Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы  подбор игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем.

           Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

         Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.

         В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.        

Интересны такие игры, как парные картинки и «квартеты». Парные картинки могут быть разными. Самые маленькие дети, от двух лет, подбирают среди имеющихся карточек две совершенно одинаковые. Вначале это могут быть резко отличающиеся друг от друга парные изображения таких предметов, как, например, гриб, мяч, кукла, яблоко, кошка и т.д. Гораздо труднее подобрать пару, когда предметы отличаются друг от друга только одним признаком ― цветом, незначительным изменением формы, ракурсом и т.д. С четырех-пяти лет дети могут подобрать пары картинок, когда изображенные на них девочки в одинаковых платьях, одинакового роста по-разному приподняли руку.

Игры типа «квартет» относятся к классификационным. Каждые четыре карточки ее связаны с одной темой. Таких тем может быть сколько угодно. Например, тема «Транспорт»: в игре четыре карточки относятся к водному транспорту, четыре к воздушному, шоссейному, железнодорожному и т. д. Точно так же решается тема «Инструменты» (духовые, струнные, ударные) или «Цветы» (полевые, луговые, лесные, садовые) и т.д. Цель игры ― обмениваясь карточками, подобрать четыре одной категории, т.е. «квартет».

Занимательны игры-загадки «Кому что нужно», «Чего не хватает», в которых дети должны подобрать карточки, отгадав, что прыгающей девочке не хватает прыгалок, шьющей портнихе ― швейной машины, художнику ― кисти и т.д.

Среди настольных игр вызывают интерес детей разрезные картинки. Для малышей лет четырех картинка, наклеенная на кубики или плашки, делится на две ― четыре части и изображает один предмет. Пятилетние дети справляются и с разрезанной на шесть частей картинкой, а шестилетние и более старшие могут подобрать части картинки сюжетного характера, разделенные на 12 и 20 частей.

Все эти игры полезны тем, что ребенок находит общее и различное, определяет часть от целого, объединяет части в целое, знакомится с новыми понятиями: «транспорт», «мебель», «музыкальные инструменты» и т.д. В играх у детей развивается внимание, быстрота реакции, сообразительность, приобретаются новые знания. Кроме того, обычно такие игры требуют участия нескольких человек, ребята привыкают к совместным играм, привыкают соблюдать определенные правила, подчиняться воле коллектива.

Для детей шести-семи лет имеется много игр тактического характера, где все зависит только от сообразительности ребенка, его умения предвидеть ход противника, предупредить возможность проигрыша, продумать собственные действия, чтобы нанести противнику наибольший урон. Это различные игры шахматно-шашечного типа, с определенными правилами движения фигур.

Такие игры постепенно подводят детей к игре в шахматы, которой они начинают увлекаться обычно только в школьном возрасте, хотя и среди старших дошкольников немало «шахматистов».

К умным игрушкам следует также отнести и различные головоломки. Для трехлетних малышей имеются головоломки в виде куба, в гранях которого четыре отверстия с винтовой нарезкой и одно без нарезки. Одна грань по имеет отверстий ― на ней стоит куб. Ребенок должен найти отверстие сначала для гладкого стержня, а затем для винтов. Если стержень вставлен неправильно, одному из винтов не найдется места и ребенку придется слова «ломать голову», пока он не догадается, где допустил ошибку. Для детей пяти - десяти лет выпускаются головоломки ― маленькие автомобильчики, разбирающиеся на части. Их надо собрать в строго определенном порядке и «запереть» особым ключом в виде фигурки водителя. Для шести лет идет них детей имеются различные игры-лабиринты, по которым нужно провести шарик к центру и вывести его обратно. Большая часть головоломок предназначается для детей школьного возраста.

Случается, что родители приобретают настольные игры, не считаясь с тем, что обозначенный в инструкции возраст значительно выше возраста их ребенка. Покупают игру, так сказать, «на вырост». В результате ребенок начинает относиться к играм как к чему-то трудному и неинтересному.

Не следует приобретать кубики с разрезными картинками детям до трех лет, а также давать младшим дошкольникам разрезные картинки, состоящие из большого количества частей, так как они не могут сложить из них картинку и превращают кубики, плашки в строительный материал. Потом трудно будет изменить отношение ребенка к этой нужной игре.

Педагогическая задача настольных игр дидактического характера―проверить, уточнить, расширить знания детей, развить у них намять, внимание, сообразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Занимательная прогулка"

Взрослым важно воспитать интерес к математике и к процессу обучения в целом. Математика должна войти в жизнь ребёнка не как однообразная теория, состоящая из одних лишь примеров и задач, а как о...

Консультация для родителей "Занимательные опыты и эксперименты"

Содержание консультациии позволит родителям интересно занять ребека дома и поможет в развитии исследовательских качеств детей....

Консультация для родителей « Занимательная математика»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом, подбирая занимательный материал, воспитатели должны учитывать возрастные осо...

Консультация для родителей "Занимательная аппликация"

Различные виды аппликации для работы с детьми дошкольного возраста...

Консультация для родителей " Занимательная математика дома"

Предлагаются игры математического содержания , которые можно использовать дома без специальной подготовки и дидактического материала....