Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Спащук Оксана Николаевна

консультация для родителей на тему "Финансовая грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klassy_po_fin_gram.docx699.11 КБ

Предварительный просмотр:

            Описание: http://skazkasad.ucoz.ru/121/1_5b6bf43351d89.jpg

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме:

«Воспитываем в детях финансовую грамотность»

                                   

                             Добрый день, уважаемые коллеги!

   В современном быстроразвивающемся мире, перед педагогами выдвигаются новые задачи. На сегодняшний день одной из приоритетных задач рассматриваемых руководством страны является задача повышения финансовой грамотности населения. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке.

    Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

 Ни для кого не секрет, что сегодня детей, также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

       Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая и я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

Одеваю колпачок гнома.

Добрый день, друзья. Я – гном.

Мое имя – Эконом.

Люблю деньги я считать

И хозяйство возглавлять.

Я живу, не тужу –

С экономикой дружу.

А это моя страна Экономика.

(Слайд карта страна Экономика)

    А вот и жители этой страны.

    Знакомьтесь, это семья.  

(Наряжаю участников в семью)

Папа – банковский служащий (одеваю галстук)

Мама – рекламный агент (даю сумочку)

Родители папы –

Дедушка (одеваю кепку) и

Бабушка (одеваю на плечи платок)

Родители мамы –

Дедушка (даю шляпу)

Бабушка (одеваю бусы)

Дочь студентка (даю телефон)

Дочь ученица старших классов (даю рюкзак)

Маленькая дочь воспитанница детского сада (даю куклу)

И вот однажды семья собралась на совет,

Чтоб там обсудить семейный бюджет.

Для этого нужно доход подсчитать,

Расход же не должен доход превышать.

1.Составление семейного бюджета.

-Уважаемые члены семьи приглашаю вас к столу для составления семейного бюджета. Разместите доходы и расходы из которых складывается бюджет вашей семьи на соответствующих чашах весов.

Участники собирают кошелек доходов, выбирают расходы и помещают на весы бюджета семьи.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0da2/0006c461-50b755ae/img3.jpg

-А теперь давайте посмотрим, кто же нам представит семейный бюджет.

Конкурсанты представляют свой бюджет.

-Как вы думаете, какой бюджет у этой семьи?

-Не превышают ли расходы доходы этой семьи? 

- Наша  семья составила семейный бюджета, предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, экономическую викторину.

2. Экономическая викторина. 

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?  Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу«Хороший товар сам себя».

Хвалит

3. Какой аллюр иногда бывает у инфляции?  Галоп (Галопирующая инфляция – стремительный рост цен от 20 до 200% в год.)

4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?  Двигатель

5. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?  Блоха

Товаром разным на любые вкусы

Завалены все полки магазинов,

Но лишь немногие из них

Осядут в потребительской корзине.

                         

3. Собери потребительскую корзину

-Чтобы собрать свою потребительскую корзину, я предлагаю нашей семье отправиться в магазин. Выберете на данную сумму только самый необходимый товар, и помести его на доске в потребительскую корзину.

(Члены семьи собирают потребительскую корзину. Даю им кошелек с деньгами). (Обращаюсь к педагогам)

-А теперь посмотрим, какой товар выбрали в потребительскую корзину члены нашей семьи.

Семья демонстрирует свою потребительскую корзину. Анализирует свой выбор.

-Так незаметно, в повседневных заботах, провела наша семья день.

                                           4. «Угадай сказку»

А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

«Золотая антилопа»

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

«Кот в сапогах»

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

5. «Экономические загадки – добавлялки» 

-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.

(Загадываю экономические загадки – добавлялки).

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

     5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты) 

6. «Живая картинка» Отгадай пословицу

-А перед вами живая картинка. Отгадайте пословицу.

Зал угадывает пословицы, которые оживили члены семьи.

«Считай деньги, не отходя от кассы»

-Вторая картинка. Угадали пословицу?

«Будешь крутиться – будут и денежки водиться»

-Следующая картинка. Что за пословица?

«Доход лопнул, как мыльный пузырь»

-И последняя.

«Деньги к деньгам»

-Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за помощь.

С деньгами спокойно и радостно жить,

Но где-то ведь надо те деньги хранить.

-А где вы предпочитаете хранить сбережения!

Вытягивают по очереди картинки с изображением мест хранения денег

- Посмотрим статистику:  В чем надежнее хранить деньги

-Как видите, существует множество вариантов хранения денег. Выбирайте, а я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

А наше путешествие заканчивается.

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!

Мастер – класс для педагогов ДОУ по теме:

 «О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры

«Дети и деньги»

(педагоги в роли родителей)

Цель: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?».
Задачи: 
1. актуализировать проблему отношения детей и денег;
2. обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье; 
3. познакомить родителей с различными видами отношения к деньгам в семье.
                                        Ход мастер-класса

для проведения мастер-класса необходимо два ведущих.
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Ведущий 2: Здравствуйте!
Ведущий 1: Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
Ведущий 2: Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)
Ведущий 1: Что сколачивают из денег? (капитал)
Ведущий 2: Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)
Ведущий 1: Действительно все так, и мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе для родителей о значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги».
Ведущий 2: Его цель: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?».
Ведущий 1: Мастер – класс способствует решению таких задач, как: 
1. актуализировать проблему отношения детей и денег;
2. обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье; 
3. познакомить родителей с различными видами отношения к деньгам в семье.
Ведущий 2: Уважаемые коллеги, мы просим вас помочь нам и поучаствовать в квиз-игре (интеллектуальная командная игра), как родителей старшей группы детского сада (родители рассаживаются в полукруг, педагоги – напротив). 
Ведущий 1: (Мотивация - приветствие) Уважаемые родители, мы рады вас приветствовать на нашей квиз – игре «Дети и деньги». 
Приготовьте свои ручки - «Будем денежки считать»:
Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы). 
Ведущий 2: У каждого родителя, у каждого из нас свой опыт, свои представления о том, как нужно воспитывать своего ребёнка. 
Давайте сегодня попробуем услышать друг друга, прислушаться к себе, вместе обсудить вопрос «Что такое деньги для ребёнка?», поучаствовав в квиз-игре. 
Правила игры: играют все; работаем активно, не отсиживаемся; услышал вопрос – скорее найди ответ; важен ответ каждого; уважай мнение другого.
За каждый правильный ответ– вы будете получать одну денежную купюру. По итогам игры определим победителей, набравших большее количество денежных купюр.

                       
1. ЗАДАНИЕ «Анаграммы».

- уважаемые родители, мозговой штурм - составьте правильные слова из представленных на экране:
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ГИНЬЕД (деньги)

Ведущий 1: Слышат ли эти слова наши дети? Какие из них наиболее часто? 
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто противоположных.
По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни.

У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость.
В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.
Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага. 

На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.
Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.

Ведущий 2: Вот и мы с вами сейчас давайте попробуем попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим «Кроссворд»

2. ЗАДАНИЕ «Решите кроссворд»

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Ведущий 1: Уважаемые родители, следующий вопрос:

3. ЗАДАНИЕ «Ответь на вопрос»:

 Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? К какому опыту эти ситуации приводят?
(родители перечисляют: покупки в магазинах, стрижки в парикмахерской, зубная фея приносит, денежные подарки на дне рождения, получение денег за выполнение чего-либо и т.д.) 
То есть дети видят, как мы тратим деньги, мы даем деньги детям. 
С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!».
(опыт: дети понимают, что на деньги можно что-либо купить; чтобы что-то купить, надо деньги отдать; имея денежные накопления – учатся тратить).

Ведущий 2: Уважаемые родители, следующий вопрос: Что дети знают о наличии денег у родителей? Как деньги или любое детское благо достается ребенку?
(Родители: родители рассказывают о своей работе, родители просто деньги дают детям).
Первый опыт в отношении денег дети получают в семье, слушая разговоры родителей и наблюдая, как те расплачиваются в магазинах за покупки наличными деньгами или банковской картой. Родители во всем пример для своего ребенка. Он как губка впитывает понятия, образ мышления, манеру поведения.
Обычно у ребенка есть свой авторитет — родственник, который, по их мнению, наиболее успешен и разбирается в денежных вопросах, и именно с него они хотели бы брать пример.
Опыт в отношении давать ли наличные деньги детям, покупать ли подарки по первому требованию у каждого родителя свой. Давайте попробуем вместе рассмотреть положительные и отрицательные его моменты, рассмотрев следующие ситуации:
- Детям дарят денежные подарки (родители высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам) 
Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».
Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».
- Детям дают деньги за выполнение каких- либо домашних дел, за примерное поведение (родители высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам) 
Когда родители щедро финансируют ребёнка, они пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним, считая, что свою заботу и любовь они могут компенсировать деньгами. Категорически не рекомендуется платить ребенку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не следует также «покупать» хорошее поведение у маленьких детей.
- Детям дают карманные деньги (родители высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)
Общее мнение педагогов и психологов в том, что карманные деньги детям нужны. С точки зрения Антона Семеновича Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как их наличие заставляет ребенка планировать, экономить, рассчитывать, т.е., получать бесценный социальный опыт.
Самое главное – объяснить ребенку, что раз у него появилось право распоряжаться пусть небольшими, но деньгами, то появились и новые обязанности – например, в чем-то помогать по дому.

 Ведущий 1: Учитывая то, что в настоящее время у детей уже дошкольного возраста появляются некоторые денежные средства, необходимо объяснять и помогать им в их использовании.

4.ИГРА «Груша и яблоко»:

Цель: Научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: Бумага, карандаши, ножницы. 
Нарисуйте, пожалуйста, на одной стороне бумаги грушу. А на оборотной стороне листа - яблоко (когда первый рисунок закончен). Вырежьте сейчас и грушу, и яблоко (когда завершены оба рисунка). 
Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.

 5.ЗАДАНИЕ «Ответь на вопрос»:

Ведущий 2: Как дети могут научиться обращению с деньгами? 
1. Участие в планировании бюджета. Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку заработанные деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц. 
2. Походы в магазин. Для дошкольников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки: самостоятельность; самоконтроль; внимательность; навыки счета.
3. Постановка целей. Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Цель – накопить на определенную вещь, воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.
4. Личный пример родителей. Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов,- неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
5. Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

       
ЗАДАНИЕ 6 Литературные загадки о деньгах. 
Ведущий 2:

1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной

тематикой. Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха». 
2. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей

хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого. 
3. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: « - Клад.... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. - А зачем? - А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? - Я? Про запас. - Вот и они про запас». Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского 
4. Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон? Ответ: Золотые монеты. («Все скорлупки золотые. ...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».)

Ведущий 1: Уважаемые родители, вот наша игра и подошла к завершению. Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Дети и деньги». И мы, несомненно продолжим работу в этом направлении. 
Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на вашем примере.
А сейчас посчитайте свои доходы. Это поднимает настроение. Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба. Награда ждет каждого участника.

Ведущий 2: Сегодня наградой за старания станет вот эта подкова. Сама по себе подкова символизирует достаток, благополучие, счастье. По отзывам людей, она обладает магической силой, которая исполняет желания, привлекает успех и достаток, сохраняет любовь в семье. Помните, что вы в ответе за свою семью, своих детей в любом деле. Пусть эта подкова вам сопутствует во всем. Украсьте свою подкову символами, каждый из которых придаёт дополнительный смысл

(все необходимое: клей и украшения, подковы – на столах):
• жгучий перчик - любовь, мужское начало;
• тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала;
• кукуруза - здоровье детей, продолжение рода;
• разнотравье – долголетие;
• монеты - успех в делах;
• чеснок - отгоняет нечисть;
• семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство;
• шишка - трудолюбие;
• лавр - слава, успех;
• злаки -символ достатка, сытости и физической силы;
• фасоль- зарождение новой жизни;
• кофейные зерна - это символ энергии, процветания и стабильности.
Ведущий 1: Вешать подкову: концами вверх, такое положение символизирует «полную чашу». Эзотерики считают, что при таком расположении в доме будет аккумулироваться положительная энергия, обеспечивающая достаток, добрые отношения, любовь, здоровье в семье. Оберег должен висеть только внутри квартиры, над входной дверью.
Ведущий 2: Концами вниз. У такого оберега максимально проявляются защитные свойства. Согласно суевериям, все негативные мысли попадут внутрь «купола» и, не задерживаясь, «стекут» вниз. Лучше всего вешать такой предмет над дверью снаружи, чтобы обезопасить жилье от негативной энергетики, воров.

Нашу встречу хочется закончить такой притчей:
«Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
– Пап – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. – Пап, ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу,  чтобы ты поужинал вместе с нами…»
Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя «заработать», «купить» – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило. Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС… Обязательно находите время для своих детей.
       

Если останется время и будут вопросы по поводу КВИЗ-ИГРЫ:
Ведущий 2: А сейчас несколько слов о том, что такое квиз – игра? Впервые этот термин прозвучал в 1781 году. Это слово употребляли для обозначения процесса игры, получения удовольствия от соревнований. Согласно Оксфордскому словарю, слово «квиз» обозначает буквально «вопрошение», «беседа путем взаимного расспроса».
Ведущий 1: Наиболее близким по значению к «квизу» в русском языке является обычное слово «викторина». Этот термин впервые появился в 1928 в журнале «Огонёк». Слово довольно быстро вошло в обиход и принялось для обозначения разного рода настольных игр, в которых нужно было отвечать на вопросы из разных блоков знаний.
Ведущий 2: Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте и мы не могли упустить такую возможность для игры, как сегодняшняя наша встреча. У нас получилось создать условия для беседы путем взаимного расспроса и для ответов на различные вопросы. Плюсы такого подхода в том, что наполнить содержание квиз-игры возможно тем количеством вопросов, каким временем располагает организатор. Можно выпустить некоторые вопросы, можно перейти к другому вопросу.
Ведущий 1: Надеемся, что мастер-класс оказался полезным, если так, напишите, пожалуйста, на ваших купюрах пожелания или рекомендации нам для продолжения работы. 
Ведущий 2: Спасибо за активное участие.

Мастер–класс для воспитателей.

Тема: квест-игра по финансовой грамотности «Деньги любят счёт»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
Образовательные: Формировать первичные экономические понятия: финансы, товар, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию: бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Для проведения игры необходимо:

  • разработать маршрутные листы, где будут указаны станции в определенном порядке для каждой команды;
  • подготовить « МОНЕТКИ» и листы с заданиями по каждой станции;
  • подготовить наградной материал по итогам игры. (медальки)

 

ХОД ИГРЫ.

Воспитатель. "Уважаемые участники! Приветствую вас на игре - квесте "Деньги любят счёт". В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки. Желаю успеха!"

Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.

Создание оригами – кошелька.

Воспитатель. Итак, отправляемся на первую станцию.

Станция 1. " Финансовый эрудит"

На этой станции вы должны отгадать загадки и ребусы, вспомнив финансовые термины.

1. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (Товар)

 

2. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

 

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

 

4. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

 

5. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

6.На товаре быть должна обязательно… (Цена)

7.Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)

 

Продолжаем нашу игру.

 

Станция 2. «Лови выгоду!»

Правила. Вам нужно выбрать тему и номер вопроса, правильно на него ответить и заработать монетки.

Тема «Мульти-пульти» - отгадайте, из какого мультфильма эти слова.

(участники выбирают тему и номер вопроса)

1 задание. Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая»)

2 задание- Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.

- Это что, сказка такая? - Это жизня такая. («Приключения домовенка Кузи»)

3 задание. Безвозмездно — то есть даром. («Винни-Пух и все-все-все»)

4 задания. Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу… («Каникулы в Простоквашино»)

5 задание. За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь — сто лир, за проливной дождь — двести лир, с громом и молнией — триста лир. Молчаааать! «Чиполлино» — мультфильм по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари.

 

Тема «Валюта» - вам надо отгадать валюту страны.

1задание. Назовите валюту России. (рубль)

2задание.  Назовите валюту Китая.

3.задание. Назовите валюту Америки.

4.задание. Назовите валюту Таиланда.

5задание. Назовите валюту Вьетнама.

 

Тема «Пословицы» - вам нужно продолжить пословицу.

Станция 3. "Стратегия"

Воспитатель. Всем давно известно, что «реклама двигатель прогресса»! У нас на полках залежался некоторый товар, который вам нужно успешно продать. Для этого вам, конечно, нужно придумать удачный рекламный ход, чтобы ваш товар захотели купить. Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и подумайте: «Почему старик передумал корову продавать?»

Кому, какой товар достанется, решит «слепой жребий». Ваша задача разрекламировать товар, не называя его. Если остальные игроки догадаются,  что вы рекламируете,  вы получите – 3 монетки.

(один участник рекламирует товар, а остальные отгадывают)

Подведем итог нашей игры «Деньги любят счет». Награждение победителей.

Деловая игра по теме:

«Форум финансовой грамотности в детском саду»

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня я вас приглашаю на мини-форум финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада.

Разминка

Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.

Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т.д)

С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Посмотрите на экран (на экране изображена схема), дайте характеристику профессии продавец, кассир, банкир) по схеме познавательной гусенички. (профессии по очереди не все сразу)

 Молодцы, уважаемые коллеги. Ответы полные, содержательные. А главное я вижу, что вы готовы продолжать работу.

Вывод по разминке: Я, неспроста, начала с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии. Из опыта могу сказать, с использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.

ЗАДАНИЕ №1

А сейчас мы перейдем к основной части форума, где я познакомлю вас с играми, позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе с коллегами, родителями.

Будем работать по столам. На столах у вас находятся задания под номерами. Откройте задание под номером №1. Задание называется «Продолжи предложение». На каждом столе задание разное. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.

1-й стол

Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…

  1. у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
  2. это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

с)  это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. 

 

2-й стол

Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

  1. говорить ребенку твердое  «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
  2. удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
  3. предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

3. Если на каждую просьбу   что-то купить ребенок   реагирует раздраженно то …

а) нужно, объяснить ребенку,  что  вы  не можете себе позволить купить  такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.

б ) согласится и купить эту вещь.

в) попробовать  помочь ребенку найти  другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год; 

4. Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?

а)  дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.

б ) они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.

в ) мы и так знаем, что они могут предложить и учитываем их пожелания.

Вывод по 1-му заданию: Правильно уважаемые коллеги, в ваших ответах я услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.

ЗАДАНИЕ №2

Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.  Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т.д.

Возьми задание под № 2, разложите на столе картинки с изображение обложек детских книг, так чтобы всем за столом было видно

Я буду задавать вопросы, а вы должны найти обложку с изображением сказки, которая соответствует описанию и дать краткое пояснение.

1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий:  дворника, мельника, пекаря? (Колосок)

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)  

4. В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился  на лесть?  (Колобок)

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)

   7. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду  в совместном  существовании? (Теремок)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки)

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко,  Крошечка - ховрошечка, Царевна-лягушка.)

Вывод по 2-му заданию: Отсюда можно сделать вывод, что знакомя детей с художественной литературой мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.

ЗАДАНИЕ №3

Переходим к следующей игре. Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (ответ: игра) Давайте вспомним нашу образовательную программу и скажем: Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов (это есть в программе))

Назовите мне два финансовых действия, с которыми мы знакомим в игре, используемых в перечисленных играх - магазин, театр, заправка?

Ответы: (это покупка и продажа)

А с каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).

А в какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? (ярмарка, рынок).

Открываем задание №3.

(на каждом столе лежат слова: стол1-покупка, стол-2продажа, стол3-обмен товаром, стол 4-покупка картой)

Коллеги задание называется «Выполни действие». Подготовка 3 мин. (можно подготовить шапочки для мини-сценок, прилавок подготовить и т.д.)

Вывод по 3-му заданию:

Коллеги предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. «Какой же вывод мы с вами можем сделать? что даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.

ЗАДАНИЕ №4

Уважаемые коллеги, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар  хвалить,

Что долго он не залежится.

Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе.

Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?»  (ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)

Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т.д.)

Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание «Рекламный агент».

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Вам необходимо открыть задание под №4 и увидеть товар, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу.

Обратите внимание у вас на столах лежит чистый лист, карандаши, клей картинка к рекламе данного продута. Вам дается 5 минут, чтобы придумать текст и нарисовать или наклеить картинку к продукту и презентовать ее.

Вывод по 4-му заданию:

Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.

ЗАДАНИЕ №5

Уважаемые коллеги! Следующее наше задание под №5 «Угадай пословицу или поговорку». Коллеги на экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.

«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Вывод по 5-му заданию:

Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.

ЗАДАНИЕ №6

Следующее задание - это экономический кроссворд. Вам дается 5 мин на его заполнение.

Кроссворд позволит нам с вами закрепить финансовые понятие, которые мы даем детям, и о которых мы сегодня с вами на форуме говорили (работа по столам). Через 5 мин воспитатель сама зачитывает вопросы, и проверяют все кроссворд.

                      http://ped-kopilka.ru/images/ris2(18).jpg

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

    7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Вывод по 6-му заданию:

САМИ НАПИШИТЕ?????????????

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ МОМЕНТ -ЗАДАНИЕ №7

 (это подведение итогов)

Сегодня я познакомила вас с рядом игр, которые вы легко можете использовать в работе с финансовой грамотностью в своих детских садах. Но в каких областях образовательной деятельности? На это вопрос нам поможет ответить следующее задание. И выполним мы его все вместе (на магнитной доске расположены капельки с надписью: разминка, реклама, кроссворд, сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, а внизу 5 кружочков с надписью 5-ти образовательных областей).

Скажите, в какой образовательной области можно использовать проведенную сегодня разминку?

Скажите, в какой образовательной области можно использовать игру «Продолжи предложение»?

Скажите, в какой образовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры?

Скажите, в какой образовательной области можно использовать кроссворд?

Скажите, в какой образовательной области можно использовать пословицы?

Скажите, в какой образовательной области можно использовать реклама?

(Маркером при ответе отмечает стрелочкой)

     Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное мной задание можно запланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это есть интеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.

    Хочу подчеркнуть, что решение проблемы  приобщения детей к экономике – это  эффективный путь  подготовки ребенка  к жизни, его социальной адаптации в обществе,  к формированию с детского возраста   образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей?

2. Плановое ведение хозяйства.

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять?

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять?

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки?

6. Как называют человека, который продает товар?

7. Обмен товарами без участия денег.  

Деловая игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности:

«Финансовый ринг»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.

Задачи:

1. Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

2. Пробуждение интереса к финансовой грамотности

3. Сплочение коллектива участников

4. Развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры.

                                Деловая игра «Финансовый  ринг»

ЗАДАНИЕ 1. «Продолжите предложение»

1.Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны……

говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи

предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

ЗАДАНИЕ 2. « Кто последний?»

Книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда от которой не поступило очередного названия)

Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.

ЗАДАНИЕ 3. «У кого больше»

Перечислить игры способствующие развитию финансовых манипуляций. (выигрывает та команда, которая перечислила большее количество)

«Денежный поток», «Капитал», «Инвестор 2000» и «Монополии», «Секреты богачей», «Крысиные бега», ОНЛАЙН-ИГРА «Финансовая грамота»

ЗАДАНИЕ 4. Как заработать? Начни свой бизнес. (Реклама)

Вы помните сказку « Кот в сапогах»? Как она начинается?

Представьте, что вы получили наследство одна команда - молоток , а другая - ножницы. Начни свой бизнес и расскажи, как можно заработать денег.

ЗАДАНИЕ 5. Отгадайте из какого мультфильма эти слова.

1к.  Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая»)

2 к. - Ой бяда, бяда. Разорение. Запасы не меряны. Убытки не считаны. Разоримся по миру пойдем.

- Это что, сказка такая? - Это жизня такая. («Приключения домовенка Кузи»)

1 к. Безвозмездно — то есть даром. («Винни-Пух и все-все-все»)

2 к. Не надо меня из ружья щелкать! Я может, только жить начинаю — на пенсию перехожу…(«Каникулы в Простоквашино»)

ЗАДАНИЕ 6. Тема «Валюта» - вам надо отгадать валюту страны.

1задание. Назовите валюту России. (рубль)

2задание. Назовите валюту Китая. (юань)

3.задание. Назовите валюту Америки. (доллар)

4.задание. Назовите валюту Таиланда. (тайский бат)

5задание. Назовите валюту Вьетнама. (донг)

 

ЗАДАНИЕ 7. Тема «Пословицы» - вам нужно продолжить пословицу.

Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына ……….горюют.

Копейка рубль бережет, а рубль голову …….стережет.

Денег наживёшь - без нужды………. проживёшь.

Деньги, что каменья: тяжело на душу…….. ложатся.

За свой грош везде………… хорош.

С деньгами мил, без денег

Рефлексия:

Командам предлагается ответить на вопрос: Как вы представляете, какой должен быть финансово грамотный человек? (на листах составить схему)

Спасибо за игру! До новых встреч!

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.

ФГОС ДО ставит задачу  формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела.       Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы,  про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возрастаДошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике.

 Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности. Сейчас предлагаю вам немного побыть детьми и поиграть в пазлы. Предлагаю вам сложить пазлы по порядку и прочитать, какой теме посвящается наш семинар (по первым буквам картинки)

Педагоги собирают слово «Экономика»

Методист: Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию

 хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому.  Он узнает, что такое «мое»«твое»«наше»«обмен»«деньги»,

«цена»,  «дорого», «дешево»«продать»«заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

В нашем дошкольном учреждении рекомендовано использовать разнообразные методы и приемы формирования у детей финансовой грамотности.

Такие как, организации детской деятельности через сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, ООД, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут используют  в своей работе с детьми образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России. Программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах. Процесс обучения легко превратить в игру, понятную маленьким детям. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать уроки самостоятельно.

Основные задачи программы:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

-Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

-Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

-Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

-Признавать авторитетные качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

-Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать временную перспективу реализации;

-Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена(стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»«Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на  ступени 

дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность.

Вопрос участникам: Уважаемые коллеги, скажите, кто их участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности?

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть

создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.

Общепринято их деление на:

- демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные 

(используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия);

- аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные

на развитие деятельности детей:

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,

макеты, карты, модели, картины и др.);

игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);

- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности 

проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит«А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…»

Методист: Что значить экономить? Интересно, как понимают дети значения этого слова?

«Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт: Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

Ведущий: Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

Сегодня я вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».

Экономические кроссворд.

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Методист: Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, 

«денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:

Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.

Чтобы он имел возможность жить с комфортом.

Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.

Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Методист: Предлагаю поиграть - денежные пословицы по картинкам прочитать.

Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.

«Денег куры не клюют»«Деньги лопатой гребут»«Деньги на ветер бросать»«Копейка рубль бережёт»«Деньги любят счет»«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

 Методист: Уважаемые педагоги, дети думают, можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь? Так ли это. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.

А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее.

Методист: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?(Три поросенка).

2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя?(лисичка со скалочкой).

7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

Ведущий: Уважаемые педагоги! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Предлагаю определить, по картинкам где товары, а где услуги.

Игра «Услуги и товары» (педагоги по картинкам, которые появляются на слайдах, определяют, кто производит товары, а кто предоставляет услугу).

Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно - ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Используя сюжетно - ролевые игры, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их. Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.

Какие сюжетные и ролевые игры, по вашему мнению, учат детей азам финансовой грамотности?

Методист: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него«денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

• Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

• Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

Методист:

Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Методист: Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ.

Методист: Уважаемые педагоги! Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?»

(Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать,  где можно купить дешёвые товары.)

Методист: Какие виды рекламы вы знаете?

(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).

Методист: Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.

Игра «Рекламный агент»

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ. Придумайте слоган к рекламе мороженого.

Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.

Методист: Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности 

целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка

формируется внутренняя социальная позиция.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.

Надеюсь, что практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...