консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Спащук Оксана Николаевна

консультация для родителей по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi_po_fin_gram.docx688.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД» № 5 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

C:\Users\Admin\Documents\ufg.jpg

Сборник консультаций  

по формированию

основ финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста

                                                                                  Г. БОГОРОДСК

Консультация по теме: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам. 

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

     Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри, занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»).
3.Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

 4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

 В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

 «Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.      

Список используемой литературы:

1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

2.  Смолнцева А.А.  «Введение  в мир  экономики,  или  как  мы  играем  в  экономику» Учебно- методическое  пособие..

3.  А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»

4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»

5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.

Консультация по теме: «Формирование финансовой грамотности у дошкольников»

На протяжении десятилетий в нашей стране креп и развивался очень опасный стереотип, согласно которому финансовая грамотность нужна только людям, работающим на рынках финансов. И только сейчас начинает приходить болезненное осознание того, что без неё мы как маленькие дети, которые не умеют читать и считать.

Увидели образовавшийся вакуум в сфере финансового образования и руководящие органы власти. В 2017 году в России утвердили стратегию по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанную до 2023г.

          Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна?

Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

А теперь скажите, это вам надо?

Проблемы, с которыми может столкнуться финансово безграмотный человек:

- Участие в сомнительных денежных операциях, которые приводят к потере вложенных средств (например, пирамиды).

- Необдуманное залезание в долги путём взятия кредитов по завышенным ставкам.

- Инвестирование, которое не защищает сбережения даже от инфляции, в т.ч. и пенсионные накопления.

- Непонимание действия большинства рыночных инструментов, грамотное использование которых может привести к улучшению благосостояния.

- Необеспеченная старость на нищенское пособие от государства.

Нам точно не нужны такие проблемы. Поэтому теперь давайте определим основные причины обязательного изучения основ денежной грамотности:

- Научиться вести учёт своих доходов и расходов с целью дальнейшего планирования бюджета.

- Научиться жить по средствам, а не становиться вечным клиентом кредитных организаций.

- Разбираться в существующих инструментах по сохранению и приумножению собственных средств, чтобы обеспечить себе получение пассивного дохода в будущем.

- Не стать объектом мошеннических действий.

- Обезопасить себя и свою семью от экономических кризисов.

Ответьте на некоторые вопросы:

Ведёте ли Вы учёт своих доходов и расходов?

Есть ли у вас личный финансовый план? (документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий период).

Сберегаете ли Вы определённую часть своего дохода?

Имеете ли вы хоть какую-то сумму на непредвиденные расходы?

Как долго могли бы Вы прожить на имеющиеся у Вас деньги при отсутствии дальнейших заработков? до 1 месяца, до 3 месяцев, до 6 месяцев, до 12 месяцев, более 1 года.

Приходится ли Вам занимать деньги до зарплаты на текущее потребление?

- иногда приходится занимать деньги до зарплаты, но всегда вовремя возвращаю долги.

- я часто занимаю деньги, но не всегда получатся отдавать долги вовремя.

- я живу по средствам.

Пользуетесь ли Вы кредитами на потребительские нужды?

Продолжите фразу: С увеличением своего дохода я смогу …

- перестать на всём экономить

- купить новый автомобиль престижной марки

- взять кредит на покупку квартиры, большого дома

- путешествовать

- покупать дорогие ювелирные украшения и одежду.

А хотите проверить свою грамотность? Не пугайтесь, всего 4 вопроса.

                           Тест на финансовую грамотность

Тест состоит из 4-х вопросов. Выберите верный, на ваш взгляд, ответ. А правильные ответы дам в конце параграфа.

Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 2 года под 8 % в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?

Более 108 000 рублей.

Ровно 108 000 рублей.

Менее 108 000 рублей.

Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100 000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10 % в год. Проценты будут начисляться ежегодно, и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?

Более 150 000 рублей.

Ровно 150 000 рублей.

Менее 150 000 рублей.

Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10 000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1 500 рублей с первоначальной цены, а в другом – 10 % с первоначальной цены. Что выгоднее – скидка в 1 500 рублей или в 10 %?

Скидка в 1 500 рублей.

Скидка в 10 %.

Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10 000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту.

Меньше 6 %.

Ровно 6 %.

Больше 6 %.

А теперь подведем итоги.

 Верные ответы:

1-й вопрос – более 108 000 руб.;

2-й вопрос – более 150 000 руб.;

3-й вопрос – скидка в 1 500 руб.;

4-й вопрос – ровно 6 %.

Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.

Таких тестов в интернете можно найти много. Можете тренироваться, сколько угодно. Главное, научится применять на практике полученные знания.

В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребёнка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить всё заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, деньги должны вестись в семье всегда.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.

По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

Очень важно вести эту работу совместно с родителями, так как пример взрослых является основополагающим. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.

Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?

Многие хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами. Обязанность родителей объяснить ребёнку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.

Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, разбираться в видах профессиональной деятельности.

В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.

В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты.

Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

Старшие дошкольники соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Поэтому необходимо сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными  – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

- научить правильно, относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. 

Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.

Главная образовательная и воспитательная задача  в детском саду –  дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Заниматься финансовой грамотностью  детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.

«Всё преимущество иметь деньги,

заключается в возможности ими пользоваться»
Бенджамин Франклин

                         http://www.nfs-krasavina.ru/img/Deti_2.jpg

Консультация по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.

Педагогический потенциал семьи  во многом зависит от  материальных условий, которые она может создать  для ее существования: жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т.д.  Важно  и то, как семья умеет распорядиться  теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем, хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи деньги.

Убедительным показателем актуальности формирования финансовой грамотности  дошкольников является  привлечение родителями детей к домашней работе.

В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема  финансовой грамотности ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу формирования начал экономической социализации ребенка, его адаптации к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.

Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у многих родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше владеют родители воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести массу примеров того, когда усвоенные полезные навыки и привычки в семье проявляются в повседневной жизни ребенка  в детском саду. Такие дети выгодно отличаются  от своих сверстников по уровню и качеству практических умений, осознанности их выполнения, желанию помочь няне и воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются  на таких детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда отсутствует помощник воспитателя. Например, когда дежурные раздают материалы к занятию, большинство из них действует шаблонно: всем наливают краску одинаково, хотя  иногда за некоторыми столами  сидит по одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако некоторые  дежурные учитывают  это и предлагают ребенку сесть, с разрешения педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать  и розеток мыть); предлагают вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать  их на улице, чтобы не сокращать время  прогулки. Многих детей отличает высокая культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.

Именно в семье, благодаря  искусству   ведения домашнего хозяйства родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое  образование  и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.

Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит  мимо внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и  видит их озабоченность по поводу  предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель происходящего.

Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Выбирайте для вхождения в мир экономики понятные, очень важные для  социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.

Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети  должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики: профессия может иметь совсем другое название.

Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя  и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления  о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах  их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.

Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»).              Дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада  - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними. Хотелось подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать  детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи других и за свои собственные удачи.  Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет  должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве. Но родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом. Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его требуют. В любом случае инициативу должны брать  на себя взрослые  и всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т.д. Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя  в игровом уголке или комнате. Но все-таки надо искать разнообразные способы  включения ребенка  в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе  или ребенок начинает, а взрослый подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться. Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.

Одним из этапов формирования финансовой грамотности дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет  не столько о покупательной и накопительной способности  денег, сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса  к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.

Полезным для формирования финансовой грамотности, начал осознанных потребностей  является знакомство детей   с понятием бюджет. Рекомендуем рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно подготовить карточки  с изображением разного вида расходов. Нарисовать круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид расхода. Можно сделать аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в ближайшее время можно обойтись.

Посещение магазинов  с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно  готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты. У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь деньги  - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка  только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.

Очень важной, завершающей частью работы по формированию финансовой грамотности является  воспитание полезных  привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается  в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства,  теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема финансовой грамотности, когда родители могут многому научить самих педагогов.

Консультация для педагогов по теме:

«Формированию финансовой грамотности «С чего начать?»

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»                               Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему все самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, им необходимо объяснить следующие вопросы про деньги:

  • Что такое деньги?
  • Где их взять?
  • Как ими правильно распоряжаться?

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Ребенок с детства, знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.


      Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами?

Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются люди его родители.

В период от 7 – 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой либо покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принес чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу в качестве вознаграждения можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения следует осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него не стоит, так как у него должна развиваться самостоятельность принятия решений.

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

  • Для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупают товары;
  • Когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;
  • Ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
  • Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чес вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных с помощью банкомата;
  • Никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах и, он с большой вероятностью вырастит финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипуляции людьми;
  • Чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймет, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

         Следует объяснить ребенку, как формируется стоимость товара. Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда берется. Дети должны знать ответы на следующие два вопроса:

  • Что такое стоимость товара?
  • Как формируется стоимость товара?

Ответить на первый вопрос можно следующими способами:

  • Самый простой способ, который подойдет очень маленьким детям – сыграть в продавца и покупателя. Нужно дома сделать имитацию настоящего магазина с реальными вещами. Ребенку необходимо дать либо настоящие деньги, либо имитированные из бумаги или картона. Если ребенок захочет взять с «прилавка» какую-нибудь вещь, то он должен будет «заплатить».

Важно, назначить на товары разные цены, чтобы ребенок понимал, что, чем лучше товар, тем большая у него стоимость.

  • Брать ребенка с собой по магазинам и показывать ему на ценники. Так малыш наглядно увидит, что на разные товары различная цена. В какой- то момент у него возникнет логичный вопрос: «Почему одни товары дороже других?», тут-то и нужно ему объяснить то, как формируется цена.

Объяснить детям формирование цены можно следующим образом:

  • Самый простой пример – это снова сходить с ребенком в магазин, и купить какой  либо  дешевый продукт и такой же продукт, только значительно дороже. Перед покупкой необходимо обязательно показать ребенку ценники и сказать, что один товар намного дешевле. Дома ребенок должен про дегустировать два товара;
  • Когда он осознает, что дорогой намного вкуснее, следует ему объяснить, что товар намного вкуснее потому, что он имеет большую цену. Рассказать ему о том, что вкуснее и лучше он потому, что произведен из более качественных компонентов и его создавали квалифицированные специалисты. Так ребенок поймет не только условия формирования цен, но и то, что количество денег зависит от качества труда.


               
Как научить детей планировать финансы и экономить?

Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Существует несколько специальных рекомендаций, которых нужно обязательно придерживаться, чтобы ребенок научился планировать финансы и правильно экономить.

  1. Не нужно навязывать детям, что взятие кредитов – это плохо. Безусловно, набирание огромного количества долгов ни к чему хорошему не приводит, но если брать кредит с умом и четким планом его выплаты, то исход будет благоприятным. Нужно рассказать ребенку, что брать много кредитов – опасно, но стоит и упомянуть ему о положительных аспектах взятия денежных средств в долг. Бизнес и инвестирование зачастую не просто начать без начальных вложений.
  2. Надо внести в голову детей информацию, что оплата долгов раз в месяц по кредитной карте это действие, которое очень важно выполнять. Родители должны научить, что необходимо обязательно хранить некоторое количество денежных средств на непредвиденные обстоятельства. Ребенок обязан понимать, что в жизни неожиданно может произойти какое – либо событие, которое потребует использование определенного количества денежных средств. Детям нужно рассказать о том, что покупка дорогостоящих товаров – это не всегда правильное решение.
  3. Для более качественного освоения урока важно давать ребенку карманные деньги. Если у детей будет свой бюджет, то они научатся его правильно планировать и экономить. Ошибка, которую допускают многие родители – это выдают денежные средства за хорошее поведение и забирают за плохое. В голове ребенка должна выстроиться четкая схема, что деньги выдаются только за качественный труд.

  Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам.

Как научить детей контролировать финансы. Важно с детства научить ребенка контролировать свои расходы. Каждый взрослый понимает, что чем меньше денег, тем бережнее к ним отношение – эта установка обязательно должна находиться в голове у ребенка.

С того момента, как дети получают в распоряжение карманные деньги, важно начать все показать на своем примере, ведь, если ребенок неуправляемо и необдуманно тратит много денег – то это, в первую очередь ошибка родителей.

Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы:

  1. Детей необходимо брать с собой в магазины. Перед отправлением важно рассказать ребенку о том, какое количество денег берется с собой и о покупках, которые нужно совершить. В магазине детей важно ознакомить с ценами на товары и показать сравнение стоимостью в других аналогичных заведениях. Можно попросить ребенка, что бы он проанализировал и сам решил в каком магазине наиболее низкие цены на подобные товары.
  2. Нужно рассказать ребенка о положительных аспектах накопление денежных средств. Важно объяснить ему о стабильности и регулярности вкладов.
  3. Лучше всего составлять планирование бюджета вместе со своим ребенком. Все необходимо показывать на примерах,  допустим, продемонстрировать, что простое выключение за собой света ведет к некоторой экономии бюджета. Деньгами, которые он сэкономить можно, наградить ребенка.
  4. Для того, чтобы дети более качественно и правильно контролировали свои расходы можно предложить вести им собственный журнал расходов, в котором они будут отмечать все покупки. Ребенка можно мотивировать тем, чтобы предложить ему вести такой журнал вместе.
  5. Важно сообщить детям о том, что информация о личных расходах – это вещь строго конфиденциальная, поэтому её не стоит сообщать своим друзьям, знакомым и одноклассникам.


                       Формирование образа денег в сознании детей

   Многие маленькие дети не знают, что такое деньги, но они уже улавливают этого понятия. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и интересным. Он пытается понять слово «деньги», слыша его в разных конспектах. Почему если деньги есть, то и кукла тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит : «Не приставай! У нас на это нет денег!» и тогда допроситься у нее невозможно.

Почему взрослые все время дают какие  то неяркие и не интересные бумажки в магазине, а тётя за прилавком выдает сладости? Или почему, когда мама или папа приносят в дом какую  то зарплату, появляются новые туфли или платье? Ребенок недоумевает и пытается понять эти странные связи и закономерности. Слово «деньги» становится для ребенка символом чего то важного, того, чем оперируют взрослые и что дает «игрушки». По мере взросления ребенок начинает понимать значение слова «деньги» более точно.

Деньги – средство обмена (подразумевается прежде всего блага, которые можно получить, купить за деньги).

Конечно, потребительская позиция налицо, но и шаг вперед сделан – понятие «деньги» стало более абстрактным, универсальным. Ребенок с таким представлением, скорей всего, хорошо понимает, что в разных государствах деньги различаются, но выполняют сходную позицию.

На практике вы можете наблюдать, что многие дети имеют склонность к постоянному обмену – игрушками, книгами, картинками и т.д. само по себе это является признаком достижения определенной ступени малыша, нового уровня сравнений и аналогий и не должно быть поводом для беспокойства. Лучшей реакцией будет тактично и подробно узнать у ребенка, по каким критериям он провел обмен.


                                        «Семейная культура денег»

«Семейная культура денег» бывает настолько сильна, что даже логически связные рассказы, специальное обучение,  по сравнению с ней, не могут оказать более сильного слияния на представление ребенка. Чаще всего дети чувствуют «жалость», «грусть», «злость», «власть», «боль», «обиду», «страх», испытывают желание поскорее избавиться от денежных бумажек в руках, считают, что «деньги руки жгут» или стремятся экономить «каждая копейка на учете».

Кроме этого родители – пример для подражания. «Так делали в нашей семье» - сознательно или бессознательно этот образец диктует линию поведения. Деньги в жизни ребенка будут занимать то место, которое им отводили близкие люди.

Итак, семейная культура денег может быть различной. Она выражается в следующем:

  • Что говорят друг другу члены семьи о деньгах;
  • Как члены семьи воспринимают деньги;
  • Как в семье принято тратить деньги;
  • Какие эмоции испытывают члены семьи при контакте с деньгами;
  • Каким способом склонны получать деньги;


Консультация по теме: «Экономика и дошкольник.

 Актуально ли? Играем в рекламу».

Экономика и дети. До недавнего времени такое словосочетание встречалось редко. Сегодня экономическое образование – предмет специального исследования в дошкольной педагогике.

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными явлениями, как безработица, отсутствие средств, для осуществления семьи, и в то же время видят на прилавках магазинов изобилие недоступных им товаров?

Начинать надо уже в детском саду, ведь дети старшего возраста достаточно четко представляют границы финансовых возможностей своей семьи, хорошо ориентируются в денежных знаках, легко могут оперировать ими при покупке в «магазине», созданном в детском саду. Необходимо начать с разработки и оформления сюжетно-дидактических игр, связанных с экономикой. В первую очередь,  расширить «ассортимент» атрибутов в «магазине», «напечатать» свои «деньги». В ходе игр дети знакомятся с такими понятиями, как «цена», «чек», «товары оптом и в розницу», «выгода», «заработная плата». Затем можно открыть «Кондитерскую фабрику». Ребят можно научить делать конфеты, печь печенье; покупать, продавать, отсчитывать деньги. Они будут с азартом трудиться и вести подсчеты «доходов». Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических понятий.

Ребята включаются в планирование семейного бюджета и спокойнее воспринимают временное безденежье родителей, быстрее и эффективнее усваивают математические операции: счет, сложение, вычитание.

Остановимся на методике проведения занятий по теме «Знакомство с семейным бюджетом». Занятие можно начать с вопросов: кем работают твои родители? Что родители получают за свою работу? Что такое деньги? Затем детям предлагается внимательно рассмотреть бумажные купюры и монеты, сравнить их: чем похожи и чем отличаются? Нужно обратить внимание на то, что на деньгах указана их стоимость, изображены герб, флаг, есть числа, слова; что деньги сделаны из разного материала (бумажные и металлические) и т.п.

А откуда берутся деньги? Где их делают? Рассказать о том, что существуют специальные заводы по изготовлению денег – государственные монетные дворы, но сообщить детям, что деньги мы берем не оттуда. Как же они попадают к нам в дом? Необходимо подвести детей  к разговору о зарплате, проанализировать с ними это слово (плата за работу). Где родители получают деньги? Кто их им дает? Рассказать о профессии бухгалтера, кассира, о том, как оформляются документы, по которым выдаются деньги. Итак, родителям выдали на работе зарплату, и в доме появились деньги. Эти деньги составляют семейный бюджет, как правильно им распорядиться? На что потратить? Во время обсуждения подчеркнуть, что в каждой семье есть доходы (папина и мамина зарплата) и расходы. Пусть дети сами ответят, на что их семья тратит деньги (покупают продукты, вещи, плата за телефон, проезд в транспорте и т.д.) Никогда не просить называть реальный доход семьи, анализируем абстрактные придуманные цифры. Итак, в семейном бюджете есть доходы и расходы. Если из первых вычесть вторые, то останется сумма не растраченных денег, ее можно отложить, чтобы в будущем сделать большую и нужную покупку.

Затем можно переходить к знакомству с еще одним новым словом – «аванс». Понять его значение детям помогут разноцветные «деньги», которые вы можете изготовить вместе с ребенком на красной, синей, зеленой бумаге. Дети сами придумывают, что можно изобразить на ваших банкнотах. Ведь деньги должны быть не только красивыми, но и иметь определенную стоимость. За хорошо выполненную работу в группе или на участке, каждый ребенок может получить «зарплату» - эти деньги они потратят во время игры «магазин». Сначала ребенку выдается только часть зарплаты и объясняется, что это называется «аванс». Записывается, сколько денег получил каждый ребенок. Через какое-то время выдается остаток зарплаты. Все деньги, хранятся, как положено в «кассе», оттуда ребенок их получает.

К экономическому воспитанию детей необходимо подключить и родителей. Попросить их, например, вместе с детьми составить семейный бюджет на месяц. Очень часто участие детей в семейном бюджете ограничивается требованием купить, дать денег и т.п. родители возмущаются необоснованными на их взгляд требованиями своих чад, а те в свою очередь, жалуются на непонимание взрослых. Назревает семейный конфликт. Возможно, его можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи. О зарплате родителей. Это помогло бы ему не только, реально представить, финансовые возможности семьи. Но и почувствовать себя ее полноправным членом, мнение которого тоже уважается. Рекомендуется выполнить некоторые задания вместе с детьми, например, заполнить таблицу семейных расходов и обсудить результаты. Попытайтесь объяснить причину различия в долях денежных средств, которые разные семьи затрачивают на удовлетворение семейных потребностей. Подумайте о том, как влияют на расходы возраст членов семьи, наличие своего дома или квартиры, наличие огорода, дачи, круг интересов семьи, цены на товары и услуги.

Игра в рекламу.

Воздействие рекламы на детей – сложная, пока еще не до конца изученная проблема, требующая серьезного обсуждения психологов, врачей и других специалистов. Но факт остается фактом – рекламные ролики привлекают внимание детей и вряд ли запретам можно чего-то добиться.

В группах часто наблюдается стихийно возникающая «игра»: один ребенок произносит фразу из известной рекламы и тут же на нее откликаются все дети, заканчивая весь текст. Как правило, в эту перекличку добровольно вовлекается вся группа.

Давайте посмотрим на рекламу как на особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность. Что должен уметь хороший специалист по рекламе? Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущество. Чем-то словесная часть рекламы сходна пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая их афористичность, краткость. Вместо бессмысленного повторения существующих рекламных роликов мы можем предложить детям создать свою рекламу. Дети с восторгом включаются в эту игру. Еще в начале работы необходимо четко определить ролики, в которых выполняется задание. Это необходимо для того, чтобы дети понимали, что речь идет о выполнении хотя и нетрадиционного, но задания. Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте и выделять наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такое задание не только развивает творческие способности ребенка, но и его речь, учит кратко излагать свои мысли. Часто к созданию рекламы подключают и их родителей.

Рекламировать можно все что угодно. Все зависит от вашей фантазии и содержания предмета и темы задания. Текст рекламы проиллюстрируйте рисунками, театральными сценками. Предлагается несколько вариантов «рекламных» заданий:

рекламируемый предмет известен всей группе.

Например, ребенок выбирает животное и от его имени рекламирует место жительства. Вот так, например, рекламировали свой дом пингвины: «Приезжайте к нам! Вы нигде больше не найдете таких прозрачных льдов! Наши льды самые холодные в мире. Вы можете половить рыбку в океане. Покататься на льдине и организовать свой детский сад!».

Рекламируемый объект известен только самому автору. Например: «У нас дом лучше всех! Это не просто дом, а общежитие! В нем тысяча жильцов. Если в лесу есть такой дом, значит лес чистый и здоровый. Никогда не надо разрушать наш дом! Наша недвижимость всегда ценится!».

Реклама может быть использована как одна из форм обобщения  наблюдений. В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка.

Вот такие тексты составляли дети:

- «Только мое дерево так хорошо очищает воздух!»

- «Посмотрите на мое дерево – в какой оно форме! Какие у него душистые цветочки! Из них вырастут вкусные ягодки! А еще под ними можно отдохнуть. Приходите, не пожалеете!»

    Возможно проведение интеллектуальных игр, типа: квест в Экономику, «Брейн-ринг», «КВН-с использованием рекламы», составление рассказов, используя различные газетные заголовки, специально подобранные фразы из рекламных роликов.

Некоторые слушатели, услышав все это, скептически усмехнутся. Но углубившись в творчество, вы совершенно забудете о своем предвзятом отношении к рекламе, родится много идей, азарт, спорт и смех.

Методические рекомендации педагогам по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности.

С чего начать?

Знакомить ребенка с основами финансовой грамотности можно уже с 5-6 лет, когда он научится считать, и будет способен понимать какие – то более – менее серьезные вещи. К этому возрасту у вашего ребенка, наверняка, уже проснется большой интерес к такой удивительной «штуковине», как деньги, с помощью которой можно покупать в магазинах любые игрушки, сладости и гаджеты, и он сам захочет познакомиться с ней поближе, и узнать, что она собой представляет. Так что, стимул освоения финансовой азбуки у него, скорей всего, будет.

Начать можно с теоретических основ и исторической информации. Расскажите ребенку о том, как появились первые деньги, и что человечество пользовалось ими далеко не всегда. В древние времена люди использовали «бартер» (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретен универсальный товар – деньги, на которой стало возможно обменивать практически все, что угодно.

Далее можно рассказать малышу о том, откуда берутся деньги, каким образом их можно заработать честным путем, что в каждой стране существует своя валюта, что в России это рубли (покажите разные купюры), что существует так же мировая валюта (доллар, евро), которая используется в международных товарно – денежных отношениях.

Ему так же будет полезно узнать, что такое бюджет, банки, кредиты, но и электронные деньги. Не забудьте познакомить его и с тем, как именно ваша семья зарабатывает себе на жизнь.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о плохом и хорошем. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Центральная идея – бережливость, «я - бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.д.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные направления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания;
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам;
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.;
  • Развить познавательный интерес обучающихся к вопросам;
  • Определить разницу между «хочу» и «надо».


                                    Примеры бесед с родителями:

Ваш ребенок ведет себя бережно?

Что Ваш ребенок знает о деньгах? Различает ли он различные монеты и банкноты?

Умеет ли Ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными? Был ли такой опыт?

Ваш ребенок получает карманные деньги?

Ваш ребенок самостоятельно принимает решение на что потратить карманные деньги?

Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что?

Обсуждаете ли Вы с ребенком финансовые вопросы?

Привлекаете ли Вы ребенка к составлению семейного бюджета?

Домашнее задание маме и папе

Побеседуйте со своим ребенком:

- Что такое деньги?

- Зачем нужны деньги?

- Откуда берутся деньги?

- Есть ли у тебя деньги?

- Как ты хочешь потратить свои деньги?

- Сколько тебе нужно денег?

Первая ступень обучения финансовой грамотности дошкольников

Что такое деньги? Какие они бывают? Чем похожи и чем отличаются друг от друга монеты. В чем разница между монетами и копейками?

1. Как разложить крупные монеты на мелкие и наоборот.

Цель: Познакомить детей с понятием копейка и монета. Научить раскладывать крупные монеты на более мелкие и наоборот. Отработать навык устанавливать равенство между монетами.

2. «Деньги банкноты»

Зачем нужны бумажные деньги? Сходство и различие купюр. Как разложить крупные банкноты на мелкие или монеты.

Цель: Познакомить детей с понятием банкнота. Научить раскладывать крупные банкноты на более мелкие или на монеты.

3. «Функция денег»

Для чего нужны деньги? Как они появлялись и менялись во времени. Для чего нужны детям деньги и сколько?

Цель: Познакомить детей с историей появления денег. Сформировать у детей понимания денег. Понять разницу между жизнью с деньгами и без. Познакомить с функциями, которые выполняют деньги. Сформировать понимание того, что можно купить за деньги, а что нет.

4. Игра «Денежное домино»

Развить у детей элементарное математическое представление, связанное с раскладывание крупных денег на более мелкие. Закрепить умение устанавливать равенства между монетами и купюрами.

5. «Профессии. Что это такое?»

Что такое профессии? Чем занимаются люди различных профессий.

Цель: Сформировать у ребенка понимание, что такое профессия. Научиться определять, чем занимается человек той или иной профессии. Познакомить детей с понятием : профессия, должность.

6. «Оплата труда»

Способы оплаты труда.

Цель: Познакомить детей с различными способами оплаты труда. Сформировать представление о факторах труда, влияющих на оплату труда.

7. «Семейный бюджет»

Экономические занятия в детском саду начинаются со средней группы: четырехлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими: зарплата родителей, пенсии бабушки и дедушки, степендия старшей сестры или брата. Вводится понятие «потребности человека». Дошкольники получают начальное представление о рекламе – способе донести информацию о товаре до потребителя.

Виды экономических занятий в ДОУ.

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента. Игровое занятие, Игра – наиболее неприемлемый способ обучения для дошкольников. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия», викторины, соревнования.

Сюжетно – ролевые игры

Сделать экономикой доступной поможет сюжетно – ролевая игра. Так, уже в средней группе дети с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.

Чтобы сюжетно – ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду. И т.д.

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром, это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев). Такие игры подойдут для старших групп.

Дидактические игры

Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого  либо продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому, что требуется для работы», «Пятый лишний»). В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.

Познавательное занятие

В старшем дошкольном возрасте можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини- беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность – красочные картинки и фотографии.

На познавательном экономическом занятии большую роль играет наглядность. Интересная тема для познавательного занятия – история появления денег.

Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда – то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела все необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые – шить одежду, третьи – молоть зерно и

т.д. возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Коммуникативное занятие – беседа.

Экономика – замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формирует четкие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать свое мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

Проблемные ситуации – эффективный прием.

Примеры:

- Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономики. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствием это приведет?

- На молочном комбинате не знают точное кол-во детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много конфет, что на каждого ребенка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?

- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?

Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

  1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пеньке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалеку есть интересный дом, где можно вложить все свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям: о каком доме идет речь? Что такое сберегательный банк?
  2. Карабас – Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас – Барабас заметил, что одежда имеет не привлекательный внешний вид – где-то оторвана пуговица, где – то пятно. И тогда он придумал ход : зачеркнул цену товара и написал новую – меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас – Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?
  3. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный дом. Ниф-ниф утверждает, что из соломы – это дешевый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев – они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы: Какой материал самый дешевый? Какой самый прочный? Из чего можно было бы еще построить дом, если бы герои жили на севере.
  4. Семеро козлят захотели помочь своей маме по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов, яблок – все сложили в кастрюлю добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковер, они стали по нему бегать, прыгать, кувыркаться и, конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил поведения домашнего хозяйства. Вопросы: Почему коза огорчилась? Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
  5. Крестная Фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах, зазывая посетителей, другие - разместили объявления в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки – приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы: Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?

В ходе беседы воспитатель прививает дошкольникам уважения к представителям разных профессий, ценности любого труда. Уже в 5-7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, строителями и пр. – педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать детям о богатых людях, которые всего добились именно свои трудом, подчеркивая, что для этого необходимо учиться в школе, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Чтение художественной литературы.

Знакомить дошкольников с экономикой можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость.

- «Лисичка со скалочкой»;

- «Каша из топора»;

«Выгодное дело» и т.д.

Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок»), сущность рекламы «Лиса и Козел». Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринужденной форме.

Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:

- Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;

- Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;

- Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;

- Чуковский К.И. «Муха – цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);

- Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;

- Андерсен Г.Х. «Огниво», «Новое платья короля»;

- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;

- Михалков С. « Как старик голову продавал»;

- Аксаков С.Т. «Аленький цветочек».

Из современных авторских произведений можно выбрать сказку Л.Ястребовой, Н.Мальгиной «Хранители бюджета».

Игры и сказки на экономическую тематику помогут детям научиться обращению с деньгами. Также хороший материал для занятий – стихотворения : Михалков С. «А что у вас?»; Родари Д. «Чем пахнут ремёсла?»; Маршак С. «Откуда стол пришел?», «Как напечатали книгу?».

Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них – маленький рассказ аккумулирующий многовековую мудрость.

- Копеечка к копеечке – рубль набегает;

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

- Денежки любят труд;

- Делано на успех – и сделано на смех;

- Деньги – дело наживное;

- Приобрел вещь – умей обращаться с ней;

- Каждую крошку в ладошку.

Экскурсии

Занятия по экономике можно провести в форме экскурсий. Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк.

Еще один вариант – отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочее место. Экономическое занятие можно провести в форме экскурсий.

Трудовая деятельность

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у детей полезных бытовых привычек, эффектному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду).

Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи – сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить.

Трудовая деятельность – важная составляющая экономического воспитания. Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов – тогда они научатся беречь свои и чужие вещи. Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто – то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что все, что ломается, тут же легко заменяется новым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...