Консультация для родителей «Значение дидактической игры в жизни ребенка»
консультация (средняя группа)

Гусейнова Оксана Анатольевна

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx405.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение дидактической игры в жизни ребенка» 

«Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра для дошкольников - способ познания окружающего» - Н. К. Крупская.

Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главными  помощниками, конечно, будут мама и папа.

С самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Если говорить в целом об игре в жизни ребенка, то ее роль очень весома. Во время обычной игры ребенок не имеет никаких установок, поэтому строит с учетом только своих интересов сам процесс, привлекая в него интересных ему участников и игрушки.

Таким образом, игра, это свободная деятельность, которую малыш принимает на свой счет как «настоящее» действо. Она способна полностью захватить мысли играющего и увлечь в этот удивительный мир, в котором он не будет ощущать ни времени, ни упадка сил.

Разница с дидактической игрой в данном случае существенная. Призванная обучать и проводить ряд интересных, но при этом познавательных занятий, отличает данный вид детской деятельности и позволяет упростить процесс заинтересованности в обучении самих детей.

Таким образом,  дидактическая игра и ее регулярное использование  с детьми в детских садах и дома, помогают получить им и усвоить полученные знания.

Как и любое обучающее занятие, дидактическая игра имеет свою цель. Так как в возрасте уже после двух лет ребенок старается узнать, как можно больше об окружающем его мире, то и игры направлены на это. С помощью дидактических игр у ребенка развиваются такие навыки как

внимательность, логическое мышление, память, мелкая моторика, аккуратность, речь, наблюдательность, реакция.

Во время использования дидактической игры дети учатся сравнивать предметы по их размеру, форме, получают знания и фиксируют понятие «мало - много», «больше - меньше». Изучают деревья, растения, животных, птиц. Понимают, что у птиц и животных есть детеныши, запоминают, как называют каждого. Умеют выстраивать логические цепочки, например, как в игре со сказкой, в которой ребенок должен определить по картинкам последовательность сюжета.

Как следствие пересказов, дети начинают развивать свою речь и если подобные занятия проводить регулярно, то вы в скором времени поймете, что словарный запас малыша велик и это помогает ему четко выражать свои чувства и мысли. Малыши все чаще начинают общаться друг с другом, рассказывая и делясь своими переживаниями о происходящем. Постепенно выстраивается грамматический строй речи, сама речь совершенствуется с помощью применения дидактических игр.

Ребенок учится выдержке и возможности говорить только после определенных действий. Например, не говорить хором ответ, а держать руку молча пока его не спросят. Поверьте, для ребенка хуже

такого испытания быть ничего не может, но выдержку тоже надо тренировать. Ведь в саду у него более мягкие правила поведения, в школе - только их четкое соблюдение дает возможность хорошо учиться.

По своей сути использование дидактических игр в жизни детей помогает перейти от обычной деятельности к обучающей в легкой форме. То есть, играя,  ребенок не замечает, как получает новые знания, для него этот процесс становится естественным. Во время игры он начинает познавательную деятельность, а так как порой полученных знаний мало, то его любопытство берет верх, инстинкт исследователя помогает получать и усваивать уже более углубленные знания на интересующую его тему. Участвуя в дидактических играх, ребенок овладевает определенным рядом знаний, добиваясь результата.

И еще, как и в любом виде деятельности, во время применения дидактической игры с детьми вы должны поощрять победителя, говоря о том, что именно сейчас ребенок старался и делал все, чтобы стать им. Отмечайте похвалой его старания, такое признание очень важно для каждого ребенка.

Множество игр может придумать сам ребенок, но только из - за недостатка знаний и опыта,  он будет делать это достаточно  однобоко. Поэтому,  применяя  дидактические игры в жизни ребенка, вы вносите существенный вклад в его образование.

Значение дидактической игры в жизни ребенка велико и этот факт никак нельзя недооценивать. Регулярное применение игр дает свои ощутимые результаты достаточно быстро. Поэтому играйте с детьми как можно чаще. Чем больше времени вы будете проводить со своими детьми, тем лучше вы будете их понимать, знать об их переживаниях, удачах и поражениях, страхах и победах!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.«Музыкально – дидактические игры в жизни ребенка»

Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том,чтобы ребенок сам, без чьей – либо помощи мог применять свои умения в ...

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в жизни ребенка"

Что же такое дидактические игры для дошкольников?Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей....

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Консультация для родителей о том, как необходимы сюжетно - ролевые игры для всестороннего развития детей....

Консультация для родителей: Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка

Консультация для родителей: Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка...

Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников"

Консультация  "Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников"...

консультация для родителей " Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка"

Зачем игра ребенку?  Значение игры в жизни ребенка  огромно! Это в первую очередь активная социализация ребенка,  развитие творческого и логического мышления, развитие речи......

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»...