Перспективный план работы родительского клуба «Экология и Я»
методическая разработка (средняя группа)

смальченко наталья михайловна

Родительский клуб "Экология и Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_ekologiya_i_ya.docx71.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Ягодка»

Фрунзенского района г. Саратова.

Перспективный план работы

родительского клуба

«Экология и Я»

Воспитатель:

Смальченко Н.М.

Саратов 2022

Земля! Ты с каждым днѐм дороже…

Целебным воздухом дышу.

Простой сорву я подорожник

И к свежей ране приложу.

Твоим ручьям, кустам калины,

Земля, я не скажу «Люблю!»,

А просто встану на колени,

Из родника воды попью.

Г.Кондаков.

Актуальность

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.

Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Ожидаемые результаты:

- повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

- увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Участники клуба «Экология и Я»: родители и дети, педагоги.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, общения, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя, человека.

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому «Айболит», уголок «Зеленой аптеки», ручеек, бассейн и т. д.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат - совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, и т.п.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Символика клуба

C:\Users\Компьютер\Desktop\9cVrVQEPvs0.jpg

Девиз: "Мы природу всю спасем ,ведь Земля наш общий дом!"

Перспективный план:

Тематика заседаний клуба для родителей

   средней  группы

Месяц

Тематика встречи

Форма организации

Ответственный за проведение

Сентябрь

Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в клубе. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Экологическое воспитание».

Круглый стол

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Октябрь

Оформить стенд в группе «Экология и я».

Создать буклет для родителей: «Рекомендации для наблюдений и занятий с детьми 5 лет на прогулке» - информировать взрослых о том, как наблюдать изменения в природе осенью, приметы осени. О пользе наблюдений.

Консультации, Памятки.

Воспитатели

Ноябрь

Создать совместно с родителями поделки для выставки «Осень, очей очарованье». Использование листьев, веток, бросового материала.

Консультации,

Памятки.

Воспитатели.

Декабрь

Провести вместе с родителями мини-акцию «Озеленение группы». Цель акции: познакомить детей с комнатными растениями, способами ухода за ними, бережного отношения к растениям. Дети с родителями приносят в группу комнатное растение, и проводят познавательную беседу для детей об этом растении, как ухаживать за ним, какую пользу оно приносит.

Образовательно-игровой тренинг для детей и родителей

Воспитатели

Январь

Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Подкормите птиц», воспитатели подготовят консультацию «Как сделать кормушки».

Педагогическая «гостиная»

Воспитатели

февраль

Совместная деятельность детей и родителей: создание альбома в группу «Зимующие птицы». Цель: для обучения детей в группе, дидактический материал.

 Образовательно-игровой тренинг для детей и родителей

Воспитатели

март

Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.

Круглый стол

Воспитатели

Логопед

Апрель

Провести вместе родителями мини-акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку семян. После посадки провести консультации о пользе витаминов для нашего организма.

Обмен опытом

Воспитатели

Май

«Сбор клуба» - провести беседу с родителями на тему «Огонь - беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.

Консультации,

Памятки

Воспитатели

Подведение итогов работы, обмен мнениями, обсуждения перспектив  

Круглый стол

Воспитатели

Родители

Логопед

Музыкальный руководитель

Приложение 1

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский).

Приложение 2

Мини-акция с родителями

«Огород на подоконнике»

В этой акции родители вместе с детьми сами выбирали растения, которые они хотели бы посадить в нашем огороде. Дома они изучали эти растения, покупали семена и приносили в садик. Затем вместе с ребенком рассказывали о нем и показывали, как правильно посадить растения. Детям очень понравился процесс посадки растений вместе со своими родителями. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГТ строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Примерный перечень растений для посадки:

· лук-репка,

· дольки чеснока,

· корнеплоды свеклы,

· морковь,

· петрушка,

· укроп,

· листья салата,

· можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

За растениями шли регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Цель и задачи акции:

- воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка со взрослыми;

- учить детей ставить пред собой цель – подготовить рабочее место (семена, инструменты для посадки) и убрать за собой;

- расширить представления детей об окружающем мире;

- формировать положительное взаимоотношение ребенка со сверстниками и взрослыми;

- формировать положительное отношение к труду;

- воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

- Педагог-родитель;

- Педагог-ребенок-родитель.

         

Приложение 3

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах , рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы родительского клуба «Педагогика для всех»

Наладить сотрудничество между детским садом и семьей, активизировать ваш педагогический потенциал, помочь вам в воспитании ваших детей, поделиться опытом и перенять его от вас, сделать наши встречи ин...

Перспективный план работы родительского клуба «КОМПЕТЕНТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»

Перспективный план работыродительского клуба«КОМПЕТЕНТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»...

«Перспективный план работы родительского клуба «Знаток природы на 2020-2021 учебный год"

План работы родительского клуба «Знаток природы»на 2020-2021  учебный год МесяцМероприятияФормы работыОктябрь 1. Заседание клуба «Добро пожаловать»- Введени...

План работы родительского клуба "Родительская пятница" Младшей группы №9 На 2021 -2022 год

План работы родительского клуба"Родительская пятница"Младшей группы №9На 2021 -2022 год...