Консультация для родителей
консультация


Предварительный просмотр:

Консультация:

"Как развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста?"

  Я не буду объяснять, почему нужно развивать музыкальные способности у детей. У детей нужно развивать любые способности, и это всем известно. Я только лишь дам несколько советов, как это сделать. 
  Начинать нужно уже с внутриутробного развития малыша. То есть тогда, когда малыш еще не родился на этот свет. Мама может включать какую-либо плавную веселую или грустную мелодию. Но не стоит при прослушивании музыки использовать мелодию, в которой присутствует большое количество низких частот и резких низких или высоких звуков. Это травмирует Вашего малыша и впоследствии Вам будет сложно развить у малыша музыкальный слух. Хотя, как говорила Верочка в известном фильме: «Нет ничего невозможного для человека с интеллектом».
  Далее, уже на первом году жизни ребенка следует использовать различные мелодии во всех жизненных ситуациях. Или почти во всех. Как правило, мы используем музыку при общении с малышом только в нескольких случаях: когда ребенок спит (или засыпает), мы, как всем известно, поем колыбельную; а также когда мы танцуем. Но музыкальное сопровождение можно использовать и в других жизненных ситуациях. Когда нам грустно, можно включать грустную музыку, когда радостно - веселую. Когда ребенок ест, играет, купается... Таким образом, впоследствии ребенок легко сможет определить настроение мелодии. Ему достаточно лишь будет сопоставить настроение мелодии со своим собственным. У него как бы выработается инстинкт. Или чувство мелодии. 
  Как только ребенок начнет делать первые шаги, можно осваивать ритм мелодии. Можно с малышом играть в такую игру: хлопать в ладоши, или топать ногой ритм музыки. В самом-самом начале нужно научить ребенка реагировать на сильный звук в мелодии. Например, пусть он приседает. Но на первом году жизни ребенка нужно подбирать такую мелодию, чтобы этот сильный звук не был слишком частым. Так как малышу трудно будет сконцентрировать свое внимание и выполнять такое движение слишком часто. Проще говоря, малыш должен услышать этот сильный звук, и подать сигнал, что он его услышал.
  Когда малыш научится произносить первые слова, то есть уже на втором году жизни, можно развивать музыкальный слух малыша, или знакомить ребенка с высокими-низкими звуками. Для этого, можно использовать или свой голос, или колокольчики, или игрушечные музыкальные инструменты. Например, металлофон (это такие металлические пластинки, по которым можно бить деревянными палочками), или дудочка. А если у Вас дома стоит пианино, то вообще замечательно. Так вот, покажите малышу, как летает и жужжит комарик (очень высокие звуки), как гавкает собачка (звуки средней высоты), как трубит слоник (очень низкие звуки). Пусть Ваш ребенок сопровождает свои звуки движением, например, попросите его показать, как жужжит комарик. Пусть Ваш малыш имитирует движение комарика, а также жужжит тонким голосочком. И так далее.
  Длительность звука можно изучать с помощи карандаша или ручки. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда он закончится, перестанет рисовать. Когда малыш научится считать, можно при изучении длительности звука считать вслух. 
  Я хочу Вам привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком. 
  Например, игра на развитие слуха: «Угадай что звучит». Для этой игры Вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш, только держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук, и постучите по каждому предмету по очереди. Затем, попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали. 
  Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов. В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно от 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, ее можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.
  Можно играть в такую игру на развитие музыкального слуха. Назовем ее «Музыкальные бутылки» (стаканы, бокалы). Для игры нужны какие-либо идентичные стеклянные сосуды, например, бутылки, или рюмки, или стаканы и еще металлическая ложка, или вилка. Пусть в начале их (сосудов) будет 2, чем старше ребенок, тем больше сосудов. Я буду рассказывать на примере бутылок. 
  Наберите в одну бутылку немного воды, и постучите по горлышку бутылки ложкой, держа ее (ложку) за самый край. Попросите Вашего ребенка, с помощью воды и другой бутылки сделать такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустую бутылку, стучит по ней ложкой, и добивается нужного звука. В эту игру можно играть и с более старшими детьми, лет, наверное, с 5-6. 
  Далее с теми же предметами можно сочинять какие-либо простые мелодии. Предложите ребенку набрать в бутылки различное количество воды и выстроить их по звуку. То есть, бутылки, которые звучат низким звуком - слева, и, соответственно, которые звучат высоким - справа. Поверьте, ребенку 5-6 лет будет очень интересно этим заняться. Потом можно попробовать соединять звуки и выстраивать какую-либо наипростейшую мелодию. Сначала сочините что-то Вы, а затем предложите Вашему малышу. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем быстрее можно будет ее усложнять, например, добавлять больше бутылок, или комбинировать звуки бутылок, например, с колокольчиками.
  Есть еще одна игра, которая поможет Вам развить у Вашего ребенка чувство ритма мелодии. Назовем эту игру «Угадай мелодию». Для игры Вам ничего не понадобится, кроме Ваших ладоней, так что играть в нее можно при любом удобном случае, лишь только у Вас появится кусочек свободного времени. А правила игры очень просты. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему малышу песенку, и прохлопайте ее. То есть прохлопайте ритм песенки. Не забывая, что когда в оригинале мелодия тихая, нужно хлопать тихо, а когда громкая - соответственно, громко. Пусть Ваш малыш угадает эту мелодию, а затем загадает свою. 
  Но не забывайте, что ребенку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии, поэтому в игре испытывайте только припев песенки, или даже всего несколько строчек. Например, если Вы загадали «Антошку» достаточно прохлопать только «АнтОшка, АнтОшка, пойдем копать картОшку». Это будет приблизительно так: 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; 3 хлопка (2-й хлопок более громкий); пауза; два хлопка; пауза; два быстрых хлопка; пауза; 3 хлопка (второй более громкий); пауза. Все нужно повторить два раза. Если ребенку будет трудно угадать, добавьте к хлопкам еще звуки, например «пам-пам-пам». Но не нужно петь мелодию, просто проговаривайте ритм. Не забывайте предлагать Вашему ребенку прохлопать мелодию вместе с Вами, так ему легче будет сориентироваться. 
  А еще нужно научить ребенка расслабляться под музыку. Так сказать, релаксировать. Это нужно делать перед сном, когда малыша нужно успокоить, и подготовить к спокойному засыпанию, или в любом другом случае, когда Вы чувствуете, что Ваше чадо нужно привести в спокойное состояние. Например, после купания, или после прогулки. 
  Релаксировать можно с детьми от 3 лет. Для этого выберите легкую спокойную мелодию, попросите малыша сесть, или лечь в удобное ему положение, закрыть глаза, и представить, что он попал в сказку. Пусть это будет сказочный лес, или поляна, или пляж, или все что Вы захотите. Начните рассказывать малышу, куда он попал, и как здесь замечательно. Пусть малыш расскажет, что он видит, и что чувствует. Кое-что пусть покажет: например, если он попал к морю, пусть покажет, как он будет плавать в море, или как будет строить замок из песка. 

  Естественно, на момент показа нужно глаза открыть. Следите за тем, чтобы элементы Вашего рассказа совпадали с темпом, настроением мелодии. Например, если звучит отрывистая музыка (стаккато), то пусть в этот момент в Вашем рассказе малыш встретит кузнечика, или перепрыгивает через стремительный ручей. А если мелодия плавная (легато) - малыш танцует, или летит на облаке, или... В общем, Вы сами знаете.



Предварительный просмотр:

Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?

        Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого "оживления. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

        Речь пойдёт об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно "оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональных переживаний.

Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки – всё одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

                                В чём же преимущества такой игрушки?

        Во-первых, надевая куклу на руку, ребёнок "сливается" с ней. С её помощью он способен эмоционально выразить всё то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

        Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несёт некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – весёлая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мультфильма. Играя с куклой, ребёнок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным…

        И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Для какого же возраста подойдет эта игрушка?

Начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала родители сами выступают в роли актёра. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж расскажет и покажет малышу сказку. Ребёнок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечёт малыша в совместные действия.

В 3 года ребёнок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3 – 4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым.

К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для ребёнка становится чрезвычайно важной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях.

И нет лучшего помощника для ребёнка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что ещё эффективнее, кукольный детский театр.

Приобрести ребёнку эту игру не составит труда: кукольные наборы можно купить сейчас в детских магазинах развивающих игр.

Подражаем, сочиняем, говорим... и  взрослеем!

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Для ребёнка сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребёнка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребёнку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из малышей выберет героя, который ему симпатичен. Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа. "Я - лягушка-попрыгушка", "Я - лисичка-сестричка", "Я - волчок–серый бочок" – каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер. И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую "магическую" обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

Но вернёмся к разговору о полезности.

Что ещё даёт ребёнку игра в кукольный театр?

Вспомним, что кукла полностью подвластна ребёнку, зависит от него.

Это даёт малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых.

В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребёнок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку. Через это подражание ребёнок учится самоопределению.

Второй процесс, это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребёнку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество?

Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром.

Поэтому так важно дать ребёнку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иную роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает малышам игра в кукольный театр.



Предварительный просмотр:

             

                  КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                    «МУЗЫКА  НАЧИНАЕТСЯ  В  СЕМЬЕ»

      «Хорошие родители- важнее хороших педагогов». Именно так выразился видный пианист и педагог Генрих  Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Потому, что именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу, кружок, или студию.

      Семья  является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали ,эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та, особая атмосфера ,которая создается во время занятий с любимым человеком,- все это определяет большие возможности  для приобщения ребенка к музыке

       На основании социологических исследований у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям свободу, но это далеко не так. Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

        Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся. В период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

        Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе .В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний  сердечно- сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

       Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена,  Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

       Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство,трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском  возрасте создает фундамент муз.культуры человека.

       Если музыкальные задатки не развивать, они увянут и угаснут. Нередко приходиться слышать от родителей, что в 4-5 лет их дети очень любили музыку, эмоционально реагировали на нее, пели и танцевали. А сейчас в 8-10 лет это все исчезло бесследно. Ничего удивительного. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми ,в общении с ними.

         Попробуйте ответить на вопросы и определите, как обстоит дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:

  1.   Слушаете ли вы с детьми музыку?
  2.   Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
  3.   Поете ли с детьми?
  4. Есть ли у вас дома детские музыкальные инструменты?
  5. Играете ли вы сами на каком -нибудь  музыкальном инструменте?
  6. Любите ли вы серьезную музыку?

Психологи провели опрос родителей по этим вопросам, и утвердительно на них ответило от 11 до 15 % РОДИТЕЛЕЙ. Это говорит о низком музыкально-эстетическом уровне родителей, о больших резервах ,которые существуют в музыкальном воспитании в семье

          Как показал  опрос ,в большинстве семей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка. Поэтому пропаганда вопросов связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Воспитание детей начинается с воспитания самих взрослых.

          Итак, музыке надо учить всех жителей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане  Михайи, сказала об этом так:» Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для .музыки…

Каждый ребенок с нормальными музыкальными данными располагает также и способностями музыкальными. Способности эти могут развиваться, если воспитывать ребенка с детства подходящим способом. Мера этих способностей зависит от врожденных данных, но они поддаются совершенству.»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Поэзия и дети»

«Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи»

В.А. Сухомлинский

Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач при развитии речи ребенка:  

  • расширение кругозора;
  • развитие памяти;
  • формирование культурного уровня;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие техники речи.

Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего возраста (народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные напевы). Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых («любимые игрушки») до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость и т.д.).

Одной из задач воспитания дошкольников является приобщение детей к поэтическому слову, формирования у них эмоционального отношения к действительности. Именно по - этому особое место в методике развития речи занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развития умений воспринимать и воспроизводить стихи.

При знакомстве детей с поэтическими произведениями необходимо эмоционально их настроить.  Это может быть беседа по теме произведения, демонстрация иллюстративного материала, короткий рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения воспитателем, а также анализ произведения, по ходу которого детям даются объяснения непонятных слов и выражений, обращается внимание на то, какие слова и обороты использованы для характеристики героя, описания событий, картин природы. Вопросы формулируются так, чтобы дети могли отвечать на них словами стихотворения.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целеноправлено учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

Н.А. Стародубова в своем труде «Теория и методика развития речи дошкольников» пишет, что «поэтические произведения оказывают на ребят огромное воздействие: обостряют чувства, способствуют более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывают богатство интонаций и звукового состава слова; развивают чувство ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогают увидеть и выразить в словах впечатления от многоцветного окружающего мира; учат любить яркое меткое слово».

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старшем возрасте  дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, взрослые могут  помочь им в этом именно таким «эмоциональным» подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».



Предварительный просмотр:


Консультация для родителей «Что такое фольклор»

 Опыт и знания жизни, приобретенные сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в кратких словесных правилах и приметах, которые передавались устно от человека к человеку, становились достоянием многих. Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он, стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении.       Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в художественные образы, преданий и легенд, сказок и песен. Так народ создал свое искусство, свою поэзию.

 Сказки, былины, песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения, обозначит: народная мудрость, народное знание.

 Сказка, былина, пословица, загадка и т.д. – жанры фольклора, так же как роман, повесть, поэма, лирическое стихотворение – жанры литературы.

 Фольклор и художественная литература близки между собой тем, что это области словесного искусства. Произведения литературы распространяются с помощью книги, а произведения фольклора – устным путем. Однако их различие не только в этом.

 Фольклор появился задолго до литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала и передаче произведений. Рассчитанные на устную передачу фольклорные прозаические произведения создавались на базе живого разговорного языка, их использование невозможно было без использования речевых интонаций и жестов.

 Тексты песенных жанров не существовали отдельно от напева. Наиболее древние , обрядовые песни могли быть по- настоящему понятны только в единстве слова, напева и действия. Следовательно, фольклор более тесно, чем литература, связан с другими видами искусства и с бытом.

 Жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка, обрядовая поэзия), другие возникли и развивались в классовом обществе (былины, частушки).

 Каждое поколение вносило в произведение что- то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной сказки, песни и т.д.

 Фольклорные произведения являются коллективными по созданию, исполнению и по выраженным в них взглядам и представлениям.

 Язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова, писателей, ученых, своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд слова и сочетания слов в тексте сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают свою окраску и значение, люди оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные в действительности, вдруг становятся, как бы реально происходящими.

 Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорные произведения обязаны творческой работе сотен поколений людей.

 Велико значение фольклора в зарождении и формировании литературы. У многих народов мира первые письменные художественные произведения являются обработкой устных преданий и эпических песен.

  А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н. Островский, Л.Н.Толстой, А.М.Горький и другие призывали деятелей литературы изучать фольклор и сами учились у народа высокому искусству слова. А.М.Горький указывал: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества».

 Историческая ценность фольклора в том, что он является духовной биографией трудового народа, поэтической летописью его многовековой жизни и борьбы. Рожденное в труде, народное творчество отразило все стадии освоения человеком природы, развития его сознания.

 Различные явления природы и общественной жизни в сознании древних людей олицетворялись в образах добрых и злых существ, помогавших человеку или вредивших ему. Люди всегда мечтали о победе над злыми силами, верили в конечную победу над ними. Этой верой обусловлены победы сказочных героев над чудовищами и злыми волшебниками.

 Герои исторических песен и сатирических сказок выступают на защиту интересов народа против врага внутри государства бояр, помещиков и духовенства.

 Создаваемые в течение длительного времени образы героев становились примером для подражания. Сказочные герои, бесстрашные и настойчивые в достижении цели, и их приключения восхищали людей, пробуждали в них добрые чувства и ненависть ко всему темному, корыстному, несправедливому. Боевая жизнь былинных богатырей напоминала о трудном и героическом прошлом русского народа, воспитывала в людях гордость за свою Родину, любовь к ней, звала на борьбу с иноземными захватчиками.

 Как бы ни страдал народ под гнетом эксплуататоров, как бы ни велики были его жертвы в борьбе с чужеземными завоевателями, потребность его в искусстве, в творчестве не только не угасала, но, наоборот, росла и развивалась.

  В скудную, часто голодную жизнь люди стремились внести радость и красоту. На праздниках они играли, плясали и пели; встречали весну веселыми хороводами; в долгие зимние вечера, выполняя при свете лучины домашние работы, загадывали загадки и слушали сказки, которые переносили их в неведомые страны, заставляя переживать и радоваться вместе с необыкновенными героями.

Фольклор дает не только историческую картину духовного развития народа. Из произведений всех его жанров выступает многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер всего русского народа.

 Запрещение деятельности скоморохов задержало развитие профессионального народного искусства, но не могло остановить жизнь всего народного творчества, тем более, что скоморохи исполняли уже ранее созданные в широких массах трудового народа произведения.

 Трудолюбивый и мужественный русский народ, на долю которого выпало немало испытаний, всегда рождал десятки и сотни талантливых людей – певцов, музыкантов, рассказчиков. Они бережно хранили доставшиеся от отцов и дедов предания и былины, сказки и песни, создавали новые произведения народного искусства, своим исполнением доставляли людям радость.

Нам мало известно об исполнителях былин и сказок, о народных певцах, живших до19 века. О них знали в своей деревне, в своей округе, слава о них разносилась по всему свету, но постепенно угасала. Оставались их песни, рассказы, которые подхватывали другие.

 Замечательной сказочницей и певицей была няня А.С.Пушкина – Арина Родионовна. Недаром с искренним уважением и любовью отзывался о ней великий поэт.

 Может быть, мы не всегда обращаем внимание, но стоит понаблюдать, прислушаться к разговорам, и можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играют пословицы и поговорки. Они приходят на ум в нужном случае, и обычно их даже не считают чем-то самостоятельным. Пословицы и  поговорки, зародившиеся в глубокой древности, продолжают оставаться и современным жанром фольклора. Кроме пословиц и поговорок, в наше время появляются в народе новые песни и частушки, веселые и остроумные анекдоты. Часто встречаются и мастера рассказывания сказок.

 Старый фольклор уходит из устного бытования, но он как и все другие области духовной культуры человека и его искусства, приобрел новую форму распространения – через книгу, радио, телевидение.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...