Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики»
консультация

Малыхина Елена Владимировна

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

С раннего и младшего дошкольного возраста нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например: «Сорока – белобока кашку варила...»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

 

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_melkaya_motorika.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие мелкой моторики»

Подготовила воспитатель Малыхина Е.В.

         

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

С раннего и младшего дошкольного возраста нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например: «Сорока – белобока кашку варила...»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Что такое мелкая моторика?

     Ни что иное, как все те скоординированные действия вашего ребенка, которые направлены на выполнение точных и мелких движений кистями и пальцами рук. В свою очередь, скоординированные действия кистей рук достигаются за счет скоординированного функционирования нервной, мышечной, зрительной и костной систем. Поэтому, дорогие мамы и папы, мелкая моторика – это не просто умение захватывать мелкие предметы. Это не просто умение сделать красивую поделку из пластилина или застегнуть пуговицу. Прежде всего это работа сразу нескольких систем организма.

Связь мелкой моторики и речи

      Об этой связи знают большинство родителей и специалистов. И о ней же написано множество научных работ и статей. Если попробовать кратко уложить суть того, к чему пришли наши великие умы, то можно говорить о прямой зависимости уровня развития речи от уровня сформированности точных и тонких движений, которые ребенок совершает кистями и пальцами рук. Другими словами, если будет развита мелкая моторика, то будет развита и речь. С одной стороны, здесь все понятно. А с другой, об этом так часто и так много говорится, что принимается во внимание лишь сам факт существования этой связи, без каких-либо объяснений: мелкая моторика важна и на этом все.

     А между тем, просто ужасающее число детей в возрасте от 3-х до 4-х лет элементарно не умеют держать правильно ложку или карандаш, пользуются ими очень неловко. Не могут самостоятельно одеться, застегнуть у себя на одежде кнопки (о пуговицах даже говорить не приходится). И конечно, уровень речевого развития этих детей оставляет желать лучшего.

     Но давайте вернемся к связи мелкой моторики и речи. У всех нас есть начальные знания о том, что из себя представляет головной мозг человека. И все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга: левого и правого. Эти полушария покрыты слоем серого вещества – корой головного мозга. По функциям кору головного мозга можно разделить на зоны. Так, существуют ассоциативные, моторные и сенсомоторные зоны. Но в большей степени, нас будет интересовать моторная зона, или по-другому двигательная кора, в которой выделяют первичные и вторичные моторные области. Так вот, в первичной моторной коре располагаются те нейроны, которые отвечают за иннервацию (снабжение тканей и органов нервами) мышц лица, туловища, рук и ног. Примечательно в этом то, что проекции мышц туловища и ног занимают очень небольшую область в двигательной коре. А вот проекции рук и мышц лица занимают большую площадь. И располагаются следом друга за другом в первичной моторной коре. Вот — эта самая связь мелкой моторики и речи. Речедвигательный центр не просто находится рядом с двигательным центром коры, он является ее частью. Поэтому все ученые, которые занимались исследованиями детского мозга и психики, говорили о том, что функция руки оказывает большое стимулирующее влияние на развитие ребенка.

      Так что в данном случае можно говорить не просто о связи мелкой моторики и речи, а прямой зависимости. Речь вашего ребенка будет напрямую зависеть от уровня развития мелкой моторики. Но на этом ее роль в развитии ребенка не заканчивается…

Связь мышления и речи

     Кант говорил о том, что рука – это мозг, который вышел наружу. Это высказывание, вполне справедливо. И если можно наблюдать зависимость уровня развития речи от уровня развития точных движений пальцев рук, то в такой же степени можно говорить о том, что мышление ребенка зависит от уровня развития речи.  Речь по праву можно назвать инструментом мышления. Слово, это не просто набор звуков. В нем заключено гораздо больше информации, если рассматривать слово как понятие. И в данном случае нет необходимости ссылаться на исследования ученых. В развитии ребенка существует определенная стадия, когда мышление и речь идут по разным дорожкам. Но примерно к двум годам их дорожки пересекаются, и речь потихоньку начинает становится интеллектуализированной, а мышление ребенка – речевым. Мышление ребенка не может формироваться и существовать вне речи. Развивая мелкую моторику, мы влияем на развитие речи, а речь по сути можно назвать формой существования мысли. Поэтому развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития. Порой мы об этом забываем и слишком увлекаемся интеллектуальным развитием, что в большей степени вредит, чем развивает.

Какие последствия возможны при недостаточном или плохом развитии мелкой моторики?

     Как вы уже догадались, если мелкая моторика плохо развита, то это напрямую сказывается на речи, и, как следствие, мышлении ребенка. Разного рода отклонения в формировании речи: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи накладывают свой отпечаток на развитие ребенка. Если говорить про дошкольный возраст, то у детей может появится неуверенность в себе: он не может нарисовать, слепить, построить и т.д. так как другой ребенок его возраста. Движения неловкие и неуклюжие, ребенок из-за этого может становится агрессивным и обидчивым. Нередко у детей с различными речевыми нарушениями так же отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере, может быть снижена наблюдательность и мотивация. Плюс ко всему, ребенок с недостаточно развитой речью испытывает различного рода трудности в общении с окружающими. Социально бытовые навыки тоже страдают, ребенок становится менее самостоятельным. А самостоятельность играет не последнюю роль в развитии.

     Если рассматривать школьный возраст, то однозначно можно говорить о трудностях обучения. Потому что хорошо развитая мелкая моторика – это один из показателей готовности к школьному обучению. В школе ребенку будет необходимо освоить навык письма, и если мелкая моторика будет плохо развита, то и с письмом будут возникать трудности. Как следствие, ребенок будет не успевать за ходом урока, излишне переживать из-за того, что у него что-то не получается, что в итоге приведет к негативному отношению к учебе и школе. И это всего лишь небольшая часть последствий, которые лежат на поверхности. Единственное, о чем должны помнить родители, что дошкольный возраст – уникальный и очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике отводится большая роль.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

— Запускать пальцами мелкие волчки.

— Разминать пальцами пластилин, глину.

— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

— Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

— Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

— Махать в воздухе только пальцами.

— Кистями рук делать «фонарики»

— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

— Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе - разбежались).

— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

— Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец получается колечко или спираль).

— Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

— Закручивать шурупы, гайки.

— Игры с конструктором.

— Складывание матрешек.

— Игра с вкладышами

— Рисование в воздухе.

— Игры с песком, водой.

— Мять руками поролоновые шарики, губку.

— Шить, вязать на спицах.

— Рисовать, раскрашивать, штриховать.

— Резать ножницами.

— Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети должны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми на увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, нужно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

         Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....