«Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Трудовое воспитание дошкольников - это приобщение детей к доступной трудовой деятельности и формирование у них положительного отношения к труду.
Трудовое воспитание процесс длительный, кропотливый, требующий систематичности и личной заинтересованности педагога, а также тесного сотрудничества с семьями воспитанников.
Еще двадцать лет назад посильная помощь детей старшему поколению была естественной и общепринятой. Детские стихи рассказывали, как замечательно уметь трудиться, мультфильмы высмеивали лень и самыми яркими красками описывали всевозможных умельцев и мастеров.
В семье обязанности распределялись на всех членов семьи, и дети не были исключением, приобретая кроме трудовых навыков, лучшие качества самоорганизации: ответственность, честность, самоконтроль.
Технический прогресс, кардинально изменивший уклад жизни, внес свои коррективы в семейный быт: работу по дому значительно упростили всевозможные приборы; дача стала восприниматься горожанами в большей степени как место отдыха.
В связи с изменившимися условиями нам, педагогам дошкольного образования, необходимо найти подходы для развития у детей трудолюбия и взаимопомощи. И в этом нам помогают современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rk_budarina.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Умка» г. Павлово
Муниципальная конференция «Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях»
выступление на тему: «Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовили:
воспитатель
Бударина Н.А.
высшая кв. категория
заместитель заведующего
Рунова О.В.
г. Павлово
2023г.
Слайд №1
Доброе утро, уважаемые родители, представляю вашему вниманию выступление «Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста»
Слайд №2 Актуальность
Трудовое воспитание дошкольников - это приобщение детей к доступной трудовой деятельности и формирование у них положительного отношения к труду.
Трудовое воспитание процесс длительный, кропотливый, требующий систематичности и личной заинтересованности педагога, а также тесного сотрудничества с семьями воспитанников.
Еще двадцать лет назад посильная помощь детей старшему поколению была естественной и общепринятой. Детские стихи рассказывали, как замечательно уметь трудиться, мультфильмы высмеивали лень и самыми яркими красками описывали всевозможных умельцев и мастеров.
В семье обязанности распределялись на всех членов семьи, и дети не были исключением, приобретая кроме трудовых навыков, лучшие качества самоорганизации: ответственность, честность, самоконтроль.
Технический прогресс, кардинально изменивший уклад жизни, внес свои коррективы в семейный быт: работу по дому значительно упростили всевозможные приборы; дача стала восприниматься горожанами в большей степени как место отдыха.
В связи с изменившимися условиями нам, педагогам дошкольного образования, необходимо найти подходы для развития у детей трудолюбия и взаимопомощи. И в этом нам помогают современные образовательные технологии.
Слайд №3 Игровая технология.
Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь основой его самостоятельной деятельности. Формируя в игре целенаправленную трудовую деятельность, делается акцент не только на то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в общении с взрослым; или в положительной оценке взрослых; самоутверждение; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). Для того чтобы навыки прочно усвоились, организуются дидактические игры «Выбираем работу» (расширение знаний о трудовых профессиях), «Кому, что нужно!» (закрепление представлений о инструментах и оборудовании, необходимых для людей разных профессий), «Я начну, а вы заканчивайте» (развитие интереса к значению и результатам труда) и др.. Создаются условия для сюжетно - ролевых игр «Семья» (покормить куклу, одеть на прогулку, уложить спать), «Автомастерская» (отремонтировать спецмашины), «Почта» (подготовить посылки, конверты, марки, разносить почту)и др.. Создаются игровые ситуации «Что хочет делать кукла Маша» (уточняются представления о трудовых действиях), «Почему игрушки убежали от Коли» (воспитывается привычка убирать за собой игрушки и бережно к ним относиться), «Научим медвежонка одеваться, раздеваться» (закрепляется алгоритм одевания и раздевания) в которых все действия по освоению трудовых навыков дети выполняют с интересом и желанием. Играя, ребенок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, он становится более самостоятельным, инициативным в самообслуживании.
Слайд №5 Технология исследовательской деятельности.
Трудовое воспитание, через познавательно-исследовательскую деятельность раскрывает перед детьми дорогу к знанию через свой собственный исследовательский путь. Эксперименты с растениями в Центре экологии помогают понять, что им необходимы свет, полив, уход.
Что у растений есть корешки, не только для того чтобы держаться в земле, но и всасывать воду, и расти. А для этого растения нужно поливать. Что корешкам, и листочкам растения нежен воздух. А для этого нужно рыхлить почву, и протирать листья. Если не заботиться о цветах, они завянут и пропадут.
Выполняя эксперименты, дети формируют навыки опрыскивания, рыхления, умение правильно держать лопатку, лейку, воспитывают выносливость, терпение, силу рук. Это помогает детям увидеть как трудовые умения, новые знания можно использовать в разных ситуациях на протяжении всей жизни.
Слайд №4 Технология проектной деятельности.
Организованные с детьми проекты, связанные с трудом в природе «Украсим участок цветами», «Наша грядка лучше всех» помогла не только в развитии трудовой деятельности (дети поливали цветы, овощи на огороде, рыхлили цветники и грядки, наблюдали за трудом детей соседних групп), но и расширили интерес к проявлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств, таких как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело.
В процессе реализации проектов трудовой направленности активизируется физическая сила и умственная деятельность детей (дети закрепляют названия цветов, овощей, инструментов для труда, улучшают свои навыки по использованию лопаток и грабелек). Самым высоким критерием оценки по результатам проекта является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающем мире и людях (цветы красивы, они украшают наш участок, овощи поспели, мы можем их съесть сами, а можем угостить других).
Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и его выполнение, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.
Слайд №6 Информационно-коммуникативная технология
Просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, различных игр и упражнений, с применением информационно-коммуникативных технологий - всё это позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников; одновременно используется графическая, текстовая и аудиовизуальная информация. С помощью компьютера моделируются такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе образовательной деятельности (знакомство с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего труда (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля).
Применение ИКТ помогает формировать представления детей о предметном мире, созданном руками человека, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей, ранней профориентации дошкольников.
Слайд №7 Технология развития трудовой активности
В группе создаются условия для коллективного выполнения детьми трудовых поручений во время дежурства по столовой (сервировать столы, приводить их в порядок после еды), по подготовке к занятиям (готовить материалы и пособия, раскладывать их, наводить чистоту после занятия), по наведению порядка в группе и на прогулочном участке детского сада. Применение игровой ситуации «Лучший дежурный по столовой» учит самостоятельно выполнять обязанности дежурного, игровая ситуация «Вместе веселее» помогает научиться планировать свою деятельность в паре, «Копилка добрых дел» способствует распределению между детьми трудовых поручений для получения единого трудового результата.
Здесь важно добиться понимания полезности дел, за которые берутся дети, значения их трудовой деятельности для окружающих. Все это вызывает у ребят желание выполнять работу более тщательно и добиваться лучших показателей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современная ситуация определяет необходимость обновления подходов к организации трудовой деятельности дошкольников, в которой и помогают используемые образовательные технологии.
А так же для развития детских умений и положительного отношения к труду нам педагогам необходима помощь семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Материалы методического объединения музыкальных руководителей ДОУ. Екатеринбург 2013 г....
Презентация "Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста"
Презентация "Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста"...
«Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста»
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания Антон Семёнович Макаренко.Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду ...
Консультация для воспитателей "Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста"
В статье описываются основные принципы экологического образования детей дошкольного возраста....
Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёно...
Современные технологии музыкального воспитания детей дошкольного возраста
В основе современных (универсальных) технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, тане...
Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."
Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."...