СКАЗКОТЕРАПИЯ В АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ
консультация
СКАЗКОТЕРАПИЯ – ВАШ ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Сказка – самый древний способ поддержки и воспитания ребенка с помощью слова. У детей преобладает «правополушарный» тип мышления, поэтому информацию, которая важна для их развития, нужно передавать через яркие образы. Ребенок воспринимает сказку как реальность, она для него не вымысел и не фантазия. Сказка раздвигает рамки обычной жизни малыша. С ее помощью можно не только развивать ребенка, но и адаптировать его к условиям садика после лета.
Как использовать сказкотерапию для адаптации детей
Когда малыши ввернутся в сад после лета, предложите им поработать с готовой сказкой или придумать свою. Разыграйте сюжет про возвращение в детский сад: это позволит ребятам отвлечься от окружающей действительности.
Как сказкотерапия помогает детям
1. Снимает эмоциональное и мышечное напряжение.
2. Снижает импульсивность, тревогу.
3. Развивает навыки взаимодействия детей друг с другом.
4. Формирует внимание, восприятие речи, воображение.
5. Развивает общую и мелкую моторику, координацию движений.
Помните, что вы активный участник игры в сказку, и именно от вас дети должны получить положительные эмоции. Вовлекайте их в игру, объясняйте действия и подбадривайте. Поощряйте естественные реакции малышей.
Если не все дети сразу включаются в процесс игры в сказку, то на первых порах положительным считается уже то, что ребенок просто наблюдает за происходящим. В этот момент он забывает, где он и то, что рядом нет мамы.
Как сказки помогают родителям вернуть малышей в садик
Родители, как и воспитатель, могут использовать сказкотерапию для психологической и эмоциональной поддержки ребенка, который пришел в детский сад после летнего отдыха. Правила для родителей такие же, как и для вас: разыграть с ребятами сказку про возвращение в садик.
ПРИМЕРЫ СКАЗОК, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
Сказка 1. Котенок Кузька идет в детский сад
Котенок Кузька идет в детский сад
Жил-был котенок Кузька. Он был серенький, только ушки у него были беленькие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка.
Как-то раз мама сказала Кузьке:
— Завтра ты в первый раз пойдёшь в детский сад для котят.
— Детский сад?! А что это такое? — немного испугавшись, спросил котёнок.
— Детский сад — это такое место, где все котята вместе играют, кушают и спят, — улыбнулась мама-кошка.
— Мамочка, а мой друг Дружок тоже там будет?
— Нет, Кузька. Дружок будет ходить в детский сад для щенков. А по вечерам и в выходные вы будите встречаться и рассказывать друг другу, как вы хорошо провели время в садике, что нового узнали, в какие игры играли, — объяснила мама Кузьке.
— Мамочка, мне грустно будет без Дружка. А ты со мной будешь? — спросил.
— Нет, любимый мой, я тебя отведу в садик, а затем уйду домой. Ты там будешь играть с другими котятами и воспитательницами, пить молочко, спать. Не заметишь, как время пролетит, и я приду за тобой.
Кузька внимательно выслушал маму, все понял, но ему не очень хотелось идти в садик. Он не мог представить себе, что столько времени будет один, без мамы. Тем более, что Дружка там с ним не будет. Котенок долго не мог заснуть, ворочался в кроватке и думал, думал про детский сад.
— Кузенька, просыпайся, вставай, пей молочко, чисть зубки, и идем в садик! — услышал котенок с утра мамин голос. Вставать с постели совсем не хотелось, но и маму расстраивать не хотелось.
На самом деле, Кузька надеялся, что мама Мурка передумает и они вместе пойдут на прогулку. По дороге котенок молчал, а мама рассказывала ему о том, что он найдет в садике новых друзей.
— Мамочка, но ведь у меня уже есть Дружок! Зачем мне другие друзья?! — сказал он кошке.
— Так ведь это совсем не плохо — иметь много друзей! И это не значит, что ты Дружка забудешь! — рассмеялась мама.
В этот момент они подошли к детскому саду. Навстречу им вышла пушистая серая кошка.
— Я твоя воспитательница, а зовут меня Пушинка, — произнесла она. — А вон там другие котята, с которыми ты сможешь играть в разные игры.
— Привет, я Мурзик! Пошли играть в догонялки! — один черненький котенок подбежал к Кузьке и потянул его за собой.
Мама Мурка помахала своему сыночку на прощание и вышла. Кузьке стало немного грустно, но Мурзик торопил его начать игру. Сначала они поиграли в догонялки, затем в прятки и в мячик, потом тетя Пушинка почитала им сказку «Кто сказал мяу», затем они выпили молочко и легли отдыхать. После сна игры продолжились. Кузька познакомился с другими котятами, было так интересно и весело, что он не заметил, как пришло время, чтобы идти домой.
— Мама, это было так здорово! — сказал он своей маме по дороге домой. — Как мне хочется об этом рассказать Дружку!
— Я думаю, что и ему есть чем с тобой поделиться, — ответила Кузькина мама.
Действительно, Дружок уже ждал котенка около дома, чтобы рассказать о своем дне, а также поиграть со своим лучшим другом. Они играли до самого вечера, но постарались пораньше лечь спать, чтобы не проспать и не опоздать в садик.
На следующее утро Кузька встал раньше мамы и помчался пить молоко и чистить зубы. Он знал, что его ждет еще один замечательный день в детском саду.
Сказка 2. Про детскую кроватку
Сказка о детской кроватке
Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельем, и они стали красивыми. И еще к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки, которые их грели. Детишкам было в кроватках хорошо, тепло и они засыпали. Кроватки очень радовались. И только одной кроватке не досталось ребеночка, и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка (или мальчик), которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была маленькая, красивая и добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придет к ней. А когда девочка приходила — кроватка старалась скорее согреть ее, и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложилась в кроватку, плакала и постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть ее и успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось ее греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. И у тебя в садики тоже есть кроватка. Она тебя очень ждет, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней.
Сказка 3. Слоненок Тоша идет в детский сад
Слоненок Тоша идет в детский сад
Жила-была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слоненок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одежку и повезла на машине в детский сад.
В детском саду его встретила тетя-воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет класть свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников, они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашел занятие: он увидел дудку, взял ее и стал гудеть.
А потом слониха-няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом...
После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошел другой слоненок, они познакомились и подружились. Слоненка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело играли. Тоша даже не заметил, как пришла мама.
В такой сказке можно рассказывать обо всем, что происходит в детском саду в течение дня. К рассказу взрослого можно добавлять комментарии ребенка. Он будет добавлять те ситуации, которые волновали его днем. Воспитатель слушает ответы ребенка на вопросы и диагностирует состояние ребенка, его переживания.
Вопросы к ребенку:
1. Как ты думаешь, весело было Тоше в детском саду?
2. Что его огорчало?
3. Что понравилось Тоше?
4. Как ты думаешь, что нужно Тоше, чтобы ему не было грустно?
Сказка 4. Сказка про свинку Пепу
Сказка про свинку Пепу
Жила-была свинка Пепа. Сейчас она любит ходить в детский садик и играть с детками. Она веселая и очень смелая. Но так было не всегда. Но раньше Пепа была трусишкой. Она боялась оставаться в садике без мамы и разговаривать с другими малышами и воспитателями, часто грустила.
А ей каждый день нужно было ходить в детский сад и оставаться там без мамы.
Дети ее приглашали в игру, а свинка Пепа отвечала «нет!», потому что ей было грустно и страшно.
Однажды во сне к ней пришла волшебная фея. «Я вижу, что тебе грустно и страшно в садике без мамы. У меня есть волшебный браслет, который поможет тебе. Но чтобы его получить, выполни три задания:
1. Собрать бабочек. Волшебные бабочки разлетелись. Их нужно собрать. А вечером положи всех бабочек под подушку. Я взамен дам тебе первую бусинку под названием «Смелость». Пепа так и сделала.
2. Нарисовать письмо радости. «Я знаю другую свинку, который очень грустно, и она не может играть с другими детьми. Чтобы ей помочь, нарисуй, как весело играть с другими свинками. Этот рисунок тоже положи под подушку. Утром ты найдешь бусинку «Веселье».
3. Сделать бусы. «Мои бусы поругались и распались, каждая бусина укатилась и сидит где-то в одиночестве. Я хочу новые бусы, которые захотят сидеть на одной нитке и дружить».
Так и сделала Пепа, а утром под подушкой нашла бусинку «Дружбы». Когда все бусинки на браслете были собраны, свинка Пепа почувствовала, что она теперь смелая, веселая и умеет дружить.
Свинка Пепа теперь ходит в детский сад с удовольствием. Она очень любить играть со своими друзьями и взрослыми. Ничего не боится и всегда в хорошем настроении.
Сказка 5. Сказка о том, как девочка Оля полюбила садик
Сказка о том, как девочка Оля полюбила садик
- Не пойду в детский сад, - сказала Оля.
- Оленька, деточка, мне нужно идти на работу, - просила ее мама. - Если я не буду работать, у нас не будет денег, а если не будет денег, нам нечего будет есть.
Но Оля вертела головой и продолжала капризничать. С кухни прибежал кот Мурзик, прыгнул к Оле на колени и сказал: «Мяу, хочу вкусного молока и рыбку».
Гав-гав, - раздался звонкий лай пуделя Артемона, вечно этот кот выпрашивает еду, я, может, тоже хочу вкусную косточку, но жду, когда меня покормят.
- Ну, вот и животным нужна еда, - сказала мама. - И черепашка ждет сочную капусту.
Оля посмотрела на животных и задумалась.
- Не так уж и плохо в детском саду. На Новый год подарки дарили, и Дед Мороз приходил, построили большую горку с ребятами и катались. Скоро 8 марта, и Анна Вячеславовна говорила, что будет утренник. Придут мамы и бабушки, а мы будем с ребятами петь, и танцевать, и читать стихи, будем дарить открытки, которые сами смастерили, и мама купит мне платье и красивый бант.
Мама вышла в прихожую. Оля, одетая в шубку и сапожки, ждала маму.
- Идем в детский сад, - сказала она маме. - Я пошутила.
С тех пор Оля всегда ходила в детсад и не капризничала. Там было всегда весело и много друзей, а когда возвращалась домой, ее радостно встречали кот, пес и черепашка, которых девочка любила кормить. А Оле мама к утреннику купила красивое платье и бант.
САМОЕ ВАЖНОЕ
Сказкотерапия поможет вам и родителям адаптировать ребенка к детскому саду после лета.
Разыграйте с детьми сказку про возвращение в детский сад, чтобы отвлечь их от окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СКАЗКОТЕРАПИЯ В АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.
Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Пять сказок, которые полезно будет рассказать ребенку перед сном, если он совсем недавно начал ходить в детский сад, и процесс адаптации трудно назвать ровным и спокойным....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Сказкотерапия, как средство адаптации к детскому саду
В материале представлены сказки, которые помогают адаптировать детей к новым условиям детского сада....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
«Сказкотерапия для адаптации к детскому саду»
Консультация для родителей «Сказкотерапия для адаптации к детскому саду»...