Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома».
учебно-методический материал (старшая группа)

Жоголева Елена Вячеславовна

Привлечь внимание и заинтересовать родителей познавательно- исследовательской деятельностью дошкольников.

Познакомить родителей с детским экспериментированием. Раскрыть его значение для развития творческих, познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

Формировать представления о правильной организации экспериментальной деятельности у ребенка-дошкольника

Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_v_starshey_grupp1.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

«Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома».

Цель

Привлечь внимание и заинтересовать родителей познавательно- исследовательской деятельностью дошкольников.

Задачи

  • Познакомить родителей с детским экспериментированием. Раскрыть его значение для развития творческих, познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментальной деятельности у ребенка-дошкольника
  • Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Ход

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о детском экспериментировании в детском саду и в семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Что такое экспериментирование?

Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.

Цель экспериментальной деятельности: формировать умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Игровая и экспериментальная деятельность являются ведущим видом деятельности в развитии дошкольника.

Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес.

Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)

• внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

• речь (в процессе рассуждений, анализирования, выводов);

• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Дети гордятся своими успехами, обмениваются опытом, знаниями, переживаниями с родителями и сверстниками.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? Как? Откуда?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

И в этом должны помогать не только воспитатели, но и родители.

Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

Во-первых, самому быть любопытным.

Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться некоторых условий:

  • проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
  • нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
  • объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ; 
  • будьте предельно осторожны при проведении экспериментов, в которых используются лекарства или химические реактивы;
  • не оставляйте детей наедине с ними;
  • не оставлять вопрос без внимания;
  • радоваться вместе с детьми, поощрять его успехи.

Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях? 

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

С некоторыми занимательными опытами мы хотим вас познакомить.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс.

Мастер – класс для родителей

«Проведение опытов с детьми в домашних условиях».

 

Цель. Познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.

Задачи.

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

 

Хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Начнем с небольшого опроса. Что для вас хорошее настроение?

• «Хорошее настроение – это…» (Улыбки, смех, радость).

• Если настроение – это цвет, то какой это цвет. А плохое?

• Если это прикосновение? (Приятное, нежное, мягкое).

Я, думаю, что у всех сейчас замечательное настроение, и мы с удовольствием будем экспериментировать!

       Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?

    Вывод. Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

     Вывод. Пузырьки газа поднимают виноградинку на поверхность.

  Опыт № 3

«Как достать скрепку, не намочив рук?».

Налейте в тарелку немного воды, опустите в нее скрепку. А теперь подумайте, как можно достать скрепку не намочив рук. В итоге опыта скрепка достается магнитом. 

   Вывод. Магнит имеет свойства притягивать металлические предметы.

Опыт № 4

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картон рукой, осторожно переверните стакан, уберите руку. Картон останется на месте, и вода из стакана не выливается. Почему?

   Вывод. На картон оказывает давление воздух.

Опыт № 5

Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды.

   Вывод. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт №6

Налейте в стакан воды добавьте немного любой краски.

Какая стала вода? Бросьте таблетку активированного угля. Что произошло? Как вы думаете почему?

Вывод. Активированный уголь очистил воду. Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя, поэтому его не видно.

Опыт №7
Возьмем два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду, апельсин утонул. Почему один утонул, а второй плавает?

Вывод. В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Опыт № 8

«Как заставить холодную воду закипеть». Берём стакан, добавляем немного воды, примерно 1/3 стакана, вливаем 1 ч. л. уксуса или лимонной кислоты, затем аккуратно добавляем 1 ч. л. соды и наблюдаем. Вода «закипела», при этом стакан остается холодным. Почему так произошло? 

Вывод. Сода с уксусом вступают в реакцию, при этом выделяется углекислый газ в виде пузырьков.

Проводя эксперименты, можно ответить на многие вопросы:

1. Почему же распускаются цветы?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему можно выйти сухим из воды?

4. Почему вода не выливается.

5.Почему не тонет яйцо?

6. Почему утонул апельсин?

Обсуждение экспериментов с родителями.

 

Подведение итогов.

 Итак, главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Они расширяет границы познавательной деятельности. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

 

Рефлексия по результатам совместной деятельности.

Уважаемые родители!  Какие ваши впечатления, что нового для себя вы узнали? Был ли вам полезен мастер-класс?

 Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. Ребенок на наглядном примере усваивает законы физики и химии, которые впоследствии будет изучать в школе. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте! Спасибо вам. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...

Родительское собрание на тему: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

. Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, та...

«Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома» Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развити...

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Привлечь внимание и заинтересовать родителей в развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста...