Когда нужна консультация логопеда?
консультация
Родителям на заметку: Когда нужна консультация логопеда?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_na_zametku.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям на заметку: Когда нужна консультация логопеда?
У родителей часто возникают вопросы: когда нужно обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать первое посещение этого специалиста? Как правило, ответственные родители начинают рано проявлять беспокойство, отмечая все недостатки речи ребенка. Однако некоторые родители, напротив, демонстрируют излишнее спокойствие и не спешат обращаться за логопедической помощью, даже если к этому есть серьезные показания. Как разобраться, нужна ли ребёнку консультация логопеда или стоит подождать?
2-3 года
Важным моментом является полутора-двухлетний возраст, когда активно начинает формироваться фразовая речь. О начале этого этапа свидетельствует стремление ребёнка объединять два лепетных слова в одну фразу: “Мама, би-би!” (Мама, машина едет!), “Дида бай” (Дедушка пошёл спать), “Папа, ди!” (Папа, иди!). Немногим позднее ребёнок, использовавший в предложении только лепетные, усечённые слова (“Баба пла” – Бабушка плачет), слова в неопределённой форме (“Мама ниська” – Мама читает книжку), начинает употреблять первые формы слов (окончания) и строить предложения из 3-х слов (“Сябака села”, “Мальцик легла пать”). К двум с половиной – трём годам синтаксическая структура предложения расширяется, ребёнок активно овладевает системой предлогов и окончаний. В случае задержки речевого развития овладение фразовой речью происходит в более поздние сроки. При этом следует отличать темповую задержку речевого развития от недоразвития речи. При темповой задержке овладение этими нормами задерживается на несколько месяцев, но в целом повторяет естественный ход речевого развития.
При общем недоразвитии речи (ОНР) отмечаются не только запаздывающее появление речи, но и патологический тип становления речевой функции. Ребёнок долго не овладевает закономерностями родного языка, у него наблюдается диспропорция в развитии различных языковых систем. Например, фиксируется длительное неусвоение правильных окончаний при достаточно развернутой структуре фразы, значительный объем пассивного словаря (понимание слов) при бедном активном словаре.
При ОНР, обусловленном моторной алалией, фразовая речь появляется очень поздно (к 3,5-5 годам) и длительное время имеет характер предложений из лепетных слов. При несвоевременно оказанной логопедической помощи это тяжелое нарушение речи может явиться причиной инвалидности, повлечь за собой вторичную задержку психического развития, отклонение в формировании мыслительных операций. Поэтому при отсутствии начала развития фразовой речи к 2,5 годам, ребенку необходима консультация логопеда. Диагноз “задержка речевого развития” может быть поставлен ребенку до трёхлетнего возраста, после трёх лет отставание от нормы определяется как общее недоразвитие речи и требует оказания незамедлительной помощи.
Еще более тревожным признаком является нарушение понимания речи. В норме развитие понимания речи опережает развитие активной речи, поэтому нужно бить тревогу, если ребенок к двум годам плохо понимает обращенную речь, не может выполнить простых инструкций (принести, дать, унести, взять, надеть, снять и др.), не отзывается на свое имя, не знает названий хорошо знакомых предметов, игрушек. Это может быть признаком тяжелого недоразвития речи, обусловленного сенсорной (сенсомоторной) алалией, или специфического речевого недоразвития, вызванного интеллектуальной недостаточностью либо аутизмом. В этом случае необходима как можно более ранняя помощь специалистов (невролога/психоневролога, логопеда, дефектолога).
Особую настороженность в вопросе наблюдения за состоянием речи следует проявлять родителям, чьи дети находятся к группе риска по неврологическим проблемам. Иногда неврологи не акцентируют внимание родителей на имеющихся у детей неврологических диагнозах (ППЦНС (перинатальная патология центральной нервной системы), ПЭП (перинатальная энцефалопатия), синдром пирамидной недостаточности, синдром двигательных нарушений) и сопутствующих им симптомах (гипо- и гипертонус, тремор, девиация (отклонение) языка, нарушения сна и др.), предпочитая говорить о проблеме вскользь, ограничиваясь лечебными мероприятиями. Поэтому для внимательных родителей нелишним будет ознакомиться с заключениями невролога в течение первого года жизни ребёнка, чтобы оценить риски возникновения у него речевых нарушений.
3-5 лет
Но вот ребенку исполнилось 3-3,5 года, и родители обращают внимание на то, что его речь обильна, но непонятна окружающим. Он неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, делает нелепые ошибки при словообразовании и словоизменении. Как быть в таком случае? Возраст от двух до пяти лет является временем активного овладения лексикой, фонетическими и грамматическими закономерностями языка, поэтому наличие грамматических ошибок, неологизмов является непременным атрибутом этого периода речевого развития. Самая сложная задача для неспециалиста – отличить эти возрастные особенности от симптоматики ОНР.
Грамматические ошибки при ОНР носят стойкий характер, не соответствуют возрастному этапу овладения той или иной языковой моделью, часто отличаются специфическими особенностями. Наибольшей специфичностью характеризуются аграмматизмы при алалии: даже при наличии фразовой речи ребёнок часто использует те окончания, которые нехарактерны для более ранних ступеней речевого развития. Например, заменяет окончания не только внутри какого-либо падежа, как это делают дети более раннего возраста, но и использует для замены окончания разных падежей или не подходящие для этой части речи окончания – “даёт козом” (даёт козе), “поливает водим” (поливает водой). В речи ребёнка обнаруживаются замены слов и непонятные (бессмысленные) слова. Чтобы не пропустить нарушения речевого развития в этом возрасте, рекомендуется один раз в год посещать логопеда.
4,5-5,5 лет
К пяти годам завершается период становления звуковой стороны речи. Следовательно, наличие дефектов звукопроизношения свидетельствует об имеющемся у ребенка речевом нарушении. При этом необходимо помнить, что период овладения шипящими звуками завершается в 3,5-4 года, а звуками Р и Л – в 5 лет. Поэтому если у ребенка в 4,5 года есть дефекты произношения свистящих и шипящих, консультация логопеда необходима. Можно начинать работу по постановке звуков Р и Л, если в 4,5 года ребёнок их искажает. Например, звук Л произносит, сближая губы ([w]), а Р – с помощью вибрации мягкого нёба. По своим акустическим характеристикам такие звуки приближены к нормальным образцам, поэтому ребёнок воспринимает их как неискажённые и не пытается воспроизвести правильную артикуляцию, как это бывает при полном отсутствии этих звуков в речи или в случае их замены. С большой долей вероятности при наличии искажений эти звуки не будут произноситься правильно и в 6 лет.
6 лет
Важным моментом является диагностика речевой готовности к школьному обучению. Часто бывает, что речевые проблемы ребёнка не видны без специального логопедического обследования. Продолжая оставаться незамеченными, во втором классе они превращаются в дисграфию, в третьем – в дизорфографию. Например, ребёнок, правильно произносящий звуки речи, может испытывать трудности различения некоторых пар звуков на слух. На письме в этом случае появляются буквенные замены (например, “часе” – чаще, “картовель” – картофель, “пчички” – птички). При несформированном языковом анализе и синтезе ребёнок затрудняется в определении границ предложений, пропускает/переставляет буквы, не дописывает слова, объединяет два слова в одно. Наличие грамматических ошибок в окончаниях и не до конца усвоенные закономерности словообразования свидетельствуют о несформированном "чувстве языка". В этом случае к концу второго – началу третьего класса образцы письма изобилуют большим количеством орфографических ошибок (дизорфография). Нарушения письма легче предупредить в дошкольном возрасте, чем потом корректировать в школе, догоняя школьную программу. Поэтому диагностика сформированности предпосылок обучения грамоте очень важна за год до начала школьного обучения.
Подводя итоги, можно сказать, что динамическое наблюдение за состоянием речи ребёнка является важным направлением профилактики речевых нарушений в дошкольном и в школьном возрасте. От своевременной диагностики и коррекции речевых нарушений зависят не только успешность овладения ребёнком школьной программой, но даже – в случае тяжёлых нарушений – вся жизнь ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Когда нужно обращаться к логопеду"
Консультация "Когда нужно обращаться к логопеду"...
Консультация для родителей "Когда нужно обращаться к логопеду?"
Материал для родителей, о том когда нужно обращаться к логопеду....
Когда нужна консультация детского логопеда?
К логопеду можно обратиться в любой момент, просто для консультации. Специалист оценит речевое развитие малыша, даст персональные рекомендации: как расширить словарный запас, как научить ребенка перес...
Консультации для родителей. Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?
В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки, коверканье слогов, небольшой словарный запас или неумение связно описывать...
Когда нужна консультация специалистов (невропатолога, психолога, логопеда, психиатра)
1.Когда ребенок появился на свет в результате неблагополучной беременности и родов (тяжелые заболевания, стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах) 2. Реб...
Родителям на заметку: "Когда нужна консультация логопеда?"
У родителей часто возникают вопросы: когда нужно обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать первое посещение этого специалиста? Как правило, ответственные родители начинают рано проявл...
Когда нужна консультация логопеда
Консультация для родителей...